Автор: Таможняя Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №66 имени Виктора Александровича Стукалова
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интегрированных проектов на уроках в начальной школе как условие эффективного обучения учащихся"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №66 г.Пензы
имени Виктора Александровича Стукалова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Автор: учитель начальных классов
Таможняя Светлана Михайловна
Пенза 2020г.
Введение
1
Начальная
школа,
как
магнит,
должна
притягивать
учеников
своей
интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать
у
детей
не
только
комплекс
знаний,
умений
и
навыков,
но
и
опыт
эмоционально творческой деятельности, нравственную культуру. Поэтому в
своей
работе
я
ищу
методы
и
приёмы,
способствующие
повышению
мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я
ставлю
перед
собой
следующую
задачу: как
научить
учиться
младшего
школьника в современных условиях?
Обучение
строится
с
учётом
психологических
особенностей
детей
младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов
учебной деятельности, на развитие умения и желание детей учиться, на
воспитание
духовной
и
нравственной
культуры
школьника,
развитие
его
эрудиции и творчества.
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по
одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других
уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от
наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Строго оценивая
содержательный
план
своего
предмета,
учитель
может
увидеть,
что
изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все
более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными,
внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса,
не
задев
при
этом
множества
других.
В
подобных
случаях
требуется
сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Цель
работы
состоит
в
том,
чтобы
показать
такую
форму
исследовательской деятельности как интегрированный проект, обозначить
особенности
работы
с
обучающимися
по
организации
проектной
деятельности, практическому применению проектных технологий в учебной
и внеурочной работе.
Проектный
метод
–
один
из
тех,
который
может
успешно
интегрироваться
в
учебный
процесс.
Эта
образовательная
технология
позволяет сформировать и реализовать компетентностный подход в учебном
процессе и во внеурочной деятельности.
Интегрированный проект - не просто соединение разных предметов,
это их объединение на основе общего подхода, средство интенсификации
обучения, форма воплощения межпредметных связей на качественно новой
ступени.
Познавательная
деятельность
здесь
происходит
на
всех
этапах
работы, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных
знаний. В результате учащиеся начинают понимать, что для того, чтобы
овладеть
научными
и
культурными
достижениями,
нужно
уметь
2
перекидывать мостики от прошлого к современности, устанавливать связи
между
различными
областями
знаний,
что,
в
свою
очередь,
помогает
представить картину мира как целостный и непрерывный процесс.
Кроме
того,
интеграция
учит
самостоятельно
систематизировать
и
обобщать
знания.
Поиск
нужных
материалов
требует
систематической
работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши
наблюдения, все учащиеся обращаются к учебно-методической литературе.
Организуя
проектную
деятельность,
я
ставлю
следующую
цель:
создать
условия
для
самовыражения,
самореализации
каждого
ученика
и
для
развития самостоятельной деятельности.
Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле,
через
чувство
собственной
значимости,
успешности,
способности
преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также
личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все
обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от
своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
1.
Развитие инициативности и активности обучающегося.
2.
Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской
деятельности и развитие их творческих способностей.
3.
Развитие
навыков
проектно-исследовательской
работы,
умения
самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на
практике.
4.
Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане
организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в
области научных достижений.
Результатом
проекта
являются
личные
продвижения
детей,
а
также
приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является
способность создавать, представлять и защищать собственный результат и
продукт.
Проектная
деятельность
позволяет
мне
находить
способы
развития
индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность
попробовать
себя
в
самых
разнообразных
ролях,
способах
трудовой,
художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой
деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую у детей
следующие УУД:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
3
Планировать
(составлять
план
коллективной
и
индивидуальной
проектной деятельности);
Проявлять
инициативу
при
реализации
идеи
проекта,
при
поиске
способа (способов) решения проблемы;
Вступать
в
коммуникацию
(взаимодействовать
в
ходе
проектной
деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно
отклонять точки зрения других).
Преподавателю
в
рамках
проекта
отводится
роль
разработчика,
координатора,
эксперта,
консультанта.
Метод
проектов
становится
« и н т е г р и р о в а н н ы м »
ком п о н е н т ом
в п о л н е
р а з р а б о т а н н о й
и
структурированной
системы
образования.
Популярность
метода
проектов
обеспечивается
возможностью
сочетания
теоретических
знаний
и
их
практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того,
метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации
педагогического
управления,
является
одним
из
эффективных
средств
построения личностно — ориентированной педагогической системы. Метод
проектов становится особенно актуальным в современном информационном
обществе.
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения,
можно выделить три основных подхода. Проект может:
--служить альтернативным способом организации учебного курса,
-интегрироваться в традиционную систему обучения,
-использоваться как одна из форм внеклассной работы.
Проект
как альтернативный
способ
организации
учебного
курса
исключает традиционные принципы планирования и организации обучения
предмету.
Достижению
цели
проекта
подчиняются
все
действия,
производимые
учащимися
и
преподавателем:
изучение
необходимой
терминологии,
поиск
источников
информации,
отбор
нужных
сведений,
оформление и представление результатов. Курс обучения, в основе которого
лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, связанных между
собой тематически и реализующих принцип преемственности и постепенного
раскрытия и усложнения материала.
Про екты, интегрированные
в
традиционный
учебный
процесс,
предполагают
выполнение
творческих
или
исследовательских
заданий
в
рамках
изучаемого
учебного
курса.
Наиболее
типичным
является
использование мини-проектов как одного из заданий урока или на этапе
проверки усвоения учебного материала как итоговый проект.
Проектами
во
внеклассной
работе,
могут
быть,
разработанные
участниками проекта, конкурсы, викторины. К ним можно отнести участие в
мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы,
учебного
заведения,
города,
подготовка
творческих
вечеров,
концертов,
выставок, отчетных мероприятий и т.п.
4
Организация проектной деятельности
Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-
познавательные игры и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы
одного
человека);
в
дальнейшем
персональные
изделия
объединяются
в
коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов
и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и
репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
необходимостью привлечения взрослых.
Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка
остаются
разрозненными,
искусственно
расчлененными
по
предметному
признаку.
Потребность
преодолеть
эти
противоречия
привела
к
попытке
разработать интегрированный проект.
«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду
с
процессами
дифференциации.
Процесс
интеграции
представляет
собой
высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой
ступени обучения».
Какие плюсы имеют интегрированные проекты?
1.
Возможность изучения материала по разным предметам как единого
целого.
2.
Широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения
кругозора младших школьников.
3.
Развивается умственная деятельность.
4.
Появляется желание учиться.
5.
Повышается успеваемость.
6.
Формируются положительные нравственные качества.
5
С психолого-педагогической точки зрения интегрированные проекты
способствуют
активизации
познавательной
деятельности
школьников,
стимулируют их познавательную активность, являются условием успешного
усвоения учебного материала.
В
последнее
время
в
начальных
классах
особое
внимание
уделяется интегрированному
обучению.
И
это
не
случайно.
Именно
на
начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее
эффективна,
так
как
младший
школьник
целостно
воспринимает
окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами.
Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и
первооткрыватель
.
Современной
наукой
установлено
,
что
именно
в
начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний , но и
для личностных контактов. А дальше всё зависит от учителя, от того, как он
будет понимать свою цель. Понимается она по- разному: как наполнение
знаниями, умениями и навыками либо как развитие понимания этих знаний,
умений и навыков, создание условий для осознания их ценностей и смыслов,
формирование исследовательской компетенции у учеников младшей школы.
Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная
потребность
современного
образования,
развивающегося
по
пути
гуманизации.
При реализации
интегрированных проектов дети работают легко и с
интересом
усваивают
обширный
по
объёму
материал.
Важно
и
то,
что
приобретаемые
знания
и
навыки
не
только
применяются
младшими
школьниками
в
их
практической
деятельности,
но
и
дают
выход
для
проявления
творчества,
интеллектуальных
способностей.
Меня
всегда
волновал вопрос «Как сформировать у ребёнка целостное представление об
окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции.
Как вести работу по созданию интегрированных проектов?
Предлагаю такой путь:
1. Выделить в программе по каждому предмету сходные или единые темы,
продумать
общее
и
различное
в
раскрытии
этих
тем;
с вя з и ,
противопоставления; провести сопоставление. Это потребует перестройки
последовательности и почасовой разбивки программы.
2.
Определить,
как
будет
проходить
интеграция:
эпизодически;
на
определенном этапе обучения (тема, раздел).
3. Затем можно планировать полную интеграцию, что позволит установить
смысловое
соответствие
при
центральной
идее,
просматривающейся
по
6
всему
объёму
учебного
материала
каждого
отдельного
предмета,
даст
свободу объединения тем, перераспределения часов внутри общего курса.
За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как
благодаря
ей
в
сознании
учеников
формируется
более
объективная
и
всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания
на
практике,
потому
что
знания
легче
обнаруживают
свой
прикладной
характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее
осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины
обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность
сочетаться,
эффективность
интегрированных
уроков
зависят
от
многих
условий.
Всё это ведёт к повышению роли самостоятельной работы учащихся потому,
что
интеграция
неизбежно
расширяет
тематику
изучаемого
материала,
вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг
которых увеличивается за счет других предметов.
Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приемами
исследовательской
деятельности
и
умеют
правильно
организовать
свое
время.
В свою очередь интегрированные проекты позволяют учителю сократить
сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по
разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель
выделяет
в
данный
момент
обучения
(развитие
речи,
мышления,
орфографической зоркости, творческого потенциала).
Интегрированные
проекты
снимают
утомляемость
и
перенапряжение
учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Интегрированный проект требует от учителя дополнительной подготовки,
большой эрудиции, высокого профессионализма. Интегрированные проекты
в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения
представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Из
школьной
практики
известно,
что
вопросы,
требующие
рассмотрения
чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это
понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не
так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно
научиться,
если
направить
процесс
обучения
на
развитие
творческих
способностей учащихся.
Введение
интегрированной
системы
может
с
большей
степени,
чем
традиционное
предметное
обучение,
способствовать
развитию
широко
эрудированного
человека,
обладающего
целостным
мировоззрением,
7
способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания
и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку
пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности,
понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать
Человеком,
хотя
бы захотеть победить
в
себе
негативное
и развить
позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель
должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Необходимо вызвать у детей интерес к работе над проектом. Поэтому выбор
темы должен исходить либо от самих ребят, либо предлагаться учителем,
опираясь при этом на предпочтения детей. Во многом этот интерес является
движущей
силой,
позволяет
сделать
проект
глубоким
и
нестандартным.
Важно отметить, что если тема детям интересна и личностно значима, то
даже
самый
сложный
теоретический
материал
будет
усваиваться
легко.
В качестве примера расскажу о работе над групповым исследовательским
интегрированным проектом «Традиции народов России ».
Этапы работы над проектом. Организация метода проектов в начальной
школе строится по правилу "шести П":
1.Проблема. Учитель в игровой форме погружает детей в тему, используя
сказки, легенды, видеофильмы или театрализованные сценки. Затем
очерчивается проблема. Ученики выдвигают гипотезы о том, как можно ее
решить.
2.Планирование. Педагог вместе со школьниками формулирует задачу,
определяется план дальнейших действий, распределяются роли.
3.Поиск информации. Дети изучают литературу, проводят опросы среди
одноклассников, родителей. Полученные данные анализируются, делаются
выводы.
4. Продукт. Результаты оформляются в виде готового изделия. Это может
быть поделка, реферат, макет, иллюстрированный альбом, компьютерная
презентация, карта, газета, постановка, спектакль, экскурсия, игра.
5.Презентация. Школьники представляют проекты, рассказывают о
проведенной работе, ее результатах. Здесь уместно использование игровых
форм: отчет об экспедиции, рекламная кампания проекта, телепередача,
защита макета на Совете Ученых.
8
6. Портфолио. Это папка, в которой собираются все рабочие материалы,
включая черновики и ксерокопии.
Реализация проекта.
Основной задачей духовно – нравственного воспитания является
гражданская позиция в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
Задачи проекта:
Обогащение знаний младших школьников об истории народов
России;
Развитие умения систематизировать полученную информацию в виде
рисунков, поделок, выставок
Формирование детско – родительского сотрудничества в процессе
работы над совместным проектом.
Тип проекта:
Межпредметный (литературное чтение, музыка, окружающий мир,
технология, изо, внеурочная деятельность)
Творческий
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Групповой
Режим работы: комбинированный (урочный, внеурочный)
Планируемый результат: оформление проекта в виде сценария и
проведения праздника «Традиции народов России» .
Я работаю по программе «Перспектива» в разделе предмета окружающий
мир есть тема «Народные традиции». В ходе беседы на уроке, выяснили,
что в классе 1 татарин, 1 человек мордва, остальные дети
русские, но
традиций и обычаев дети
не знают, поэтому
решили
расширить
свои
знания о народных традициях
На
первом
этапе
определяется
уровень
компетентности
и
недостающие
знания, оценивается понимание учащимися основного вопроса, намечается
план
взаимодействия
групп.
Определяются
начальные
знания,
умения,
навыки, необходимые школьникам для участия в проекте - навыки поиска
источников
информации,
умение
читать
и
понимать
художественный
и
познавательный текст и излагать текст простым языком; иметь
навыки
работы на компьютере.
Хочется отметить, что привлекать родителей к
процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, особенно
если
выполнение
проекта
проходит
в
режиме
сочетания
урочных,
внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так,
чтобы родители не брали на себя выполнение большей части работы детей
над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь
9
советом,
информацией,
проявление
заинтересованности
со
стороны
родителей
-
важный
фактор
поддержания
мотивации
и
обеспечения
самостоятельности
школьников
при
выполнении
ими
проектной
деятельности
На уроке окружающего мира изучили кто стоял у истоков зарождения Руси,
где жили наши предки. Познакомились с их бытом .
На уроке изобразительного искусства изучили национальные костюмы
народов России. В городской библиотеке №3 нам рассказали о народном
костюме Пензенской губернии. Затем ребята нарисовали их.
Познакомились
с
народными
промыслами:
роспись
гжель,
хохлома,
городецкая
и
другие.
В
этих
техниках
расписали
бумажные
заготовки
тарелок. Изучили
строение
русской избы, выполнили
их
макеты с
помощью картона и бумаги.
Дети
познакомились с изготовлением
народных
игрушек (абашевская
игрушка), из
солёного
теста
вылепили
фигуры
игрушек, потом
их
расписали.
На
уроке
технологии
смастерили кукол – веснянок
из
салфеток, не
используя клея
На уроке музыки слушали и разучивали народные песни, играли на
народных
инструментах.
Принимали
участие
в
школьном
конкурсе
народной песни.
На уроке литературного
чтения
читали
народные
сказки, песенки,
заклички, пословицы и поговорки, создали книжки – малышки по мотивам
НС.
Обобщив все знания о жизни народа на уроке технологии мы создали
картину своими руками «Деревенька моя», где отразили быт и увлечения
народа
Изучили народные танцы и игры на уроках физкультуры.
Во время каникул вместе с родителями проводили игры на улице, катание
на коньках
Обобщив полученный опыт в процессе изучения народных праздников,
традиций и ремёсел провели открытое мероприятие «Праздники, традиции
10
и ремёсла народов России», где попробовали изготовить ткань с набивным
рисунком,
используя
трафареты
из
картофеля,
в
качестве
краски
использовали гуашь. Провели народные игры, танцы.
Закончили
проект
совместным
мероприятием
детей
и родителей
«Традиции
народов
России».
Ребята
рассказывали
о
своих
предках,
участниках ВОв, где
чтут своих дедов и прадедов, делились
секретами
национальной кухни. Провели народные игры, танцы. Рассказали стихи на
мордовском и татарском языке. Мы увидели семейные творческие номера ,
игры и танцы , приняли в них участие.
В ходе реализации интегрированного проекта:
1.Дети
в
процессе
самостоятельного
поиска
информации
получили
углубленные знания о жизни народов России.
2.Повысилась мотивация к дальнейшему изучению истории России.
3.Учащиеся выступили активными участниками коллективного творческого
дела, при этом повысилась их самооценка, произошло развитие творческих
способностей.
4.Приобретены или усовершенствованы проектные умения: планирование,
поиск и обработка информации, презентационные умения и др.
5.Родители школьников оценили важность изучения детьми исторических
событий,
выразили
готовность
участвовать
в
коллективной
проектной
деятельности.
Материальный продукт:
6.Мультимедийные презентации по теме.
7.Информационные тексты, рисунки, сочинения, объединенные в папку (их
можно использовать в учебном процессе на уроках музыки, литературного
чтения, а также на классных и информационных часах).
Опыт
нашей
работы
подтверждает
известную
истину:
увлеченность,
заинтересованность
общей
идеей,
вера
в
конечный
успех,
формируют
у
участников
проекта
такие
качества,
как
взаимовыручка,
чувство
ответственности.
Для учащихся это был опыт самостоятельной исследовательской работы.
Была проделана серьёзная аналитическая работа. Ребята прочитали огромное
количество
справочной,
исторической
литературы.
Детьми
был
собран
обширный
дидактический
материал.
Дети
могли
сравнивать,
находить
сходства и различия, искать взаимосвязи, обобщать.
Интегрированные проекты в нашем классе становятся уже традиционными.
Реализованыпроекты : «Традиции русского народа»,«Школьная клумба»,
« З н а й
и
в ы п о л н я й
П Д Д » ,
« П о м о г и
п т и ц а м » .
Таким образом, групповой исследовательский интегрированный проект –
это совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над
11
ним, помогают в дальнейшей учебной деятельности. Учащиеся уверенно
чувствуют себя на семинарах и научных конференциях, не боятся публичных
выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над
исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
Литература:
1.
Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах»
//
2.
Киреева
И.А.
«Использование
краеведческого
материала
на
уроках
математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.
3.
Кульневич
С.В.,
Лакоценина
Т.П.
«Анализ
современного
урока»
Практическое пособие ТУ «Учитель», 2017.
4.
Мытницкая
С.Н.
«Мне
помогают
элементы
интегрирования»
//
Начальная школа, 2018, №1,
5.
Потапова Е.Н. «Радость познания», М. Просвещение, 2015.
6.
Соловейчик
М.С.
«Русский
язык
в
начальных
классах.
Теория
и
практика обучения», М. Просвещение, 2010.
7.
Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на
краеведческой основе /
8.
Газман,
О.С.
Педагогическая
поддержка
детей
в
образовании
как
инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования.
– М. : Институт пед. инноваций. – 2016.
12
13