Напоминание

"Организация домашней работы по предмету Естествознание по новым образовательным программам"


Авторы: Таушева Жадра Нагашваевна, Данильченко Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры дино
Учебное заведение: ГУ "Средняя школа № 8 отдела образования акимата города Костаная", "КГПУ имени У. Султангазина
Населённый пункт: город Костанай, Костанайская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Организация домашней работы по предмету Естествознание по новым образовательным программам"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация домашней работы по предмету «Естествознание» по новым

образовательным программам.

Таушева Жадра Нагашваевна

Студент КГПУ имени У. Султангазина

город Костанай, Костанайская область

Өзектілігі Мақсаты

Актуальность. Цель.

Relevance. Goal.

Актуальность выражается не только в значимости темы исследования, но и

ее

недостаточной

изученности,

освещенности

в

литературе

в

связи

с

ведением новых программ, это и является основанием выбора темы.

Цель

исследования:

выяснить,

как

применение

эффективных

видов

домашних заданий влияет на повышение качества знаний, уровня школьной

мотивации младших школьников.

Аннотация

Аннотация

Abstract

В статье раскрывается понятие домашней работы как процесса включения

индивида в самостоятельную деятельность. Даются определения

разновидностей домашней работы (индивидуальная, групповая, творческая,

одна на весь класс, домашняя работа для соседа по парте,

дифференцированная). Делается вывод, что домашняя работа школьников

является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает

одной из существенных форм его организации.

Ключевые слова: домашняя работа, дифференциация, самоорганизация,

самоуправление

Гипотеза

исследования:

качество

знаний,

уровень

школьной

мотивации

младших школьников будет выше, если изучить и использовать на практике

новые виды заданий для самостоятельной домашней работы.

Объект

исследования: организация процесса обучения естествознанию в

начальной школе.

Предмет

исследования: процесс

организации

домашней

работы

по

естествознанию.

Методы

исследования:

анализ

теоретической

литературы,

наблюдение,

беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент.

В настоящее время перед школой стоит задача повышения качества знаний

школьников, подготовка их к самостоятельной трудовой и познавательной

деятельности.

В решении этой задачи важную роль играет домашняя работа учащихся.

Именно она призвана сформировать у них способности к самоорганизации,

самоуправлению собственной деятельностью.

Вопросы

домашней

работы

отражены

в

педагогических

трудах

разных

авторов: Р.М. Микельсон, Н.Г. Дайри, В.Б. Срода, Т.И. Шамова, Б.П. Есипов,

И.П.

Подласый,

И.П.

Харламов,

Ю.К.

Бабанский,

С.А.

Смирнова,

В.А.

Сластенин и др.

В теоретической части нами были рассмотрены такие вопросы, как сущность

понятия

«домашняя

работа»,

роль

домашней

работы

в

организации

самостоятельной

деятельности

младших

школьников.

Виды

домашней

работы в начальных классах.

Итак, подводя итог теоретическому анализу изучения проблемы, домашняя

работа

школьников

является

весьма

важной

составной

частью

процесса

обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

Проанализировав

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

исследования, нами был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент

включает в себя 3 этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный

Исследование было проведено на базе ГУ «Средняя школа № 8» г.Костанай.

В эксперименте приняли участие ученики 3 классов.

На констатирующем этапе нами был выявлен исходный уровень школьной

мотивации и отношения к выполнению домашней работы.

Мы провели анкетирование по методике Н.Г. Лускановой «Оценка школьной

мотивации».

Целью данной методики являлось выявить отношение учащихся к школе,

учебному процессу.

Данная методика представляет собой анкету с вопросами закрытого типа.

Учащимся предлагается внимательно прочитать вопросы и выбрать один

вариант ответа.

Уровень школьной мотивации мы определяли по критериям.

После

определения

уровня

школьной

мотивации

для

выявления

положительного

и

отрицательного

отношения

к

выполнению

домашнего

задания нами было проведено анкетирование для родителей, учащихся и

преподавателей.

Респондентам были предложены анкеты с вопросами.

После проведенных методик, было выявлено, что у большинства учащихся

школьная

мотивация

развита

недостаточно,

что

связано

с

отсутствием

положительной мотивации к выполнению домашней работы по предмету

естествознание.

Сравнивая результаты двух классов, мы определили экспериментальный и

контрольный класс.

2.2 Формирующий этап

Проведя опрос на констатирующем этапе, мы поставили перед собой цель:

правильно

организовывать

домашнюю

работу

пользуясь

различными

методиками.

Использовать

разные

виды

домашнего

задания,

тем

самым

определив самые эффективные виды, которые позволят повысить степень

обученности учащихся и развития их самостоятельности.

На

формирующем

этапе

для

проведения

исследования

был

составлен

тематический

план,

в

который

входили

темы

основных

уроков

по

естествознанию и специально подобранные разные виды домашних заданий.

1. индивидуальная домашняя работа;

2. групповая домашняя работа;

3. творческая домашняя работа;

4. дифференцированная домашняя работа;

5. одна на весь класс домашняя работа;

6. составление домашней работы для соседа по парте.

К

каждому

виду

были

разработаны

задания,

которые

и

применялись

на

практике в рамках данного эксперимента.

В

настоящее

время

завершается

контрольный

эксперимент,

который

позволяет нам утверждать, что гипотеза выдвинутая нами является верной.



В раздел образования