Автор: Порошина Ольга Анатольевна
Должность: учитель музыки, зам директора по вр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №107
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Мыслить, искать, творить. Работа с высокомотивированными обучающимися"
Раздел: среднее образование
Порошина Ольга Анатольевна, заместитель директора ВР
учитель музыки МБОУ СОШ №107, г. Екатеринбург
Организация олимпиадного и проектного движения в школе по предмету «Музыка»
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза,
формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Эксперты признают,
ч т о
п о к а
н е ко м у
в ы я в л я т ь
о д а р е н н ы х
д е т е й
и
р а б о т а т ь
с
н и м и .
«Нет методики, которая позволяет определить талант в раннем возрасте, и очень высок
субъективизм со стороны педагогов».
Мы не говорим о музыкальной и телесно-кинестетической одаренности детей, здесь
существует
как
система
выявления,
так
и
система
поддержки
талантливых
детей:
спортивные и музыкальные школы, смотры, фестивали, конкурсы от региональных до
международных. Поэтому задача общеобразовательных учреждений
— развитие всех
остальных
видов
интеллекта,
напрямую
соприкасающихся
с
наукой,
научным
творчеством, интеллектуально-творческим мышлением.
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания
условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на
настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто
способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок
в развитии их способностей.
У ребят должна формироваться адекватная или, еще лучше, слегка завышенная
самооценка,
ведь
человек
обычно
достигает
той
планки,
которую
сам
для
себя
и
устанавливает под влиянием тех или иных факторов. Наша задача состоит в том, чтобы
ученики установили ее для себя как можно выше.
ВМБОУ
СОШ
№107
разработана
программа
развития
одаренных
детей
«МИТ:
мыслить, искать, творить» цель которой выявление одаренных детей и создание условий
для оптимального их развития. Мы ставим такие задачи:
создание системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей;
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся;
профориентация молодежи;
разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный
процесс;
развитие познавательной активности учащихся.
Главным ориентиром развития общего образования в среднесрочной перспективе
стала
президентская
образовательная
инициатива «Наша
новая
школа»,
одним
из
ключевых направлений которой является «Система поддержки талантливых детей». В
связи с этим деятельность по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми
в нашей школе строится следующим образом:
1. Выявление
одарённых
и
талантливых
детей:
анализ
особых
успехов
и
достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.
Диагностика
потенциальных
возможностей
детей.
Психолого
–
педагогическое
сопровождение детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:
включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация
исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и
марафонах,
творческих
конкурсах,
предметных
олимпиадах,
научно-практических
конференциях. Вовлечение
учащихся
в
систему
дополнительного
образования.
Деятельность
исследовательского
общества
учащихся,
в
которое
входят
предметные
секции.
Мы
стараемся
повысить
интерес
обучающихся
к
разнообразным
наукам,
к
олимпиадному движению уже с начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе
и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного
уровня
сложности
по
нескольким
предметам.
Это
позволяет
увидеть
оригинально
мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт
участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные
игры и марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор
заданий в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения.
Интеллектуальная
одарённость
развивается
и
закрепляется
в
процессе
дополнительных индивидуальных занятий с ребёнком.
Результаты: школьники успешно выступают на различных олимпиадах
2017 г.- в школьной предметной олимпиаде по МХК из 45 участников 14 учащихся
стали победителями и призерами
2018 г. - в районной предметной олимпиаде из 18 участников 5 учащихся стали
победителями и призерами
В этом же году ученик 6 класса принимал участие в школьной НПК и завоевал 3
место.
2019
г. в школьной олимпиаде по МХК из 47 участников 20 учащихся стали
победителями и призерами, 10 учащихся получили возможность участия в районной
олимпиаде, получив высокие баллы.
В 2019 г. ученики 7 класса Даврешян Давид и Каликина Олеся приняли участие в
школьной НПК, Каликина Олеся успешно участвовала в районном этапе НПК.
Нужно отметить, что с развитием информационных технологий стало возможным
принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах всероссийского, международного
уровней, где, пройдя успешно заочные туры, можно получить приглашение на очное
участие.
В 2017 году 6 класс в количестве 27 человек принимали участие во Всероссийском
проекте «Умники России» , из 27 человек 12 человек стали победителями олимпиады в
области «Искусство» и получили призовые места.
С
1
марта
по
7
апреля
52
обучающихся
7-9
классов
принимали
участие
в
Международных образовательных конкурсах «Олимпис-2017- Весенняя сессия» в разделе
«Искусство» и стали обладателями 4 медалей , 135 дипломов, 47 похвальных листов.
Ещё
одной
формой
работы
по
воспитанию
учащихся,
способных
к
интеллектуальной
деятельности,
является
исследовательская
деятельность
обучающихся.. В
состав
исследовательской
группы
входят
школьники,
которые
знакомятся с азами исследовательской деятельности. Работой исследовательской группы
руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории.
Наши учащиеся успешно выступают на конференциях различного уровня. Любая победа–
это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат
длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.
В
2018
году
стала
куратором
победителей
Всероссийского
конкурса
исследовательских работ обучающихся 8-9 классов. Были представлены работы «Облик
Христа в изобразительном искусстве», « Искусство Урала», « Сергей Радонежский –
символ земли Русской». Все работы обучающихся заняли призовые места .
В 2018 году учащийся 7 класса участвовал в НПК и предоставил свою работу
«Музыкотерапия» педагогическому сообществу «Урок.РФ»
В 2018 г. ученицы 7 класса
принимали участие во всероссийской олимпиаде по
музыке и заняли 1 и 3 место
.
В 2012 г. школа стала пилотной площадкой «Инженерной школы» и включилась в
национальную
образовательную
программу
«Интеллектуально-творческий
потенциал
России» (г. Обнинск). Эта программа привлекает нас тем, что в ней могут участвовать
учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, широкий спектр олимпиад и
конкурсов по различным направлениям.
Для
детей
с
признаками
творческой
и
специальной
одарённости
(к
музыке,
рисованию,
танцам,
технике
и
т.д.)
в
школе
разработана
и
действует
система
дополнительного образования, включающая различные кружки и секции.
В
школе
реализуются
программы
дополнительного
образования
следующих
направлений:
художественно
–
эстетическое,
эколого-туристическое,
физкультурно-
оздоровительное., социально-педагогическое.
В художественно-эстетическом направлении успешно
действует «Театр моды»
-«Узорочье», вокальный ансамбль «Созвучие», студия бисероплетения, изостудия
Мотивирующие факторы :.
Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. Ценные призы в рамках праздника
«За
честь
школы». Стенд «Наша гордость». . Работа с родителями одарённых детей: совместная
практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение
родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольной
родительской
конференции
и
в
рамках
школьного
праздника
«За
честь
школы»).. Работа
с
педагогическим коллективом:
Кто-то сказал:
«Судьба
ребёнка
зависит
от
опыта
и
взглядов
конкретного
педагога,
традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или
талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Работа
сложная:
дети
имеют
высокий
интеллектуальный
потенциал,
широкий
кругозор, большой уровень любознательности и на все свои вопросы ожидают серьезных
аргументированных
рассуждений. Не
творческий
учитель
не
сможет
воспитать
творческого
ученика. Поэтому
речь
идет
о
постоянной
подготовке
и
переподготовке
педагогов (обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми; повышение
профессионального
мастерства
через
курсовую
подготовку
и
аттестацию;
подбор
и
накопление
в
библиотечном
фонде
литературы,
необходимой
для
самообразования,
использование возможностей Интернет).
6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных
условий
развития
одарённости: Желательно,
чтобы
усилия
школы,
направленные
на
повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны
учреждениями
дополнительного образования и родителями.
Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет,
смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее —
дети. Сегодня все их судьбы как будто еще зависят от нас. Завтра положение изменится.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если мы
сегодня поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый
ребенок.
Использованная литература:
1 .
Л.Ю.
Ляшко,
Т.В.
Ляшко,
Е.О.
Федоровская.
Развитие
системы
поддержки
талантливых детей // Одаренный ребенок. 2011. № 1. С.8-15
2. М.А. Лемешевская. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный
ребенок. 2011. № 1.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
4. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.