Напоминание

Технология вовлечения как элемент индивидуализации образовательной среды учащихся


Автор: Важенникова Евгения Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№ 54"
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Технология вовлечения как элемент индивидуализации образовательной среды учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Технология

вовлечения

как

элемент

индивидуализации

образовательной

среды

учащихся.

В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта

деятельности:

ему

делегируются

функции

управления

познавательной

деятельностью,

предоставляются

возможности

в

проектировании

собственных

образовательных

траекторий

и

свобода

выбора

учебных

действий.

Общественные

ожидания

требуют

наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его

сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр

возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной

компетентности обучающихся. Существует принципиальное различие между процессом

индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Индивидуальный подход

– это подход, предполагающий, что педагоги подбирают в соответствии с особенностями

ребенка содержание и технологии обучения и воспитания. Так, индивидуальный подход в

обучении направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом

случае педагог является главным звеном в обучающей системе: учитывая индивидуальные

особенности каждого своего ученика, и затем, проведя анализ средней успеваемости,

подготовки и успешности, педагог подбирает определенные формы, средства и методы

обучения

не

для

отдельной

личности,

а

для

общей

массы

учащихся.

В

итоге,

при

индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а

сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других ребят в классе

Индивидуализация

процесс,

при

котором

активным

в

выборе

содержания

своего

образования становится сам ребенок. При индивидуализации позиция ученика становится

активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации –

это,

прежде

всего,

научить

обучающегося

самостоятельно

управлять

своей

образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник,

репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои

собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной

образовательной

программы.

Фигура

учителя

становится

скорее

фасилитирующей

в

процессе обучения. Учитель в наше время - наставник в мире информации и помощник в

учебном

процессе.

Новое

время

выдвигает

личность

обучающегося,

его

интересы

и

потребности, на первое место.

Учителю в данных условиях необходимо формировать

новое

отношение

к

учащимся,

обновлять

содержание

и

методику

преподавания,

технологии, используемые в обучении, методы оценки деятельности учеников и меняться

самому.

Кроме того, нужна новая организация всего образовательного процесса – он должен быть

организован, как процесс предоставления ребенку разных образовательных возможностей

и

организация

выбора

ребенком

из

разных

предложений

своего

индивидуального

направления образования и способа его получения – взрослый становится для ребенка

организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии

решения.

Индивидуализация обучения может осуществляться по:

- содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности

получаемого образования;

- по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко

изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях (для этого также могут

использоваться

индивидуальные

планы

работы,

договора

о

целевой

подготовке,

элективные дисциплины),

-

по

времени,

допуская

изменение

в

определённых

пределах

регламента

изучения

определённого

объёма

учебного

материала

в

соответствии

с

индивидуально-

психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.

Активность

как

индивидуальной

и

коллективной

самостоятельной

и

специально

организованной

учебно-познавательной

деятельности

обучающихся,

развивается

и

поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем

мотивов,

обучающихся

выступают:

творческий

характер

учебно-познавательной

деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная

вовлеченность.

Одной

из

технологий, направленной

на

активное

заинтересованное

участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на

уроке

каждого

ученика,

а

также

на

формирование

нацеленности

обучающихся

на

достижение результатов, является технология вовлечения. Вовлечение — вот главный

девиз

образования.

Особенно

актуально

это

в

сфере

специального

образования,

где

ученики

не

всегда

чувствуют

себя

успешными

и

не

могут

насладиться

процессом

обучения. Поиск способов, позволяющих вовлечь таких учеников в работу, станет первым

шагом, который поможет им в достижении своих целей — как социальных, так и учебных.

В этой технологии можно выделить следующие составляющие: модель «Перевернутый

класс», игрофикация, техника сторителлинга.

На

своих

уроках

я

использую

модель

обучения «Перевернутый

класс».

Эта

модель позволяет перейти от главенства учителя к позиции помощника в образовательном

процессе. Модель образовательного процесса под названием «перевернутый класс» – это

разновидность смешанного обучения. Благодаря этой модели, теоретический материал

изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и

коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и

т.п.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество,

взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на

создание

учениками

нового

учебного

продукта.

Кроме

того,

на

уроке

у

учителя

высвобождается время для контакта и индивидуальной работы с учениками. Достигается

это за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных

материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно.

Работая совместно,

учащиеся

могут

свободно

помогать

друг

другу,

не

завися

от

темпа

работы

других

учащихся

или

инструкций

учителя.

У

педагога

появляется

возможность

работать

с

учеником один на один.

Также эффективным средством повышения мотивации я считаю игрофикацию.

И

грофикация

это

общая

игровая

оболочка

для

какого-либо

целенаправленного

процесса. Результатом и целью внедрения такой игровой оболочки в жизнь является не

просто повышение мотивации или интереса, а изменение системного поведения человека,

группы людей, некой части или общества в целом. Большую роль в развитии игрофикации

сыграли рост социальных сетей и распространение технических средств, связанных с

быстрым обменом информацией.

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с

конкретной

структурой

и

интересным

героем,

которая

направлена

на

разрешение

п е д а г о г и ч е с к и х

в о п р о с о в

в о с п и т а н и я ,

р а з в и т и я

и

о б у ч е н и я .

Технология вовлечения позволяет применять формирующее оценивание.

Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм

обратной

связи

и

постоянно

поддерживает

его

в

работающем

состоянии.

Используя

широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель

получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся.

Преподаватели

поддерживают

этот

механизм,

предоставляя

ученикам

обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс

учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя

опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание.

На этапе домашней работы используется рефлексивное оценивание, которое

позволяет учащимся определить свой уровень знаний по конкретной теме.

На этапе актуализации учитель проводит прогностическое оценивание, в

ходе

которого

проверяется

усвоение

нового

знания

и

на

основе

этого

оценивания

создаются дифференцированные группы (репродуктивная, продуктивная, творческая) для

работы на уроке, которые в зависимости от рефлексивного оценивания могут менять

состав.

На

этапе

ретроспективного

оценивания

уровень

усвоения

материала

и

планирование

дальнейшей

деятельности

ученика

и

учителя.

Кроме

того,

учащиеся

проводят самооценку знаний и умений по данной теме.



В раздел образования