Автор: Чернощёкова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГАОУ МО "Балашихинский лицей"
Населённый пункт: г. Балашиха, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на
уроках литературного чтения»
Чернощёкова Светлана Анатольевна
2019 г.
Введение
Вопрос
духовно-нравственного
воспитания
детей
является
одной
из
ключевых
проблем,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством
в
целом.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной
системы и представляют собой важный компонент социального заказа для
образования. В стандартах второго поколения разработана новая концепция
воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать
формированию
духовно-нравственной
личности,
на
основе
духовных
и
культурных традиций многонационального народа.
Педагоги
России
пришли
к
осознанию,
что
единственно
правильное
воспитание
основывается
на
духовном
понимании
смысла
жизни,
на
сохранении
христианских
ценностей
и
традиций.
Чтобы
достигнуть
значимых результатов в духовном развитии школьника, необходимо ввести
системный подход в духовно-нравственном воспитании в основные предметы
в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности:
русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства.
Глава
1.
Духовно-нравственное
воспитание
младших
школьников
на
уроках литературного чтения
Огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играют уроки
литературы.
Важно
начать
работу
по
формированию
нравственных
ценностей
в
начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве,
зависит
формирование
его
отношения
к
миру.
Благодаря
изучению
православных
ценностей,
дети
глубже
познают
мир,
в
котором
жили
и
творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом,
осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю,
а в дальнейшем и защищать.
В детские годы книга играет большее значение, благодаря ей дети познают
примеры нравственности, учатся различать добро и зло. В последнее время
родители, педагоги, а также детские писатели ищут усовершенствованные
пути
к
активизации
воспитательного
потенциала
книги.
Как
мы
часто
говорим, что книга — это открытие мира. Не только сознание, но и чувства,
поступки ребенка зависят от художественного слова. Оно помогает осознать
отношения между людьми, вызывает стремление быть лучше, оно словно
окрыляет ребенка и заставляет его делать только хорошее. Во время чтения
художественной
литературы
младшие
школьники
знакомятся
с
такими
понятиями как: добро, совесть, справедливость, честность и т. п. Детская
литература
дает
возможности
расширения
кругозора
ребят,
формирует
мировоззрение и моральные представления, развивает эмоциональную сферу.
Для того, чтобы добиться высокой эффективности в области нравственного
воспитания
младших
школьников
в
процессе
ознакомления
с
детской
художественной литературой, необходимо выполнять некоторые условия: –
использовать различные методы и формы работы с книгой; – проводить
непрерывную
работу
по
ознакомлению
младших
школьников
с
детской
художественной
литературой;
–
правильно
подбирать
художественную
2
литературу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей .
Выбор
учителем
художественного
произведения
для
чтения
и
анализа
следует производить так, чтобы рассказ или сказка вызывала интерес у детей
младшего школьного возраста и способствовала развитию их нравственной
культуры. Художественные произведения, заданные учителем для чтения,
должны быть из разных жанров, а также должны ставить и раскрывать
различные проблемы и быть традиционными для детского чтения.
В условиях реализации ФГОС урочная и внеурочная деятельность позволяет
вести планомерную и систематическую работу по духовно-нравственному
воспитанию на основе чтения художественной литературы. Оптимальным
условием для воспитания духовно-нравственных качеств является создание
кружка «Путешествие в мир книг». Такие формы проведения занятий кружка
как:
литературные
часы,
поэтические
минутки,
библиотечные
уроки,
литературные
праздники,
защита
«Читательского
дневника»
являются
наиболее
результативными.
Чтобы
вызвать
интерес
у
детей
необходимо
придумывать
такие
занятия,
которые
будут
отличаться
от
других
разнообразием и необычностью. Чтение становится для детей приятным и
желанным,
когд а
оно
мотивированно
люб ознательно стью
и
целенаправленным интересом . Нравственная тематика литературных часов
включает
произведения
русской
классики,
фольклор,
произведения
современных
писателей,
отечественную
духовную
поэзию.
Список
рекомендуемой литературы выдается обучающимся заранее. В каждом классе
начальной школы проводятся литературные часы, темы которых выбирает
сам учитель, в зависимости от изученного материала на уроках, а также
возраста
и
интереса
учащихся.
Например,
в
первом
классе
тема
литературного
часа
может
звучать,
как
«В
гости
к
сказке»,
в
процессе
которого рассматриваются и анализируются русские народные сказки.
Во втором классе темы могут быть такими, как «Книги, которые учат нас
добру», так же можно затронуть тему «Мудрости наших предков» на которой
детям будет интересно узнать о многих пословицах и поговорках.
3
В
третьем
классе
учащимся
очень
интересно
анализировать
книгу
В.Драгунского
«Денискины
рассказы»,
тему
литературного
часа
можно
назвать как «Мастер доброй улыбки».
В
четвертом
классе
за
основу
художественного
произведения,
рассматриваемого на литературном часе, берутся такие произведения, как
рассказы К. М. Станюковича «Максимка» и Н.Носова «Витя Малеев в школе
и дома». Книги с моральным содержанием так же имеют большое значение в
чтении художественной литературы. Именно в них, через художественные
образы,
воспитываются
у
младшего
школьника
такие
качества,
как
сочувствие,
отзывчивость,
заботливое
отношение
к
близким.
На
литературном
часе
главную
роль
играет
обсуждение
прочитанного
произведения, так как во время непринужденной беседы дети могут выразить
свое отношение к художественному произведению. На таких часах младшие
школьники учатся выслушивать друг друга, спорить, доказывать свою точку
зрения, давать оценку поступкам героев, их мотивам. Задачей педагога на
таких
литературных
часах
является
то,
что
он
должен
помочь
детям
осмыслить отношение к героям, добиться понимания главной идеи автора.
Таким образом, у детей со временем начинает возникать желание подражать
нравственным поступкам героев. Еще одной из наиболее эффективных форм
литературного
развития
младших
школьников
является
ведение
«Читательского дневника», в котором дети оставляют свои впечатления на
самостоятельно
прочитанную
книгу.
На
начальном
этапе
ведения
читательского дневника необходима помощь учителя, родителей, потому что
ребенок остается наедине с книгой. Нужно указать ему правильные пути,
которые
помогут
рационально
мыслить
и
действовать,
как
безошибочно
извлечь
нравственную
идею
автора
книги.
Показателем
формирования
читательской
самостоятельности
и
духовно-нравственного
воспитания
является активная читательская деятельность учащихся. Ребенок извлекает из
прочитанного нравственный урок только в том случае, если усваивается как
4
нечто
личное,
пережитое
самим
собой,
а
не
каким-либо
отстраненным
нравоучением.
В начальной школе во время работы с текстами художественной литературы,
кроме традиционных могут применяться и нестандартные формы обучения,
которые в наше время стали активно применяться в различных школах. Это
могут быть такие формы занятий, как урок-игра, урок- викторина, экспресс-
опрос,
урок-анализ
первоисточников
и
др.
При
изучении
какого-либо
художественного
произведения
так
или
иначе
у
младших
школьников
происходит процесс восприятия. Для того, чтобы изучение художественного
произведения
было
эффективным
и
направлено
на
развитие
духовно-
нравственного воспитания учителю начальных классов на уроках следует
применять различные взаимодействия методов и приемов обучения.
Приведу одну из классификаций методов:
метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, беседа);
метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);
метод наглядного обучения.
На этапе первоначального восприятия текста, его выразительное прочтение
будет способствовать осмыслению произведения и улавливанию основных
мыслей, заложенных автором. Чтение с комментариями поможет младшим
школьникам заметить те факты и особенности рассказа или сказки, которые
при
самостоятельном
прочтении
не
могут
быть
восприняты
или
поняты
детьми.
Метод
беседы
особенно
эффективен
тогда,
когда
у
детей
е сть
заинтересованность в анализе произведения, когда они могут рассуждать по
теме, сопоставлять поступки героев рассказа и приходить к определенным
выводам.
Специально
составленные
познавательные
задачи
так
же
являются
эффективным приемом духовно-нравственного воспитания.
5
В
процессе
решения
таких
задач
младшие
школьники
уже
используют
известные
им
нравственные
понятия
при
размышлении
над
поступками
литературных героев и выражают свое личное отношение к ним.
На мой
взгляд, детская художественная литература обладает огромным
воспитательным
потенциалом
в
работе
по
воспитанию
духовно-
нравственных качеств у младших школьников.
Глава
2.
Роль
семьи
в
духовно-нравственном
воспитании
младших
школьников.
Жизнь
маленького
ребёнка
начинается
в
семье,
и
именно
в
семье
закладывается фундамент духовно-нравственного его развития. В семье с
раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к
окружающим людям и к нему самому. Родители передают ребенку свое
восприятие жизни: свою любовь к природе. На долгие годы дети запоминают
свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких
впечатлений
и
переживаний.
Эти
прогулки
и
зажигают
в
душе
ребенка
первую искру большой любви к родной природе. Нужно научить и беречь
свою родину.Семейные праздничные вечера,
народные песни, шествие со
взрослыми на праздничный салют, знакомство с культурой,
праздниками
своего народа,
– все это вызывает у детей те особые, светлые чувства,
гордость
за
свою
Родину,
которые
запечатлеваются
на
всю
жизнь.
О
нравственном
здоровье
семьи,
её
духовных
ценностях
можно
судить
по
установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные
практикой
семейные
традиции
оказывают
огромное
влияние
на
детей.
Прежде
всего
потому,
что
существующие
традиции
скрепляют
семью,
создают
стабильный
строй
жизни
и,
главное,
характеризуют
семью
как
коллектив. Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, хорошее
воспитание.
6
Чем крепче семья, чем крепче в неё связь между поколениями, тем выше
шансы
воспитания
в
ней
духовно
развитого
человека.
Испокон
века
воспитание
доброго
нрава
ребёнка,
развитие
его
способности
к
добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем,
насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и
наставления
в
добре
ребёнок
теряет
способность
формироваться
как
личность.
Семейные
взаимоотношения
становятся
для
него
«моделью»
по
которой
формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько
дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько
добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Именно в
семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того,
как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся
на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от
злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла. Способность радоваться
жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость,
честность,
порядочность,
умение
сострадать
другим
людям,
трудолюбие,
бережное
отношение
к
природе
–
вот
те
главные
ценности,
которые
закладываются в раннем детстве.
В
качестве
примера
предлагаю
урок
по
литературе
по
рассказу Л.
Н.
Толстого «Старый дед и внучек» (см. Приложение)
Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль
в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую
культурную,
психологическую
и
духовную
атмосферу,
в
которой
будет
формироваться
и
закрепляться
изначальное
стремление
ребёнка
к
возвышенному, святому и доброму.
7
Заключение
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания
культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л.
Н.
Толстого,
Н.
Н.
Носова
и
других
писателей
знакомят
детей
с
таким
сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание,
бездушие и милосердие.
Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на
раскрытие
каких-то
новых
зависимостей,
на
овладение
более
глубоким
видением
явлений
эмоциональной
жизни
человека.
Готовно сть
«вчувствоваться»
в
другого,
распознать
его
эмоциональное
состояние
приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий,
которые требуют от детей отождествления себя с другими.
От
учителя
зависит
многое.
Только
его
глубочайшая
и
искренняя
взволнованность, сопереживание и душевная боль могут затронуть души
учеников.
Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в
процессе
работы
над
литературным
произведением
позволяет
повышать
уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них
доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство
патриотизма; учить уважать людей.
8
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта урока литературного чтения
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
по рассказу Л. Н. Толстого
«Старый дед и внучек»
(УМК «Школа России»)
Разработала:
учитель начальных классов
С.А. Чернощёкова
МАОУ «Лицей» г.о. Балашиха
9
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
«СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»
Тема урока: Духовно-нравственное воспитание школьников
на примере рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
Цель урока: познакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств
человека.
Дидактическая
задача
урока: создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а
сплоченность семьи - это фундамент благополучия.
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»;
закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное, составлять пословицы и объяснять их смысл; формировать
представления о содержание и смысле прочитанного произведения
как средстве духовно-нравственного развития личности младших
школьников.
Развивающая: развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), подтверждать свои суждения цитатами из
текста, развивать логику, технику чтения;
развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.
Воспитательная: воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям; сформировать в сознании детей понятие слова
«доброта»;
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах,
10
Оборудование: выставка детских книг Л. Н. Толстого, портрет писателя, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока,
учебник «Литературное чтение. 2 класс.» раздаточные материалы: кластеры «Семья», наборы «Собери пословицу», карточки – цветочки
для написания предложений для «Корзины предложений».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление кластер, составление синквейна,
поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».
Планируемые результаты:
Предметные:
Составлять синквейн, выразительно читать басню наизусть, знать отличительные черты басни, воспринимать на слух чтение и рассказ
товарищей по классу; высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с
пословицами,
осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы, уметь работать с текстом, прогнозировать
содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку, выражать свои эмоции посредством выразительного чтения, ориентироваться в
нравственном содержании; выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости; проявлять
сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям, эмоционально воспринимать художественное произведения
и поступки литературных героев; оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.
11
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.
(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, в группе;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности;
проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы
на
вопросы, составлять
пословицы,
понимать
и
объяснять
их
смысл;
устанавливать
причинно-следственные
связи,
уметь
читать
произведение выразительно, плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);читать произведение,
отражая
его
настроение,
читать
(про
себя)
со
скоростью,
позволяющей
осознавать
смысл
прочитанного;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту(Познавательные УУД).
Этап урока
Содержание
Деятельность педагога
Деятельность детей
I. Самоопределение.
Организационный
момент
1.2 мин.
1.Общая
готовность
детей
к
уроку.
2.
Концентрация
внимания
детей.
1. Проверка готовности.
2.Выбор
эффективного
способа,
приёма
концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок.
Создаёт
условия
для
организованного
начала
урока,
для
самоопределения
к
1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
12
3. Общий план действий.
учебной деятельности.
Разрешите начать мне урок
Я хочу, чтобы был он вам впрок,
Предлагаю вам размышлять,
Доказывать, думать и рассуждать.
Сегодня на уроке литературного чтения мы
вновь прикоснёмся к произведениям
великих мастеров слова и рассмотрим очень
интересную и важную я надеюсь, что вы
будете активно и дружно работать и у всех
вас до конца урока сохранится прекрасное
настроение. Мы будем работать сегодня
в группах. У вас на столе находятся
Правила работы в группах. Прочитаем
их.
1. РАБОТАЕМ ДРУЖНО.
2. ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО.
3. РАСПРЕДЕЛИТЕ ОБЯЗАННОСТИ.
4.ОБЪЯСНЯЙ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
5.БУДЬТЕ ТАКТИЧНЫ.
6. БУДЬТЕ ТЕРПИМЫ К КРИТИКЕ
А сейчас потрите ладошки так, чтобы они
стали тёплыми, посмотрите на своего
соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь
ему и пожелайте друг другу удачи.
Я Я почувствовал …
Я задумался…
Я понял…
13
II.
Актуализация
знаний.
1. Актуализация знаний, появление
темы, проблемы урока.
2 . Р а б о т а
д о
з н а ко м с т в а
с
произведением
( п р о г н о з и р о в а н и е
т е м ы
произведения)
Л.Н.Толстой
в
своем
творчестве
очень
часто
обращался
к
мудрости
русского
народа,
к
пословицам и поговоркам.
-Как вы думаете, почему?
В каждой группе лежат конверты с рассыпанными
пословицами.
Соберите
их
и
объясните,
как
вы
понимаете их смысл.
Открывайте конверты. Удачи.
- Какой общей темой объединены все пословицы?
Умение работать самостоятельно в группах с
использованием
ранее
изученного
материала
и
освоенного инструментария.
- Знание пословиц и поговорок обогащает нашу
речь.
Учащиеся собирают пословицы, озвучивают их,
объясняют смысл, опираясь на жизненный опыт.
1. Вся семья вместе, и душа на месте.
2. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4. Не будет добра, коль в семье вражда.
5. Семья в куче, не страшна и туча.
Умение
самостоятельно
сформулировать
тему
у р о к а . (Ответы
детей:
тема
–
с ем ь я ,
взаимоотношения в семье)
14
II. Постановка
целей урока,
учебной задачи
IV. Изучение новой
темы
(Совместная
деятельность
п о
достижению цели).
1.
Появление целей урока
1.
Знакомство с автором
произведения.
- Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?
- Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить
кластер «Семья».
Организует работу по созданию кластера «Семья».
У вас на столах лежат карточки с незаполненными
ячейками
кластера.
Заполните
кластер,
и
через
несколько минут мы обменяемся мнениями.
-Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.
Постановка целей урока с учётом общей (учебной,
мотивационной,
эмоциональной,
психологической)
готовности учащихся к работе
.
Учитель создаёт обстановку для знакомства с
некоторыми элементами биографии Л.Н.Толстого.
Составляют
кластер
«Семья».
Обмениваются
мнениями .Выполняют индивидуальную работу
по созданию кластера «Семья»
Представляют
результат
своей
работы.
Принятие целей урока, готовность
слушать и
обсуждать.
Подготовленные дети рассказывают о жизни и
творчестве Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он
прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его
книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.
Полное собрание насчитывает 90 томов.
- Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас
там находится музей, который посещают люди всего мира.
Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву,
пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич
считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно
того человека, который всю жизнь трудился.
- Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало
школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной
Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их
по своим учебникам, которые сам же и написал.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними
на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои
произведения он писал специально для школьников.
15
В
своих
небольших
рассказах
для
детей
он
пишет
о
сочувствии,
помощи
слабым,
о
настоящей
дружбе
и
смелости
2.
П е рв ич но е
зна ком с тво
с
содержанием.
Настраивает
внимание
детей
для
прослушивания
рассказа.
Организует
прогнозирование
настроения
произведения по иллюстрации.
- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого
«Старый
дед
и
внучек»,
в
котором
речь
тоже
пойдёт
о
семье,
как
вы
и
определили
ранее.
Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, есть
ли в этой семье всё то, что должно быть в хорошей
семье?
Какое настроение будет у этого рассказа?
О р г а н и з у е т
п е р в и ч н о е
п р о с л у ш и в а н и е
Подготавливаются
к
знакомству
с
рассказом,
высказывают
предположения
о
характере,
настроении произведения.
- Грустное
16
(инсценирование) текста произведения.
-Ну что же, давайте познакомимся с произведением
Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» и проверим
ваши предположения
Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните
их. Мы с ними поработаем позже
Смотрят и слушают инсценировку произведения,
с о п о с т а в л я ю т
с в о и
п р е д п о л о ж е н и я
с
действительностью
Организует
работу
по
высказыванию
учащимися
своего мнения по результатам первичного знакомства
с текстом.
- Понравилось вам произведение?
- Понравилась ли вам эта семья?
- Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что
вы перечислили в кластере.
-Хотели бы вы быть членом такой семьи?
- Действительно ли рассказ грустный?
- Дети, вы ведь сами сказали, что рассказ грустный.
- Так почему же вам понравился этот рассказ?
Отвечают на вопросы учителя, делятся своими
впечатлениями
о
тексте,
о
настроении
и
характере рассказа, о семье, описанной в тексте.
- Ответы детей.
- Потому что закончился он хорошо.
3.Словарная работа.
Организует словарную работу.
- Какие слова для вас непонятны и незнакомы?
Выполняют
работу
с
толковым
словарём,
для
объяснения смысла незнакомых слов.
17
Найдите в словарях, что обозначают эти слова.
- Лоханка, невеста, бранить, слаживать
V.Физкультминутка
Выполняют физкультминутку
4 . В т о р и ч н о е
з н а ко м с т в о
с
произведением
Организует вторичное знакомство с текстом.
- Давайте прочитаем это произведение ещё раз и
подумаем, есть ли
здесь то, что нас удивляет,
заставило задуматься?
В результате диалога подводит детей к выводу, что
старость – тяжёлый период в жизни многих людей,
которая несёт с собой физическую слабость, немощь,
неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом
невиновен.
-Что же вас удивило? Что было непонятно.
-
Почему
же
у
дедушки
не
получалось
сделать
простые вещи аккуратно?
- Он притворялся и делал нарочно так?
Читают
произведение
и
выявляют
моменты,
непонятные для себя.
Задают
свои
вопросы.
Пытаются
ответить
на
вопросы других детей.
-Что означает « сажать за печкой»?
-«Почему сажали за печкой?
- Чтобы другие его не видели. Его стыдились.
Концептуальная беседа по тексту
Организует
фронтальную
работу
для
нахождения
ответов на вопросы в тексте (выборочное чтение).
-
Давайте
посмотрим,
как
на
этот
же
вопрос
«Почему
сажали
за
печкой»
отвечает
Толстой.
Найдите это место в тексте и прочитайте.
Отвечают
на
вопро сы
по
с од е р ж а н и ю ,
подтверждают словами из текста.
18
Другие вопросы для выборочного чтения.
-
Что
сделала
невестка,
когда
дедушка
разбил
чашку с едой? Он права?
- Как повёл себя старик?
- Как повёл себя Миша, услышав слова матери?
- Почему маленький мальчик так поступил?
-
Что
почувствовали
родители,
услышав
ответ
сына?
- Чем заканчивается рассказ?
Что хотел сказать своим рассказом Толстой?
-Ответы детей.
Подводит детей к нахождению поучения в рассказе.
- Прочитайте пословицу к произведению.
Может
ли
она
выражать
ту
мудрую
мысль,
которую хотел сказать автор читателям?
Читают
пословицу,
высказываются
о
её
соответствии главной мысли рассказа
-
Кто
родителей
почитает,
тот
вовек
не
погибает.
VI.
П о д в е д е н и е
итога.
Организует
сопоставление
поставленных
цели
и
задач с достигнутыми результатами.
- А теперь вернёмся к задачам, которые мы ставили
в начале урока.
-Итак, с каким произведением мы познакомились?
Вспоминают цели и задачи урока, делают выводы
о достижении их.
-Узнать, чему учит это произведение.
-С
рассказом
Л.
Н.
Толстого
«Старый
дед
и
19
Есть ли здесь поучение для читателя?
А знаете ли вы, как можно назвать по – другому
поучение?
В
словаре
В.
Даля
находим,
что
поучение
–
это
притча.
Подводит детей к выводу о морали басни Толстого.
- Итак, для чего же создаются басни?
- Так чему же учит басня Л. Толстого?
внучек»
- Да….
Д а ю т
о т в е т
н а
п р о б л е м н ы й
в о п р о с ,
поставленный в самом начале.
Подводит детей к выводу о морали басни Толстого.
- Итак, для чего же создаются басни?
- Так чему же учит басня Л. Толстого?
С
помощью
учителя
делают
выводы
о
цели
написания басен и о морали басни Толстого.
- Цель написание басни – научить нас правильно
поступать,
глядя
на
неправильные
поступки
героев басни.
-Правильным
взаимоотношениям
в
семье
к
старшему поколению.
5. Работа в группах по результатам
усвоения темы урока.
Организует
работу
в
группах
по
составлению
«Козины
предложений»
для
организации
более
приятных условий жизни старшего поколения.
-А
у
вас
в
семье
есть
представители
старшего
Отвечают на вопросы учителя о членах семьи, о
своём отношении к ним.
Ответы детей.
20
поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или
дедушки.
- Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа
на жизнь дедушки из рассказа Толстого?
-Давайте составим Корзину предложений о том, как
нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь
старших членов семьи была радостной.
-Вспомним правила работы в группах.
-
А
теперь
подумайте,
что
надо
делать,
чтобы
дедушкам
и
бабушкам,
которым
и
так
тяжело,
жилось
легче
и
радостнее?
Напишите
свои
предложения
на
карточках
–
цветочках.
Затем
озвучьте свои предложения и прикрепите цветочек к
корзине.
Вспоминают правила работы в группе.
1. РАБОТАЕМ ДРУЖНО.
2. ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО.
3. РАСПРЕДЕЛИТЕ ОБЯЗАННОСТИ.
4.ОБЪЯСНЯЙ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
5.БУДЬТЕ ТАКТИЧНЫ.
6. БУДЬТЕ ТЕРПИМЫ К КРИТИКЕ.
Выполняют
работу
в
группах,
по
окончанию
озвучивают предложения.
Зачитывают предложения.
Чтобы
жизнь
старшего
поколения
была
радостнее нужно:
оказывать уважение,
выражать любовь,
проявлять заботу
оказывать уважение,
выражать любовь,
проявлять заботу
оказывать помощь,
проявлять послушание,
говорить добрые слова,
быть чуткими, внимательными,
оказывать поддержку,
проявлять сострадание
говорить добрые слова,
быть чуткими, внимательными,
21
оказывать поддержку,
проявлять сострадание
VII. Рефлексия
-А теперь оцените свою работу на уроке. Принесла
ли ваша деятельность на уроке пользу или радость.
Оценивают свою работу с помощью сигналов -
смайликов.
VIII.
Д о м а ш н е е
задание
Творческое
задание
(ребёнок
выступает в роли автора).
Исследовательское,
поисковое
задание
(требующее
высокой
с т е п е н и
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
учащихся).
Самостоятельное чтение текста.
Творческое
задание:
в
«ПОРТФОЛИО»
написать
рассказ о
своей семье, о том, как вы заботитесь о
своих родных и близких; к рассказу можно сделать
рисунок или приложить фотографию.
Принимают к сведению и записывают задание
22