Авторы: Тимиркаева Елена Васильевна, Ощепков Максим Александрович
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: Часное образовательное учреждение профессионального образования " Кемеровский
Населённый пункт: кооперативный техникум"
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел: среднее профессиональное
ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И
ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Разработчик: Тимиркаева Елена Васильевна,
Ощепков Максим Александрович
Кемерово 2020
Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны для выполнения самостоятельной работы
обучающихся во внеурочное время для укрепления опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для общего развития костно-
мышечного аппарата.
Задачами методических рекомендаций для обучающихся по выполнению
самостоятельных работ являются: - содействие воспитанию морально-волевых качеств,
самостоятельности, целеустремлённости; - воспитание нравственного становления и
формирования гармоничной личности; - улучшение физического состояния обучающихся:
- способствовать укреплению здоровья и поддержанию работоспособности в учебной
деятельности. Использование данных методических рекомендаций облегчает
индивидуальный подход к обучающимся, повышается уровень стимуляции интереса к
физическим самостоятельным занятиям, ускоряются темпы обучения двигательным
навыкам, повышается прочность их усвоения.
Критерии оценивания:
задания сделаны на 75% - удовлетворительно;
задания сделаны на 80% - хорошо;
задания сделаны на 90% - отлично.
Самостоятельная работа раздела №1 (лёгкая атлетика).
Выполнение. Бег на выносливость 3000метров . Упражнения на силу нижних конечностей.
Бег 100 метров . Бег по пересечённой местности. Прыжки через естественные
препятствия. Прыжки на скакалке. ОРУ на силу рук и плечевого пояса. Развитие
скоростно-силовых качеств.
Цель: укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую систему, развитие
выносливости, скоростно- силовых качеств, прыгучести, укрепить мышцы ног, рук и
плечевого пояса у студентов.
Задание: выполнение комплекса специально-беговых упражнений; бег в медленном темпе
до 30 минут; упражнения на силу рук нижних конечностей, бег 100 метров ; бег по
пересечённой местности; прыжки через естественные препятствия; прыжки на скакалке;
обще-развивающие упражнения на силу рук и плечевого пояса; бег 3000 метро.
Выполнение: ежедневно выполнять комплекс специально- беговых упражнений и бега в
медленном темпе на стадионе, в лесу или на спортивной площадке школы, расположенной
вблизи от дома. Комплекс специально-беговых упражнений выполняется по прямой
(длина отрезков от 30 до70 метров). Ускорение всегда выполняется в конце комплекса
упражнений на отрезке от 50 до 100 метров. Упражнения на силу нижних конечностей
необходимо выполнять утром или вечером после занятий за 45-60 минут до еды. Ходьба в
среднем темпе выполняется вечером за 2- 3 часа до сна и после 1, 5-2 часов после еды. Бег
по пересечённой местности выполняется только в лесу, парке. (по пересечённой
местности), на стадионе или на ближайшей к дому аллее. Обще-развивающие упражнения
выполняются утром, после обеда и вечером. Прыжки через естественные препятствия
выполняются через шины на школьной площадке или через любые естественные
препятствия (например в лесу). Прыжки на скакалке можно выполнять дома, на школьной
площадке, на стадионе, в лесу как в несколько подходов от 80 до 100 прыжков с
интервалом отдыха в 3-5 минут (от 3 до 6 подходов), так и 250-300 прыжков сразу можно
ежедневно. Обще развивающие упражнения на силу рук и плечевого пояса можно
выполнять как утром на зарядке, так и после занятий. Дли- тельный бег 15-20 минут
желательно выполнять на площадке, в лесу или на стадионе в равномерном темпе без
остановок.
Контроль: измерение пульса самим занимающимся и занесение пульсовой хронометрии в
отдельную тетрадь, которую студент показывает учителю по его требованию или в конце
каждого семестра.
Примерный перечень специально-беговых упражнений:
1. бег с высоким подниманием бедра;
2. бег с захлёстом голени;
3. многоскоки;
4. бег с ноги на ногу;
5. бег с прямыми ногами: - вперёд - назад - в стороны;
6. бег приставными шагами;
7. бег спиной вперёд;
8. ускорени
Примерный комплекс упражнений на силу нижних конечностей.
1. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон вперёд, руками коснуться пола 2 –
присед, руки вперёд 3 – наклон вперёд, руками коснуться пола 4 – и.п. Повторить
упражнение 6-8 раз.
2. И.П. – основная стойка 1 – упор присев 2 – упор лёжа 3 – упор присев 4 – и.п.
Повторить упражнение 10-12 раз.
3. И.П. – то же 1-8 – 8 махов правой ногой вперёд 1-8 – 8 махов левой ногой вперёд 1-8 – 8
махов правой ногой в сторону 1-8 – 8 махов левой ногой в сторону 1-8 – 8 махов правой
ногой назад 1-8 – 8 махов левой ногой назад. Повторить упражнение 4-7 раз.
4. И.П. – то же 1 – выпад правой ногой вперёд 2 – и.п. 3 – выпад левой ногой вперёд 4 –
и.п. Повторить 8-10 раз на каждую ногу.
5. И.П. – стоя правым боком к опоре, левая рука на пояс 1 - полный присед на правую ногу,
левая нога прямая вперёд 2 – и.п. 3 – 4 – повторить Повторить 10-12 раз на одну, затем
другую ногу.
6. И.П. - основная стойка. Выполнение приседаний с отягощением на ногах или в руках.
Повторить 3-5 подходов по 12-20 раз.
7. И.П. – присед Выполнять ходьбу в присяде (гусиным шагом) 30-50 м.
8. Выполнение бега на песчаном берегу или в лесу в течение 12-16 минут.
Примерный комплекс обще-развивающих упражнений на силу рук и плечевого
пояса (с гантелями).
1. И.П. – основная стойка, гантели в руках 1- гантели вверх (через стороны) 2- и.п. 3-
гантели вверх 4- и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
2. И.П. - то же 1 – гантели вверх, правую ногу назад 2 - и.п. 3 – гантели вверх, левую ногу
назад 4 – и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
3. И.П. - ноги вместе, туловище наклонить вперёд, ган- тели вниз 1 – гантели вверх, вдох 2
– и.п., выдох 3 – гантели вверх, вдох 4 – и.п., выдох Повторить упражнение 9-10 раз.
4. И.П. - ноги вместе, гантели вниз 1 – гантели вперёд, вдох 2 – гантели в стороны, выдох
3 – гантели вверх, вдох 4 – и.п., выдох. Повторить упражнение 10-12 раз.
5. И.П. - сидя на полу, гантели вниз 1 – гантели вверх, вдох 2 – гантели в стороны, выдох 3
– гантели назад, вдох 4 – и.п., выдох Повторить упражнение 8-10 раз.
6. И.П. – сидя на полу, ноги врозь, гантели на полу 1 – согнуть руки в локтевых суставах 2
– и.п. 3 – согнуть руки в локтевых суставах 4 – и.п. Повторить упражнение 12-14 раз.
7. И.П. – то же, руки в стороны 1 – согнуть руки в локтевых суставах 2 – и.п. 3 – согнуть
руки в локтевых суставах 4 – и.п. Повторить упражнение 10-12 раз.
8. И.П. - лёжа на спине, гантели вверху на полу 1 – гантели вверх 2 – и.п. 3 – гантели вверх
4 – и.п. Повторить упражнение 12-15 раз.
9. И.П. - лёжа на спине, ноги врозь, гантели в сторону 1 – коснуться правой гантелью
левой 2 – и.п. 3 – коснуться левой гантелью правой 4 – и.п. Повторить упражнение 12-15
раз.
10. И.П. – то же 1 – гантели вверх, вдох 2 – и.п., выдох 3 – гантели вверх, вдох 4 – и.п.,
выдох Повторить упражнение 10-12 раз.
Литература.
К.А. Бейсенбен. Путь к здоровью. Энергетическая грамота. – 143 с. 2. В.А. Ильин, С.А.
Полиевский. Физкультурная азбу- ка. – 32 с. 3. Н. Мельникова, С. Мягкова, А. Трескин.
Россия у истоков Олимпийского движения. – 84с. 4. Е.И.Янкелевич. Осанка красивая,
походка лёгкая. – 96 с.
Самостоятельная работа раздела №2 (гимнастика).
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 20 раз (д), 30 раз (ю). Составление комплекса
дыхательных упражнений. Обруч крутить 10-15 минут. Бег в медленном темпе до 20
минут.
Цель: развитие силы рук и плечевого пояса, сердечно- сосудистой и дыхательной
системы, укрепить мышцы брюшного пресса, развитие выносливости.
Задание: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; составление комплекса дыхательных
упражнений; обруч крутить 10-15 минут; бег в медленном темпе до 20 минут.
Выполнение: выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лёжа нужно в 6-8 подходов с
перерывами для отдыха в 10-15 минут в зависимости от подготовленности организма
обучающегося; самостоятельно составить комплекс дыхательных упражнений, который
более подходит для индивидуальных занятий и ежедневно выполнять его с утра или
вечером с максимальной глубиной вдоха и выдоха (упражнения выполняются на вдохе,
и.п. на выдохе или наоборот, но не вместе) желательно выполнение такого комплекса на
свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении; в течение 10-15минут
желательно ежедневно крутить обруч; бег в медленном темпе до 20 минут.
Контроль: измерение пульса самим занимающимся и занесение пульсовой хронометрии в
отдельную тетрадь, которую студент показывает учителю по его требованию или в конце
каждого семестра.
Примерный комплекс дыхательных упражнений
1. И.П. – основная стойка 1 – руки вперёд-вверх – прогнуться, вдох 2 – и.п., выдох 3 – руки
вперёд-вверх – прогнуться, вдох 4 – и.п., выдох. Повторить упражнение 4-7 раз.
2. И.П. – ноги врозь, руки на пояс 1-2 – прогнуться, локти отвести назад, вдох 3-4 – и.п.,
выдох Повторить упражнение 5-8 раз.
3. И.П. – ноги врозь, руки в стороны 1-2 – круговые движения в плечевых суставах вперёд,
выдох 3-4 – и.п., вдох Повторить упражнение 5-7 раз.
4. И.П. – ноги врозь, руки в стороны 1-2 – обнять руками грудную клетку, выдох 3-4 – и.п.,
вдох Повторить упражнение 8-10 раз.
5. И.П. – ноги врозь, руки вниз 1 – сгибаясь, коснуться правым локтём левого коле- на,
выдох 2-3 – наклониться вперёд, выдох 4 – и.п., вдох Повторить упражнение 6-8 раз в
одну, затем в другую сторону.
6. И.П. – основная стойка 1 – сгибаясь, коснуться правым локтём левого коле- на, выдох 2
– и.п., вдох 3 – сгибаясь, коснуться левым локтём левого колена, выдох 4 – и.п., вдох
Повторить упражнение 5-8 раз.
7. И.П. – стоя, руки вверху в «замок» 1 – наклон вправо, выдох 2 – и.п., вдох 3 – наклон
влево, выдох 4 – и.п., вдох Повторить упражнение 5-8 раз.
Примерный комплекс дыхательных упражнений с гимнастической палкой.
1. И.П. – основная стойка, палка внизу 1-4 – поднять палку вверх, вдох 5-8 – и.п., выдох
Повторить упражнение 5-8 раз.
2. И.П. – ноги врозь, палка на лопатках 1-2 – повернуть туловище вправо, вдох 3-4 – и.п.,
выдох Повторить упражнение 6-8 раз вправо, затем влево.
3. И.П. – основная стойка, палку вниз 1-2 – выпад правой ногой вперёд, палку вверх, вдох
3-4 – и.п., выдох Повторить упражнение 5-8 раз правой, затем левой но- гой.
4. И.П.основная стойка, палка вниз 1-2 – присесть на носках, палку вперёд, выдох 3-4 –
и.п., вдох Повторить упражнение 7-8 раз.
5. И.П.основная стойка, палка сзади внизу 1-3 – пружинистые наклоны вперёд и махи
руками вверх 4 – и.п. Дыхание произвольное. Повторить упражнение 5-8 раз.
Литература.
1. Будьте здоровы. Под ред.:Г.И. Гусаровой.,В.Г. Фох- тин. Автономная гим
Г.П.Котельникова. – Самара: ГУСО «Перспектива», 2007. – 304 с. 2. Твой Олимпийский
учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. – М.: Советский спорт, 1999.
– 160 с.
Самостоятельная работа раздела №3 (спортивные игры – волейбол). Броски, ловля,
передача мяча в стену, партнёру. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя у стены, лёжа на
полу. Бег в медленном темпе до 45 минут. Нижняя подача мяча, верхняя передача мяча.
ОРУ на силу верхних и нижних конечностей.
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, меткости, выносливости, силы рук и
плечевого пояса.
Задание: выполнение бросков, ловли, передачи мяча в стену, партнёру; сгибание и
разгибание рук в упоре стоя у стены, лёжа на полу; бег в медленном темпе до 45 минут;
нижняя подача мяча, верхняя передача мяча; ОРУ на силу верхних и нижних конечностей.
Выполнение: выполнять броски и ловлю мяча нужно в течение 30-45 минут с перерывами
для отдыха в 5-10 минут в зависимости от подготовленности организма. Сгибание и
разгибание рук – ежедневно утром или вечером после 2-3 часов после еды и за 2-3 часа до
сна. Бег в медленном темпе желательно выполнять после занятий через 2-2,5 часа после
еды. Нижнюю подачу и верхнюю передачу выполнять на школьной площадке с партнёром
или у стены, ОРУ - утром через 20-30 минут после сна и за 1-2 часа до еды или вечером
после занятий. Контроль: измерение пульса самим занимающимся и занесение пульсовой
хронометрии в отдельную тетрадь, которую обучающийся показывает преподавателю по
его требованию или в конце каждого семестра.
Примерный комплекс ОРУ на силу верхних и нижних конечностей.
1. Исходное положение (И.П.) – стойка ноги врозь, руки на пояс 1-4 – одно круговое
движение головой право 5-8 – одно круговое движение головой влево. Повторить
упражнение 7-8 раз.
2. И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны 1-4 – вращение кистей в лучезапястном
суставе вперёд 5-8 - вращение рук в локтевых суставах вперёд 1-4 – вращение рук в
плечевых суставах вперёд 5-8 – вращение в плечевых суставах назад 1-4 - вращение рук в
локтевых суставах назад 5-8 - вращение кистей в лучезапястном суставе назад. Повторить
упражнение 6-8 раз.
3. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1-4 – круговые движения туловища вправо 5-8 -
круговые движения туловища влево. Повторить упражнение 7-8 раз.
4.И.П. – то же 1 – наклон к правой ноге, руками коснуться ноги 2 – наклон вниз, руками
коснуться пола 3 – наклон к левой ноге, руками коснуться ноги 4 – и.п. Повторить
упражнение 8-12 раз. 5.И.П. – то же 1 – наклон вперёд, руками коснуться пола 2 – присед,
руки вперёд 3 – наклон вперёд, руками коснуться пола 4 – и.п. Повторить упражнение 6-8
раз. 4. И.П. – основная стойка 1 – упор присев 2 – упор лёжа 3 – упор присев 4 – и.п.
Повторить упражнение 12-14 раз меняя темп движения.
5. И.П. – то же 1-8 – 8 махов правой ногой вперёд 1-8 – 8 махов левой ногой вперёд 1-8 – 8
махов правой ногой в сторону 1-8 – 8 махов левой ногой в сторону 1-8 – 8 махов правой
ногой назад 1-8 – 8 махов левой ногой назад. Повторить упражнение 3-5 раз.
6. И.П. – то же 1 – выпад правой ногой вперёд 2 – и.п. 3 – выпад левой ногой вперёд 4 –
и.п. Повторить 8-10 раз на каждую ногу.
7. И.П. – упор сидя сзади, поднять ноги на высоту 30- 40 см. 1-4 – движения ногами от
бедра, как при плавании кро- лем. Повторить упражнение 3-4 раза по 20-30 секунд.
8. И.П. прыжки на месте с поворотом на 90 градусов. Повторить упражнение 30 - 40
секунд.
Литература.
1. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая ак- тивность человека. – Киев, 1997 2.
Барчуков И.С. Физическая культура. – М., 2003
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/д, 2003 2. К.А. Бейсенбен. Путь к
здоровью. Энергетическая грамота. – 143 с.
3. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков – Спортивные игры. – М.:.
Издатель- ский центр «Академия», 2001. – 520 с.
Самостоятельная работа раздела №4 (спортивные игры – баскетбол). Броски мяча с
партнёром или у стены. Ловля мяча. Упражнения с отягощением. Броски мяча. Ловля
мяча. Метание мяча в цель. Броски мяча в корзину на уличной площадке.
Цель: развитие ловкости, развитие быстроты двигательной реакции, дыхательной
системы, меткости, силы рук и плечевого пояса.
Задание: выполнение бросков мяча с партнёром или у стены, ловли мяча; упражнения с
отягощением, метание мяча в цель; броски мяча в корзину на уличной площадке.
Выполнение: выполнять броски мяча с партнёром или у стены нужно в течение 1-2 часов
с перерывами для отдыха в 5-10 минут в зависимости от подготовленности организма.
Ловлю мяча производить или с отскока от стены или от партнёра на уличной площадке
или на стадионе. Метание мяча в цель выполнять сначала с близкого расстояния, а затем
постепенно увеличивать расстояние до 10-12 метров, выполнять с места и с 3-5 шагов
разбега. Броски мяча в корзину необходимо производить на школьной площадке в течение
45-60 минут до максимально доведённых попаданий.
Контроль: измерение пульса самим занимающимся и занесение пульсовой хронометрии в
отдельную тетрадь, которую студент показывает учителю по его требованию или в конце
каждого семестра.
Примерный комплекс упражнений с отягощением (с набивным мячом).
1. И.П. ноги врозь, в руках набивной мяч 1 – правую ногу назад, мяч вперёд 2 – и.п. 3 –
левую ногу назад, руки вперёд 4 – и.п. Повторить упражнение 6-8 раз.
2. И.П. то же 1 – поворот туловища вправо, руки с мячом вперёд 2 – и.п. 3 – поворот
туловища влево, руки с мячом вперёд 4 – и.п. Повторить упражнение 6-8 раз.
3. И.П. то же 1 – наклон вперёд, руки с мячом вверх, прогнуться 2 – и.п. 3 – наклон вперёд,
руки с мячом вверх, прогнуться 4 – и.п. Повторить упражнение 7-10 раз.
4. И.П. то же 1 – присед, руки с мячом вперёд 2 – и.п. 3 – наклон вперёд, мячом коснуться
пола 4 – и.п. Повторить упражнение 6-8 раз.
5. И.П. широкая стойка, мяча внизу 1 – круговое движение мячом вправо 2 – и.п. 3 –
3круговое движение мячом влево 4 – и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
6. И.П. ноги врозь, мяч в руках сзади за спиной 1 – поднять мяч вверх 2 – и.п 3 – поднять
мяч вверх 4 – и.п. Повторить упражнение 7-8 раз.
7. И.П. то же 1 – наклон вперёд, мяч вверх 2 – и.п. 3 – наклон вперёд, мяч вверх 4 – и.п.
Повторить упражнение 6-8 раз.
8. И.П. лёжа на полу, мяч зажат между ногами, руки вдоль туловища 1 – поднять ноги
вверх 2 – и.п. 3 – поднять ноги вверх 4 – и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
9. И.П. то же 1 – поднять ноги до уровня 45 градусов 2 – поднять ноги до уровня 90
градусов 3 – опустить ноги до уровня 45 градусов 4 – и.п. Повторить упражнение 6-8 раз.
10. И.П. лёжа на животе, мяч в руках вверху на полу 1 – поднять мяч вверх 2 – и.п. 3 –
поднять мяч вверх 4 – и.п. Повторить упражнение 6-8 раз.
11. И.П. лёжа на животе, мяч зажат в ногах 1 – поднять ноги вверх 2 – и.п. 3 – поднять
ноги вверх 4 – и.п. Повторить упражнение 6-8 раз.
Литература.
1. Физическая культура: учебное пособие для уча- щихся учебных заведений/ Л.Е.
Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.
2. В.А. Ильин, С.А. Полиевский. Физкультурная аз- бука. – 32 с.
3. Твой Олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. – М.:
Советский спорт, 200. – 160 с.
Самостоятельная работа раздела №5 (общая физическая подготовка). Пресс.
Упражнения на гибкость, на координацию движений. Комплекс физических упражнений.
Цель: укрепить мышцы рук, ног, брюшного пресса развитие мышц брюшного пресса,
гибкости, координации движений, укрепить сердечно - сосудистую и дыхательную
систему.
Задание: выполнение пресса из положения лёжа на полу или из виса на гимнастической
стенке (поднимание и опускание ног), упражнения на гибкость (наклоны, махи, шпагаты,
полушпагаты), на координацию движений; комплекс физических упражнений.
Выполнение: выполнять пресс из положения лёжа на полу в течение 45-50 минут в 6-8
подходов с перерывами для отдыха в 5-10 минут. Упражнения на гибкость, на
координацию движений выполнять в течение 40-50 минут с перерывами для отдыха в 5-10
минут в зависимости от подготовленности организма. Комплекс физических упражнений
выполнять 2-3 раза в неделю на коврике или на матрасе в течение 45-55 минут с
перерывами для отдыха в 12-15 ми- нут.
Контроль: измерение пульса самим занимающимся и занесение пульсовой хронометрии в
отдельную тетрадь, которую студент показывает учителю по его требованию или в конце
каждого семестра.
Примерный комплекс физических упражнений.
1. ходьба на носках, пятках, внешнем и внутреннем своде стопы Повторять в течение 2-3
минут.
2. имитация спортивной ходьбы Повторять в течение 3-4 минут.
3. подниматься на носки и опускаться на пятки попеременно правой и левой ногой
Повторять в течение 3-4 минут.
4. лёжа на спине, выполнять круговые движения нога- ми с начала в правую сторону, затем
в левую сторону Повторять в течение 1-2 минут.
5. упражнение «велосипед» Повторять в течение 10-12 минут с перерывами для отдыха в
15-30 секунд
6. сидя на полу, ноги врозь, наклоны к правой, к левой ноге. Повторять в течение 2-3
минут.
7. сидя на полу ноги максимально широко врозь, выполнять 3 пружинистых наклона
вперёд, затем выпрямиться Повторить 8-14 раз.
8. лёжа на спине, ноги вверх, выполнять разведение и сведение прямых ног. Повторить 3
подхода по 12-15 раз.
9. лёжа на животе, руки вверх, выполнять упражнение «лодочка» Повторить упражнение
3-4 подхода по 10-12 раз (можно удерживать в течение 3-6 секунд и повторять 5-6
подходов с интервалом для отдыха в 3-15 секунд).
10. стоя на четвереньках, поднять одновременно правую руку и левую ногу, затем опустить
и выполнить левой ногой и правой рукой. Повторить упражнение в течение 1-2 минут
(можно с интервалом для отдыха в 10-15 секунд.
Литература.
1. Будьте здоровы. Под ред.:Г.И. Гусаровой.,В.Г. Фох- тин. Автономная гим
Г.П.Котельникова. – Самара: ГУСО «Перспектива», 2007. – 304 с.
2. В.Г. Фохтин. Автономная гимнастика против остео- хондроза. – 78 с.
3. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. – М.:
Физкультура и спорт, 1981 – 192 с.
4. В.А. Ильин, С.А. Полиевский. Физкультурная азбу- ка. – 32 с.
5. Будьте здоровы. Под ред.:Г.И. Гусаровой.,В.Г. Фох- тин. Автономная гимнастика
Г.П.Котельникова. – Са- мара: ГУСО «Перспектива», 2007. – 304 с.