Напоминание

"Мыслить, искать, творить. Работа с высокомотивированными обучающимися"


Автор: Порошина Ольга Анатольевна
Должность: учитель музыки, зам директора по вр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №107
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Мыслить, искать, творить. Работа с высокомотивированными обучающимися"
Раздел: среднее образование





Назад




Порошина Ольга Анатольевна, заместитель директора ВР

учитель музыки МБОУ СОШ №107, г. Екатеринбург

Организация олимпиадного и проектного движения в школе по предмету «Музыка»

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза,

формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Эксперты признают,

ч т о

п о к а

н е ко м у

в ы я в л я т ь

о д а р е н н ы х

д е т е й

и

р а б о т а т ь

с

н и м и .

«Нет методики, которая позволяет определить талант в раннем возрасте, и очень высок

субъективизм со стороны педагогов».

Мы не говорим о музыкальной и телесно-кинестетической одаренности детей, здесь

существует

как

система

выявления,

так

и

система

поддержки

талантливых

детей:

спортивные и музыкальные школы, смотры, фестивали, конкурсы от региональных до

международных. Поэтому задача общеобразовательных учреждений

— развитие всех

остальных

видов

интеллекта,

напрямую

соприкасающихся

с

наукой,

научным

творчеством, интеллектуально-творческим мышлением.

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания

условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на

настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто

способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок

в развитии их способностей.

У ребят должна формироваться адекватная или, еще лучше, слегка завышенная

самооценка,

ведь

человек

обычно

достигает

той

планки,

которую

сам

для

себя

и

устанавливает под влиянием тех или иных факторов. Наша задача состоит в том, чтобы

ученики установили ее для себя как можно выше.

ВМБОУ

СОШ

№107

разработана

программа

развития

одаренных

детей

«МИТ:

мыслить, искать, творить» цель которой выявление одаренных детей и создание условий

для оптимального их развития. Мы ставим такие задачи:

создание системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей;

раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся;

профориентация молодежи;

разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный

процесс;

развитие познавательной активности учащихся.

Главным ориентиром развития общего образования в среднесрочной перспективе

стала

президентская

образовательная

инициатива «Наша

новая

школа»,

одним

из

ключевых направлений которой является «Система поддержки талантливых детей». В

связи с этим деятельность по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми

в нашей школе строится следующим образом:

1. Выявление

одарённых

и

талантливых

детей:

анализ

особых

успехов

и

достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.

Диагностика

потенциальных

возможностей

детей.

Психолого

педагогическое

сопровождение детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:

включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация

исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и

марафонах,

творческих

конкурсах,

предметных

олимпиадах,

научно-практических

конференциях. Вовлечение

учащихся

в

систему

дополнительного

образования.

Деятельность

исследовательского

общества

учащихся,

в

которое

входят

предметные

секции.

Мы

стараемся

повысить

интерес

обучающихся

к

разнообразным

наукам,

к

олимпиадному движению уже с начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе

и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного

уровня

сложности

по

нескольким

предметам.

Это

позволяет

увидеть

оригинально

мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт

участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные

игры и марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор

заданий в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения.

Интеллектуальная

одарённость

развивается

и

закрепляется

в

процессе

дополнительных индивидуальных занятий с ребёнком.

Результаты: школьники успешно выступают на различных олимпиадах

2017 г.- в школьной предметной олимпиаде по МХК из 45 участников 14 учащихся

стали победителями и призерами

2018 г. - в районной предметной олимпиаде из 18 участников 5 учащихся стали

победителями и призерами

В этом же году ученик 6 класса принимал участие в школьной НПК и завоевал 3

место.

2019

г. в школьной олимпиаде по МХК из 47 участников 20 учащихся стали

победителями и призерами, 10 учащихся получили возможность участия в районной

олимпиаде, получив высокие баллы.

В 2019 г. ученики 7 класса Даврешян Давид и Каликина Олеся приняли участие в

школьной НПК, Каликина Олеся успешно участвовала в районном этапе НПК.

Нужно отметить, что с развитием информационных технологий стало возможным

принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах всероссийского, международного

уровней, где, пройдя успешно заочные туры, можно получить приглашение на очное

участие.

В 2017 году 6 класс в количестве 27 человек принимали участие во Всероссийском

проекте «Умники России» , из 27 человек 12 человек стали победителями олимпиады в

области «Искусство» и получили призовые места.

С

1

марта

по

7

апреля

52

обучающихся

7-9

классов

принимали

участие

в

Международных образовательных конкурсах «Олимпис-2017- Весенняя сессия» в разделе

«Искусство» и стали обладателями 4 медалей , 135 дипломов, 47 похвальных листов.

Ещё

одной

формой

работы

по

воспитанию

учащихся,

способных

к

интеллектуальной

деятельности,

является

исследовательская

деятельность

обучающихся.. В

состав

исследовательской

группы

входят

школьники,

которые

знакомятся с азами исследовательской деятельности. Работой исследовательской группы

руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории.

Наши учащиеся успешно выступают на конференциях различного уровня. Любая победа–

это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат

длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.

В

2018

году

стала

куратором

победителей

Всероссийского

конкурса

исследовательских работ обучающихся 8-9 классов. Были представлены работы «Облик

Христа в изобразительном искусстве», « Искусство Урала», « Сергей Радонежский –

символ земли Русской». Все работы обучающихся заняли призовые места .

В 2018 году учащийся 7 класса участвовал в НПК и предоставил свою работу

«Музыкотерапия» педагогическому сообществу «Урок.РФ»

В 2018 г. ученицы 7 класса

принимали участие во всероссийской олимпиаде по

музыке и заняли 1 и 3 место

.

В 2012 г. школа стала пилотной площадкой «Инженерной школы» и включилась в

национальную

образовательную

программу

«Интеллектуально-творческий

потенциал

России» (г. Обнинск). Эта программа привлекает нас тем, что в ней могут участвовать

учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, широкий спектр олимпиад и

конкурсов по различным направлениям.

Для

детей

с

признаками

творческой

и

специальной

одарённости

музыке,

рисованию,

танцам,

технике

и

т.д.)

в

школе

разработана

и

действует

система

дополнительного образования, включающая различные кружки и секции.

В

школе

реализуются

программы

дополнительного

образования

следующих

направлений:

художественно

эстетическое,

эколого-туристическое,

физкультурно-

оздоровительное., социально-педагогическое.

В художественно-эстетическом направлении успешно

действует «Театр моды»

-«Узорочье», вокальный ансамбль «Созвучие», студия бисероплетения, изостудия

Мотивирующие факторы :.

Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. Ценные призы в рамках праздника

«За

честь

школы». Стенд «Наша гордость». . Работа с родителями одарённых детей: совместная

практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение

родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольной

родительской

конференции

и

в

рамках

школьного

праздника

«За

честь

школы»).. Работа

с

педагогическим коллективом:

Кто-то сказал:

«Судьба

ребёнка

зависит

от

опыта

и

взглядов

конкретного

педагога,

традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или

талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Работа

сложная:

дети

имеют

высокий

интеллектуальный

потенциал,

широкий

кругозор, большой уровень любознательности и на все свои вопросы ожидают серьезных

аргументированных

рассуждений. Не

творческий

учитель

не

сможет

воспитать

творческого

ученика. Поэтому

речь

идет

о

постоянной

подготовке

и

переподготовке

педагогов (обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми; повышение

профессионального

мастерства

через

курсовую

подготовку

и

аттестацию;

подбор

и

накопление

в

библиотечном

фонде

литературы,

необходимой

для

самообразования,

использование возможностей Интернет).

6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных

условий

развития

одарённости: Желательно,

чтобы

усилия

школы,

направленные

на

повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны

учреждениями

дополнительного образования и родителями.

Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет,

смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее —

дети. Сегодня все их судьбы как будто еще зависят от нас. Завтра положение изменится.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если мы

сегодня поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый

ребенок.

Использованная литература:

1 .

Л.Ю.

Ляшко,

Т.В.

Ляшко,

Е.О.

Федоровская.

Развитие

системы

поддержки

талантливых детей // Одаренный ребенок. 2011. № 1. С.8-15

2. М.А. Лемешевская. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный

ребенок. 2011. № 1.

3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.

4. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.



В раздел образования