Напоминание

некоторые особенности организации исполнительского творчества детей и подростков на хореографических отделениях ДШИ


Автор: Алексенцева Татьяна Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Лысогорская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Лысые Горы
Наименование материала: статья
Тема: некоторые особенности организации исполнительского творчества детей и подростков на хореографических отделениях ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Некоторые особенности организации исполнительского творчества

детей и подростков на хореографических отделениях ДШИ

Одной из форм хореографического образования являются хореографические

отделения детских школ искусств, реализующие дополнительные общеобразовательные

предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области хореографического

искусства. Как показала практика, организация работы хореографических отделений,

задачами которого являются начальное хореографическое образование и эстетическое

воспитание средствами хореографического искусства – сложный процесс, выдвигающий

ряд проблем, обусловленный спецификой учебного заведения.

Становление и совершенствование учебно-воспитательного процесса связано не только с

разработкой и внедрением новых методов и форм работы с обучающимися, но также и с

поиском наиболее рациональных и действенных методов и приемов организации

исполнительского творчества детей и подростков.

Одной из таких проблем является организация творческого коллектива

хореографического отделения ДШИ, создание соответствующего репертуара такого

коллектива, организация репетиционной и концертной деятельности в рамках учебного

плана образовательного учреждения.

Хореографическое отделения не ставит своей целью подготовку профессиональных

артистов балета, поэтому обучающиеся, как правило, не имеют перспектив

профессионального исполнительства. Хотя для наиболее одаренных детей этот путь не

исключается, основная часть учащихся должна получить возможность раскрыть

заложенные в каждом творческий потенциал и реализовать его в соответствующем

репертуаре за весь период обучения.

Таким образом, одной из основных специфических особенностей

хореографического отделения школы искусств как учреждения дополнительного

образования является сочетание одновременной деятельности учебного заведения,

работающего по определенному учебному плану, и исполнительского коллектива,

организованного на студийных началах.

В этих условиях основным моментом, определяющим в итоге подлинную

эффективность учебно-воспитательного процесса, становиться вопрос о правильном

сочетании и соотношении обучения танцевальным дисциплинам и концертной

деятельности. Поэтому при всей необходимости хорошо налаженного учебного процесса

нельзя превращать в самоцель, абсолютизировать – так же, как нельзя свести всю работу

отделения к «натаскиванию» на концертный репертуар. Репетиции должны развивать и

закреплять знания и навыки, приобретенные на уроках, а также прививать новые,

связанные с работой над раскрытием танцевального образа, с решением круга

исполнительских задач, предъявляемых сценой.

Актуальность. Проблема подбора репертуара всегда пользуется повышенным

вниманием хореографов - практиков. Стоит вопрос о подборе такого репертуара который

был доступен для качественного исполнения обучащимися ДШИ отвечал эстетическому

уровню, а также нес в себе учебно - воспитательные задачи.

В нашей школе начали реализоваться новые предпрофессиональные программы, в

которых предусмотрен отдельный предмет – «Подготовка концертных номеров». Учебный

предмет «Подготовка концертных номеров» неразрывно связан со всеми предметами

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области

хореографического искусства «Хореографическое творчество». На занятиях применяются

знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического танца,

народно-сценического танца и других дисциплин. Процесс подготовки концертных

номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных

жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью,

выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует

выявлению творческого потенциала индивидуальности каждого учащегося, включая в

работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся

должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и

реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.

Подход к подбору и формированию репертуара.

Репертуар - «лицо» коллектива, а в условиях существования нашей школы не

только коллектива, но и подчас и всей школы. Репертуар является одним из показателей

развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и

творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции.

Для того чтобы коллектив был востребованным, успешным, интересным

необходимо уделять особое внимание формированию репертуара. От его насыщенности и

разнообразия зависит успех коллектива, как у зрителей, так и у желающих присоединиться

к нему новых участников.

Формирование репертуара определяет всю учебно - воспитательную деятельность

коллектива. Он является одним из показателей развития коллектива, определяет его

творческую жизнь.

Главное условие, которое должно соблюдаться при подборе и формировании

репертуара – это соответствие уровня художественного и психологического развития

обучающихся тем творческим задачам, которые ставит перед ним конкретная постановка.

Вопрос о таком соответствии должен решаться с учетом индивидуальных возможностей

каждого обучающегося. То, что доступно одному может оказаться непосильным для

других, именно в творческом плане, при равенстве физических и технических данных.

Этого принципа необходимо придерживаться, создавая постановку в любом жанре и на

любом лексическом материале. Недостаточная техническая подготовка и отсутствие

необходимого актерского потенциала, а также пластические особенности детской фигуры

могут превратить концертное выступление в пародию.

Следуют отметить, что такие художественно несостоятельные постановки наносят

огромный вред вопросу воспитания не только зрителей, но и самих исполнителей. Они

развивают у исполнителей излишнее самомнение, претензии на «взрослый» репертуар

профессионального ансамбля танца, извращение художественного вкуса.

Главная воспитательная цель работы над репертуаром - максимальное расширение

кругозора обучающихся. Развитие правильных представлений о подлинных

художественных ценностях в искусстве, критический подход к своей работе, творческое

отношение к делу, то есть в стенах школы искусств необходимо учить «любить

искусство», а не «себя в искусстве».

Наличие в учебном плане ДПОП «Хореографическое творчество» ряда

танцевальных дисциплин – классического, народно-сценического, а в вариативной части

историко-бытового а также современного танцев – способствуют максимальному

расширению репертуара, выходу его из узких рамок одного жанра исполнительского

стиля, реализации возможностей каждого обучающегося.

Таким образом, наиболее правильным было бы использования в репертуаре

отделения танцевального материала по всем предметам учебного плана, чтобы каждый

предмет «имел выход» на сценическую площадку. В этом заключается огромный

творческий и воспитательный потенциал, заложенный в самой структуре

хореографического отделения, который на практике, к сожалению ещё далеко не везде

используется.

В работе каждой школы искусств, складываются свои репертуарные традиции,

обусловленные рядом фактов (преподавательский состав, контингент учащихся, наличие

той или иной сценической площадки для выступления). Как правило, основой концертного

репертуара является народно-сценический танец, так как он доступен большинству детей,

дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени

сложности для каждой возрастной группы. Неисчерпаемые богатства национального

танца раскрывает перед ними широкую перспективу их творческих и исполнительских

задатков. Сюда могут входить и отдельные номера, и сюиты, и хореографические

миниатюры, построенные на народном материале, и целые концертные отделения,

состоящие из нескольких номеров, связанных единым режиссерским замыслом.

Необходимо отметить тенденцию к перезагрузки постановок различными

шаблонными «трюками», взятыми из репертуара взрослых ансамблей, и зачастую

технически недоступных для детского исполнения. Именно в таких случаях работа по

предмету «Народно-сценический танец» строится по принципу «натаскивание на

определенное движение или «трюк» минуя весь программный материал, в ущерб

развитию учебного процесса. Такое построение занятий, с одной стороны, нарушает

принцип последовательности изучение программного материала, а с другой, не отвечает

задаче бережного сохранения и выявления, как в постановке номера, так и в исполнении,

подлинных национальных особенностей танца, раскрытия и передачи глубины его

художественного содержания и красоты формы. Эта задача вполне разрешена на всех

ступенях обучения, начиная с младшего возраста, и может быть решена с привлечением

минимума технических средств, если в танце есть интересный, нестандартный рисунок,

или он построен на сюжетной основе, с использованием игрового начала и т.д. Здесь все

зависит от вкуса, такта, творческого подхода к работе постановщика и преподавателя.

Например, у нас в репертуаре много номеров построенных на региональных особенностях

русского танца есть и казачий танец, и Архангельский хоровод, Тульская плясовая,

Саратовский перепляс. Каждый из этих номеров по своему не повторим, несет в себе

многообразие танцевальной культуры России. Традиционно сложилось так, что изучение

областных особенностей начинается только на базе высших образовательных учреждений.

Мы же попытались приступить к этому вопросу несколько раньше и включать эту

обширную тему в уроки по предмету народно-сценический танец с 5 класса (3 год

обучения).

Проблема состоит в том, что не разработана единая методика преподавания областных

особенностей русского народного танца, нет программ по изучению дисциплины, нет

целостного исследования механизмов хореографического творчества.

На восприятие номера зрителем большое внимание оказывает оформление номера,

и в частности костюмы исполнителей, которые должны быть интересными по решению,

цвету и крою, отвечать задачам раскрытия сценического образа и учитывать особенности

детской фигуры. Вопрос сценического костюма настоль большой, что по праву может

быть темой отдельной самостоятельной работы.

Классический танец (не как учебный предмет, закладывающий фундамент

исполнительской культуры танцовщика, а как сценический жанр) должен использоваться

на хореографических отделениях школ искусств с известной осторожностью. Здесь нужно

проявить особый такт и чувство меры.

Классический танец предъявляет ряд жестких требований к исполнению, без

которых он теряет свою художественную ценность и перестает быть средством

эстетического воспитания. Это относиться, в первую очередь, к физическим данным

исполнителя к качеству его обучения. При этом важна не только правильность выполнения

отдельных па и технических приемов, но главное точность манеры и стиля исполнения.

Поэтому поручать такой репертуар можно лишь обучающимся, имеющими

соответствующие данные. Поскольку, возможности учащихся школ искусств в

большинстве случаев ограниченны, основной путь создания репертуара на основе

классического танца - постановка оригинальных произведений, рассчитанных на данных

конкретных исполнителей, и не ставящими перед ними непосильных задач, а также не

претендующих на сравнение с классикой на сцене профессионального театра.

Однако при соблюдении художественного такта и при условии тщательного отбора

возможно использование классического танца как основы для сценического номера. Такие

постановки обогатят и расширят круг тем и образов, создаваемых на школьной сцене,

помогут полнее раскрыть способности отдельных учащихся, а также освоить более

сложную сценическую форму. При этом нельзя забывать что, опыт, исполнительская

культура, традиции, репертуар накапливаются, как правило, в течении длительного

периода.

Большой интерес для хореографических отделений составляет репертуар,

созданный на основе современного танца. Этот вид хореографического искусства имеет

необозримые возможности в творческом аспекте. Современная хореография, имея свои

определенные принципы, собрав в себе все самое ценное и прогрессивное из других

танцевальных школ, дает бескрайний простор полету творческой мысли. Возможность

изобретать новую пластику движения, развивать и воплощать ее на сцене, возможность

самовыражения и самореализации и есть главное специфическое отличие работы

коллектива современной хореографии. Сегодня искусство современной хореографии, как

никогда, переживает период бурного роста, смело обновляет свою образную поэтику,

образно-эмоциональное содержание, органично способное к танцевально-пластическому

выражению передовых идей современности, не говоря уже о большой популярности

которой оно пользуется у подростков. Пока, к сожалению, в репертуаре нашего коллектива

постановок на основе современного танца не много, но они, безусловно, интересны как

для исполнителей, так и для зрителей. Сегодня, проводятся много фестивалей и конкурсов

современного искусства, где все это очень востребовано и мы, конечно, хотим идти в

ногу со временем. В перспективе планируется отводить больше времени и внимания

именно таким работам.

Формы и жанры.

В процессе создания репертуара хореографические отделения стремятся освоить

всё разнообразие хореографических форм и жанров, сложившихся на сегодняшний день в

исполнительской практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов. Эта

тенденция, как основная линия развития хореографических отделений признанна

правильной, при условии точного учета специфики их работы и реальных возможностей, о

которых говорилось выше.

Примеров такого творческого подхода немало. Например, в нашей школе искусств

найдена интересная форма популяризации танцевального искусства, знакомящего

широкого зрителя с творческой «кухней» исполнителей и создателей танца, трудностями

учебно-тренировочной работы. Речь идет о своеобразном преломлении в условиях школы

искусств такой популярной формы как класс-концерт. В таком постановке используется,

например лексика, не выходящая за пределы четвертого класса, фрагменты экзерсисов у

станка и на середине зала по классическому и народно-сценическому танцам. Такие

выступления имели заслуженный успех у родителей обучающихся. Это позволяет

родителям быть более осведомленными в работе нашей школы, следить за достижениями

своего ребёнка не от концерта к концерту, а систематически наблюдать за его ростом, или

наоборот оперативно вмешаться, если возникают проблемы.

Широко используется в репертуаре и такая форма как танцевальная сюита чаще

всего на материале народно-сценического танца реже эстрадного и современного.

В работе хореографических отделений следует полнее использовать такие

сценические формы как тематический или сюжетный танец, так как именно они являются

для учащихся школой актерского мастерства. К сожалению, в репертуаре нашего

школьного коллектива таких постановок не много. Причин для этого достаточно,

недостаток времени для работы с такой постановкой, в которой будет занято лишь малое

количество обучающихся, а подчас и из разных классов.

В настоящее время в репертуаре нашего коллектива значительное место занимают

массовые постановки, позволяющие привлечь максимальное количество учащихся. Такие

постановки, как правило, пользуются успехом у зрителя, часто привлекаются на

различные массовые праздники. Однако нельзя недооценивать номеров камерного плана,

имеющих большое значение для раскрытия и воспитания творческой индивидуальности

обучающихся. В связи с эти закономерно выступление наиболее одаренных и освоивших

танцевальное мастерство учащихся в роли солистов в номерах, рассчитанных на одного

или нескольких исполнителей. Материалом для таких постановок может послужить как

раз классический танец.

Танец малой формы т.е с небольшим количеством исполнителей выдвигает перед

автором постановки и её участниками сложную задачу: добиться максимального

воздействия на зрителей при строгой ограниченности средств. При невозможности

использовать широкопространственные композиции акцент переноситься на развитие

лексики танца, что требует повышенного внимания к образному началу,

индивидуализации танцевального языка каждого исполнителя. В условиях школы

искусств это обязывает к поиску тематики, наиболее близкой доступной её учащимся.

Работа над камерным репертуаром, поскольку в нем на первый план выдвигается

художественная индивидуальность исполнителя, его личная творческая инициатива,

требует большой выразительности, углубленной работы над образом, осмысления

исполнительских задач, полной сосредоточенности и мобилизации личности. В камерном

репертуаре максимально проявляется уровень одаренности и мастерства исполнителей.

Очень важна роль камерного танцевального репертуара и в воспитании культуры

зрительского восприятия, поскольку от зрителя также требуется сосредоточенность,

чуткость, умение постигать музыкально-пластический образ. Хореографические

отделения – как хореографическая форма работы с детьми дают широкие возможности

для творческих поисков, для создания собственного интересного, оригинального

репертуара.

Организация репетиционной и концертной деятельности.

В основу репетиционной и концертной деятельности должно быть положено четкое

перспективное планирование и всей связанной с ней деятельностью преподавательского

коллектива и обучающихся, способное обеспечить гармонию учебного процесса и

сценического исполнительства.

Нет единого стиля работы, к тому же условия, в которых они существуют, весьма

различны и требуют в каждом случае особого подхода.

Организуя репетиционную и концертную работу, в первую очередь необходимо

помнить, что работа в школе искусств организованна на основе утвержденных учебных

планов и образовательных программ, выполнение которых - залог успешного обучения и

эстетического воспитания. Учебный план тот фундамент опираясь на который возможно и

необходимо поднять дело эстетического воспитания средствами хореографии на новый,

качественно более высокий уровень.

При этом недопустимо нарушение равновесия между учебной и концертной

работой и осуществление последней за счет первой. К, сожалению, практика дает немало

количество примеров, когда хореографическое отделение как учебное заведение

фактически не функционирует, а превращается в своего, рода концертную организацию,

обязанную немедленно и в любом количестве удовлетворить поступающие заявки на

танцевальные номера.

Неудовлетворение таких заявок приводит к резко отрицательной оценке работы

отделения со стороны администрации школ, общественных организаций, органов

культуры, к конфликтам между ними и преподавательским составом, справедливо

требующих элементарного соблюдения принятых в хореографии норм и правил.

Практика показала, что, в среднем, в течение года уже сложившиеся

хореографическое отделение, выступая в полном составе, не может дать, как правило,

более двух концертов в год ( один из которых отчетный). А также принять участие более

чем 4-5 концертах, показывая в них отдельные номера, без ущерба для качества

исполнения. При этом надо иметь в виду что и эти показатели весьма условны, все

зависит: контингента учащихся ( чем меньше контингент - соответственно меньше и

репертуарные возможности); наличие сценической и репетиционной площадки ( меньше

репетиционного времени и соответствующего места для репетиций – хуже по качеству

номера); наличие творческих сил на отделении, способных обеспечить композиционно

грамотные постановки, и количество преподавателей на отделении в целом; возможность

создать интересное сценическое оформление и костюмы, и многое другое.

Все это требует большой принципиальности со стороны педагогических

коллективов отделений, упорной разъяснительной и воспитательной работы со стороны

сотрудников методических объединений и специалистов хореографов, возглавляющих

работу хореографических отделений в соответствующих органах культуры.

Планировать репертуар следует сразу на весь учебный год, распределяя

репетиционную и постановочную работы между педагогами отделения и учитывая

тарификационной нагрузке каждого необходимое репетиционное время, сроки

подготовки и сдачи соответствующего номера (постановки). Естественно, если

готовится крупная работа, требующая объединенных усилий, то каждый педагог

планирует свое участие в ней, исходя, прежде всего из интересов дела, а не личных

притязаний.

Наиболее сложным моментом планирования репертуара является распределение

постановочной и репетиционной работы между педагогами отделения. Здесь не может

быть норм и правил, поскольку в каждом коллективе складывается свой "баланс"

творческих возможностей. Главным может быть лишь принцип индивидуального

подхода к каждому педагогу как творческой личности с учетом не только его

возможностей в настоящем, но и перспективы дальнейшего творческого роста.

Например: хороший учитель классического танца, но при этом посредственный

репетитор или постановщик, должен получить возможность учить предметы, которые

знает лучше других педагогов отделения; способный репетитор – больше

репетировать и так далее. На практике каждый член педагогического коллектива часто

вынужден выполнять работу, к которой он менее склонен от природы, но при

правильной организации, в интересах дела, он должен иметь возможность проявить и

развить свои способности.

Наиболее рационально, продуктивно и правильно налаженные сценическая практика

на тех отделениях, которые отказались от её организации по принципу: каждый

педагог ставит в обязательном порядке определённое количество номеров в классах, с

которыми он работает. Такой порядок, достаточно распространенный, удобен, по

мнению администрации школы, для контроля и отчетности. К тому же, на

музыкальных отделениях он является основным, что вытекает из самой специфики их

учебного процесса. Для хореографического отделения в принципе неприемлем, в

первую очередь, потому, что при такой организации невозможно создать основной

репертуарный фонд отделения, репертуар из наиболее ценных в художественном

отношении постановок, которые являлись бы необходимым материалом для каждой

ступени обучения. Без такого репертуара не может быть поступательного развития

отделения, не может формироваться его творческий облик. Например: работая с

классом, педагог создал удачный номер, затем вместе с классом перешел на

следующую ступень; удачный номер был забыт, он не стал достоянием следующего

класса и провал для отделения, и для зрителя. Так происходят непроизводительные

затраты труда, творческих сил и времени. Поэтому планирование репертуара должно

учитываться творческие перспективы отделения в целом.

Постановщики и репетиторы должны работать теми составами исполнителей,

которые соответствуют их постановочному замыслу, независимо от того, работают они

с этими учащихся в классе или нет. При этом четкое планирование работы позволит

осуществить строгий учет времени, отведенного на репетиционно - постановочную

работу.

Необходимо подчеркнуть, что установка на чрезмерно частую смену репертуара

хореографических отделений, которая широко распространена, является

неправильным. Такая " репертуарная гонка" истощает творческие силы отделение и

неизбежно приводит потери качества. Неоправданно такая позиция в отношении

зрителей: если номер действительно имеет художественную ценность, то с

удовольствием смотрится и по нескольку раз. При достаточном репертуарном фонде

можно умело разнообразить программу того или иного концерта, избегая частых

повторов, учитывая состав зрительской аудитории. Процесс замены репертуара должен

быть естественным: номера уходят из репертуара по мере "морального" старение, когда

они уже не отвечает возросшим творческим возможностям коллектива и интересам его

дальнейшего роста.

Заранее планируются также все составы исполнителей с учетом возможности

учащихся, их равномерной занятости в репертуаре и допустимых физических нагрузок.

Без этого сочетать сложную подготовку к концертному выступлению, требующих

больших организационных усилий в масштабах всего отделения, с текущей работой

над новым репертуаром и плановым учебным процессом фактически невозможно.

Иногда по ряду обстоятельств внеочередные выступления оказываются

неизбежными. Тем не менее, долг администрации школы и педагогического коллектива

отделения свести их к минимуму, так как внеочередное выступление учащихся даже с

одним номером отрицательно сказывается на всей работе в целом.

В работе ряда хореографических отделений в настоящее время начинают

складываться и более сложная форма исполнительского творчества учащихся - детский

ансамбль танца, детский театр, работающий на базе отделения. Следует лишь

отметить, что они дают гораздо больше возможностей для творческого роста, и

воспитания детей. Анализ их работы требует специального исследования.

В заключении хотелось бы отметить что, все аспекты, указанные в статье

основонны исключительно на личном опыте работы автора. Являясь в течении долгого

времени преподавателям хореографического отделения ДШИ и сталкиваясь с

подобными проблемами с которыми ежедневно сталкивается каждый преподаватель

хотелось бы поделиться собственным опытом работы с уважаемыми читателями.



В раздел образования