Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Юсуфова Гулизар Куртумеровна
Должность: студент
Учебное заведение: Ani Art Studio
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК: 373.2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Юсуфова Гулизар Куртумеровна

студентка 41-ДО группы

Научный руководитель:

Конник Оксана Геннадьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им.

В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта

Институт педагогики, психологи и инклюзивного образования,

кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и

воспитателей дошкольных учреждений

Аннотация.

В

данной

статье

авторы

раскрывают

особенности

методической

деятельности

воспитателя

при

обучении

развития

толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Ключевые

слова.

Толерантность,

старшие

дошкольники,

методы

развития толерантности.

Abstract. In this article the authors reveal the features of the methodical

activity of the teacher in teaching the development of tolerance in children of

senior preschool age.

Key

word.

Tolerance,

senior

preschool

children,

methods

of

tolerance

development.

Актуальность

статьи.

В

современном

мире

проблема

проявления

толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном

обществе,

в век

глобализации,

интеграции,

масштабных

миграций.

В интересах

мирового

сотрудничества

необходимо,

чтобы

как

отдельные

люди, так и общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого

общества.

Толерантность

является

не

только

важным

принципом,

но

и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех

народов.

Огромную

роль

в утверждении

принципов

толерантности

отводится

педагогике.

Во

всеобщей

декларации

прав

человека

ООН

определено:

«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе

между

всеми

народами,

расовыми

и религиозными

группами

и должно

содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Цель

статьи. Раскрыть особенности развития толерантности у детей

старшего дошкольного возраста.

Основное

содержание

статьи. В дошкольном и младшем школьном

возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения,

происходит

формирование

представлений

о значимости

человеческого

достоинства,

понимание

ценности

своей

личности

и других

людей,

воспитывается

уважение

к ним,

чувство

солидарности

и стремление

к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов. [1, c.

78-82]

В

дошкольном

возрасте

происходит

активное

усвоение

ребенком

знаний

о

мире,

о

взаимоотношениях

между

людьми,

знакомство

с

социальными

ролями

и

ценностями

общества

(Л.

С.

Выготский,

А.

В.

Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Ш.Амонашвили и другие). Д. Б. Эльконин

отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в

течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных

отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и

задачах их деятельности. [4, c. 74-85]

Ученые

многих

стран

считают,

что

воспитывать

уважительное

отношение

к

другим

людям,

проявление

к

ним

интереса

необходимо

с

дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает у ребенка

формироваться

примерно

с

4-х

лет,

основываясь

на

элементарных

проявлениях общечеловеческих чувств и непринуждённых знаниях. Дети

старшего дошкольного возраста обычно не вступают в конфликт с детьми

других национальностей. [6, c. 112] Вместе с тем можно заметить проявления

иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т. д.

В их основе лежат следующие факторы:

Детская непосредственность;

Детская бестактность;

Ограниченный жизненный опыт;

Отсутствие представлений о культуре и людях других

национальностей;

Недостаток общения с ними.

Таким образом, воспитание толерантности необходимо начинать уже в

дошкольном возрасте, поскольку именно тогда закладываются ценностные

основы мировоззрения.

К старшему дошкольному возрасту у детей появляется более широкое

понимание

социальных

связей,

проявляется

готовность

и

способность

ставить себя на место другого человека и видеть вещи с позиции другого,

учитывать чужую точку зрения. К концу дошкольного возраста у ребенка

впервые появляется представление о себе, как члене общества. [3, c. 135]

Толерантность

старшего

дошкольника

-

формирующееся

на

основе

познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания

ребенком

разных

культур,

определяющее

его

желание

и

умения

устанавливать

социальные

контакты

с

другими

детьми

и

взрослыми,

независимо

от

их

пола,

этнической

принадлежности,

физических

особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности

к взаимодействию и сотрудничеству.

Основными

критериями

проявлений

толерантности

в

старшем

дошкольном

возрасте

являются

коммуникативный

и

эмоционально-

оценочный. Каждый из критериев раскрываются в ряде показателей. [8, c. 3-

12]

Коммуникативный критерий включает следующие показатели:

Общительность, проявляющуюся в открытости, естественности и

легкости

в

установлении

непосредственных

межличностных

контактов со сверстниками и взрослыми;

Умение

выстраивать

отношения

со

сверстниками

на

основе

понимания их чувств и желаний;

Миролюбие,

проявляющееся

в

стремлении

к

достижению

согласия, в стремлении разрешать конфликты без использования

принуждения и насилия.

Эмоционально-оценочный

критерий

включает

п о ка зат е л и :

эмпатийность как способность к сопереживанию, сочувствию и содействию;

доброжелательность как дружеское расположение к другим людям, настрой

на позитивные взаимоотношения; позитивное отношение к представителям

других

рас

и

национальностей,

проявляющееся

в

интересе,

желании

познакомиться и подружиться с ними; активно-гуманистическое отношение к

людям

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

проявляющееся

в

сопереживании и стремлении оказать посильную помощь. [7, c. 12-16]

Возможность

формирования

начал толерантности

в

старшем

дошкольном возрасте

обусловлена

рядом

психолого-педагогических

предпосылок, отражающих характерные особенности этого возраста.

Формирование

когнитивного

компонента

обусловлено

особой

о т к р ы т о с т ь ю ,

в ы с о ко й

в о с п р и и м ч и в о с т ь ю

р е б е н к а старшего

дошкольного возраста к социальным воздействиям и взаимодействиям, в том

числе познавательного характера. [5, c. 224]

В

основе

формирования

эмоционального

компонента

лежат

способности старших дошкольников к идентификации, эмпатии и рефлексии,

к

эмоциональному

предвосхищению,

а

также

к

интенсивному

развитию

социальных эмоций и нравственных чувств в этом возрасте.

Становление

поведенческого

компонента

обеспечивается

развитием

у старших дошкольников произвольности поведения, способности понимать

и учитывать чужую точку зрения, а также интенсивным развитием различных

форм общения со сверстниками и взрослыми. [ 2, c. 97-115]

Эффективность

процесса

воспитания толерантности

у

старших

дошкольников

обеспечивается

реализацией

следующих

педагогических

условий:

Готовностью педагогов дошкольных образовательных учреждений к

работе

по

воспитанию

толерантности

на

основе

личностно-

ориентированного взаимодействия педагогов с детьми дошкольного

возраста;

Включением ребенка в творческую деятельность по созданию и

трансформации

специальной

развивающей

п р ед м е т н о -

пространственной среды;

Комплексностью и вариативностью используемых педагогических

средств

воспитания толерантности:

художественной

литературы,

изобразительного

и

музыкального

искусства;

педагогических

ситуаций;

проектной,

театрализованной,

игровой,

коллективной

изобразительной деятельности; общения.

Выводы.

Таким

образом,

детский

сад,

являясь

первой

ступенью

становления межличностных отношений, может и должен уделять особое

внимание

проблеме

толерантности,

так

как

именно

в

детском

возрасте

закладываются

основы

поведения

человека

в

обществе.

В

интересах

мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и

общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого общества.

Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым

условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми

участниками

педагогического

процесса,

создавать

развивающую

и

обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления

толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Список использованной литературы.

1.

Абакумова,

И.В.

О

становлении

толерантной

личности

в

поликультурном

образовании /

И.В.

Абакумова//

Вопро сы

психологии. - 2009. - №3. - С. 78 - 82.

2.

Александрова

З.В.

Планета

толерантности

/Методические

разработки

//С борник

по

материалам

В с е р о с с и й с ко го

образовательного форума «Селигер -2009». М., 2010. – С. 97-115.

3.

Асмолов, А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г.

Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М.,

1998. – 135 с.

4.

Асташова

Н.А.

Проблема

воспитания

толерантности

в

системе

образовательных

учреждений

//Толерантное

сознание

и

формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб.

науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.:, 2013. - С.74-85.

5.

Бабаева, Т. И., Римашевская, Т. С. Как развивать взаимоотношения и

сотрудничество дошкольников в детском саду: учебно-методическое

пособие / Т. И. Бабаева, Т. С. Римашевская; под ред. С. Д. Ермолаева.

СПб.: Детство-Пресс, 2013. 224 с

6.

Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях

многонационального окружения / Т. Н. Вострухина. М.: Школьная

пресса, 2012. 112 с.

7.

Вульфов,

В.З.

Воспитание

толерантности:

сущность

и

средства

[Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16.

8.

Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых

приоритетов образования / Б.С. Гершунский //Педагогика. - 2009. -

№7. - С. 3 - 12.



В раздел образования