Напоминание

"ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ"


Автор: Федосеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №375"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ

Федосеева Ольга Николаевна,

воспитатель

Муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад № 375

общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения»

Авиастроительного района г. Казани РТ

Аннотация

Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом является

актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Особенно сегодня, когда мы видим по телевидению мужчин в женской одежде,

побеждающих

на

конкурсах.

Гендерная

педагогика

дает

теоретическое

обоснование

гендерного

воспитания

дошкольников,

выявляет

психолого-

педагогические

условия

эффективного

воспитания

мальчиков

и

девочек

в

процессе их полоролевой социализации.

Само

слово

«гендер»

связано

с

именем

Р. Столлера (1968 г.).

Н.И. Абубакирова решает проблему разведения понятий «пол» и «гендер» с

помощью лингвистического анализа: «гендер» обозначает некое социальное

отношение,

а

не

биологический

пол.

С

помощью

понятия

«гендер»

исследователь пытается уйти от биологической характеристики пола и указать

на

то,

что

существуют

мужские

и

женские

социальные

роли,

успешное

овладение

которыми

обеспечит

«гармоничное»

вхождение

в

социум.

Н.И. Абубакирова считает, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное

происхождение различий мужчин и женщин.

Изучением процесса полоролевой социализации в дошкольном возрасте

занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова,

Н.В. Плисенко,

Т.А. Репина,

Н.Б. Сельверова,

Т.П. Хризман.

Дж. Лорбер,

С.

Фаррелл, К. Уэст и Д. Зиммерман

предлагали свои теории по гендорному

воспитанию детей.

Полоролевая социализация ребенка начинается с момента рождения, а это

значит, что воспитывать мальчика как мальчика и девочку как девочку нужно с

рождения. Например, мама готовит еду, а дочка ей помогает, папа строит дом, а

сын подает гвозди и инструменты.

Осознание

ребенком

своей

гендерной

идентичности

предполагает

и

определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию

и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация − это представления

ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям

мужской и женской роли. В noлopолевых предпочтениях отражается желаемая

половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты

предпочел быть мальчиком или девочкой?».

По данным психологов, гендерная идентичность формируется у детей к

возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение

за счет собственного опыта.

Среди пришедших в детский сад детей, есть дети, которые не могут

различить свой пол. На приглашение воспитателем девочек «помыть руки»,

может встать мальчик и вместе с девочками пойти в умывальную комнату.

Также обстоят дела у некоторых девочек, которые воспитываются отцом, так

как мама всегда занята (то на работе, то «просто дела»).

Уже к 3 годам дети осознают, какую одежду носят мальчики и какую

девочки. Мальчик никогда не оденет юбку, а вот в гардеробе девочек есть

брюки.

Некоторые

девочки

до

детского

сада

платье

никогда

не

носили

и

родители впервые покупают платье для дочери лишь тогда, когда наступает

время идти в детский сад. Иногда по коротким стрижкам трудно определить пол

ребенка.

Перевоспитывать

всегда

сложнее,

чем

воспитывать.

Родителям

необходимо с самого рождения ребенка приучать носить ту одежду, которую

принято носить в обществе, которое его окружает. Девочки пусть учатся носить

платья, пусть у них будут заплетены волосы, а мальчики

одевают шорты,

брюки, рубашки. В группе дети должны по внешнему виду определять кто из

детей мальчик, кто девочка.

Дошкольный возраст – это сензитивный период формирования у детей

половой принадлежности, именно в этом возрасте дети осознают свой пол

мужской или женский и в этом им помогают в первую очередь родители и

педагоги. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для

естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика и девочки;

организовывается

целенаправленная

работа

воспитателя

по

гендерному

воспитанию

детей;

упорядочивается

процесс

полоролевой

социализации

(индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции поведения).

Литература:

1.

Абубакирова

Н.И.

Что

такое

гендер?

//

Общественные

науки

и

современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.

2.

Российский

гендерный

порядок:

социологический

подход.

Коллективная

монография

/

Под

ред.

Е.

Здравомысловой,

А.

Темкиной.

СПб.:

Изд-во

Европейского университета СПб., 2007. − С. 9-33.

3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.:

Питер, 2003. – 479 с.

4.

Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Социализация личности школьника:

проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во

"Хэтер", 2011. - 274 с



В раздел образования