Автор: Федосеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №375"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
Федосеева Ольга Николаевна,
воспитатель
Муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад № 375
общеразвивающего вида с татарским языком воспитания и обучения»
Авиастроительного района г. Казани РТ
Аннотация
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом является
актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Особенно сегодня, когда мы видим по телевидению мужчин в женской одежде,
побеждающих
на
конкурсах.
Гендерная
педагогика
дает
теоретическое
обоснование
гендерного
воспитания
дошкольников,
выявляет
психолого-
педагогические
условия
эффективного
воспитания
мальчиков
и
девочек
в
процессе их полоролевой социализации.
Само
слово
«гендер»
связано
с
именем
Р. Столлера (1968 г.).
Н.И. Абубакирова решает проблему разведения понятий «пол» и «гендер» с
помощью лингвистического анализа: «гендер» обозначает некое социальное
отношение,
а
не
биологический
пол.
С
помощью
понятия
«гендер»
исследователь пытается уйти от биологической характеристики пола и указать
на
то,
что
существуют
мужские
и
женские
социальные
роли,
успешное
овладение
которыми
обеспечит
«гармоничное»
вхождение
в
социум.
Н.И. Абубакирова считает, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное
происхождение различий мужчин и женщин.
Изучением процесса полоролевой социализации в дошкольном возрасте
занимались Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Е. Ольшанникова,
Н.В. Плисенко,
Т.А. Репина,
Н.Б. Сельверова,
Т.П. Хризман.
Дж. Лорбер,
С.
Фаррелл, К. Уэст и Д. Зиммерман
предлагали свои теории по гендорному
воспитанию детей.
Полоролевая социализация ребенка начинается с момента рождения, а это
значит, что воспитывать мальчика как мальчика и девочку как девочку нужно с
рождения. Например, мама готовит еду, а дочка ей помогает, папа строит дом, а
сын подает гвозди и инструменты.
Осознание
ребенком
своей
гендерной
идентичности
предполагает
и
определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию
и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация − это представления
ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям
мужской и женской роли. В noлopолевых предпочтениях отражается желаемая
половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты
предпочел быть мальчиком или девочкой?».
По данным психологов, гендерная идентичность формируется у детей к
возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение
за счет собственного опыта.
Среди пришедших в детский сад детей, есть дети, которые не могут
различить свой пол. На приглашение воспитателем девочек «помыть руки»,
может встать мальчик и вместе с девочками пойти в умывальную комнату.
Также обстоят дела у некоторых девочек, которые воспитываются отцом, так
как мама всегда занята (то на работе, то «просто дела»).
Уже к 3 годам дети осознают, какую одежду носят мальчики и какую
девочки. Мальчик никогда не оденет юбку, а вот в гардеробе девочек есть
брюки.
Некоторые
девочки
до
детского
сада
платье
никогда
не
носили
и
родители впервые покупают платье для дочери лишь тогда, когда наступает
время идти в детский сад. Иногда по коротким стрижкам трудно определить пол
ребенка.
Перевоспитывать
всегда
сложнее,
чем
воспитывать.
Родителям
необходимо с самого рождения ребенка приучать носить ту одежду, которую
принято носить в обществе, которое его окружает. Девочки пусть учатся носить
платья, пусть у них будут заплетены волосы, а мальчики
одевают шорты,
брюки, рубашки. В группе дети должны по внешнему виду определять кто из
детей мальчик, кто девочка.
Дошкольный возраст – это сензитивный период формирования у детей
половой принадлежности, именно в этом возрасте дети осознают свой пол
мужской или женский и в этом им помогают в первую очередь родители и
педагоги. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для
естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика и девочки;
организовывается
целенаправленная
работа
воспитателя
по
гендерному
воспитанию
детей;
упорядочивается
процесс
полоролевой
социализации
(индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции поведения).
Литература:
1.
Абубакирова
Н.И.
Что
такое
гендер?
//
Общественные
науки
и
современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.
2.
Российский
гендерный
порядок:
социологический
подход.
Коллективная
монография
/
Под
ред.
Е.
Здравомысловой,
А.
Темкиной.
−
СПб.:
Изд-во
Европейского университета СПб., 2007. − С. 9-33.
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.:
Питер, 2003. – 479 с.
4.
Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Социализация личности школьника:
проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие. - Казань: Изд-во
"Хэтер", 2011. - 274 с