Напоминание

Во что играть с детьми 5 лет.


Автор: Андреева Ирина Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Во что играть с детьми 5 лет.
Дата публикации: 22.05.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Во что играть с детьми 5 лет

Игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить

свою инициативу и творческую активность. А ведь произвольность – это не только

действия по правилам, но и независимость, ответственность, внутренняя свобода.

Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение

остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от мнения окружающих.

Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они

делают, и, главное, хотеть действовать правильно.

Классификация детских игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации

и назначению. Рассмотрим основные типы детских игр.

Игры на развитие мелкой моторики рук

В головном мозге человека области, регулирующие работу мышц пальцев рук и

мышц языка, глотки и гортани, расположены очень близко. Именно поэтому

движения пальцев рук влияют на развитие речи. Совершенствуя мелкую моторику

рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы стимулируем и

соседние зоны, отвечающие за развитие речевого аппарата.

В этом смысле очень полезны любые «пальчиковые игры». Если ваш ребенок еще

не начал говорить или плохо выговаривает некоторые буквы, научите его

следующим упражнениям:

нанизывать колечки на палочку;

собирать бусы из разноцветных бусинок;

заполнять коробочку кубиками или пирамидками;

опознавать предметы и вещества на ощупь;

«месить» руками песок или другое сыпучее вещество;

лепить из глины и пластилина;

рисовать;

вырезать из бумаги ажурные снежинки и другие фигуры;

развязывать узелки на веревке;

собирать с пола мелкие предметы (спички, горошины, пуговицы и т.д.);

перекатывать в ладони шарик или карандаш;

в такт счету или песенке поочередно загибать пальцы или смыкать их в

колечки;

играть в театр теней, складывая пальцы в различные фигуры;

играть в кукольный театр, надевая фигурки на пальцы.

Игры на развитие логики, внимания, памяти, воображения

В основу развивающих игр положены два принципа: «от простого к сложному» и

«самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько

проблем, связанных с развитием творческих способностей:

развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;

задания-ступеньки создают условия, опережающие и, следовательно,

стимулирующие развитие способностей;

каждый раз самостоятельно поднимаясь до своего потолка, ребенок

развивается наиболее успешно;

развивающие игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, а кроме того,

как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного

и радостного творчества;

играя со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают

очень важное качество – сдерживаться, не мешать ребенку самостоятельно

размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и

должен делать сам.

Среди развивающих игр необходимо упомянуть:

конструкторы – они развивают творческие и умственные способности,

самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, а также

совершенствуют мелкую и крупную моторику рук; в процессе

конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки,

получает представление о форме и размере предметов, их физических

свойствах, узнает названия цветов;

головоломки развивают сообразительность, логику, внимание, помогают

ребенку усвоить понятия «одинаковый», «такой же», «другой», «симметрия»

и «асимметрия»;

сюжетно-ролевые игры (куклы, дочки-матери, «игра в доктора» и пр.)

развивают воображение, память, мышление, речь, учат общаться, строить

отношения с партнерами, решать возникшие проблемы;

шахматы учат действовать по определенным правилам, дисциплинируют

ум, воспитывают волю; шахматист учится распределять свои силы,

просчитывать ходы, управлять ситуацией, регулировать ее;

устные игры («Города», «Запрещенная буква», «Скрытая подсказка», «На

что это похоже?», «Назови одним словом...», «Ассоциации», «Представь, что

ты...», «Сочиняем сказки» и т.д.) развивают мышление, логику,

воображение, закрепляют знание алфавита, пополняют словарный запас.

Познавательные игры

Это игры, формирующие представления ребенка об окружающем мире.

Для самых маленьких подойдут игры в песочнице и в воде, разумеется, под

присмотром родителей. Такие занятия стимулируют различные рецепторы,

дают базовые знания о физических законах природы, предоставляют

малышу неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Ребятам постарше можно предложить игры-путешествия. Это воображаемые

путешествия в мир зверей, птиц, насекомых, растений, в толщу океана и в

космическое пространство. С помощью атласов, книг, детских энциклопедий,

слайдов и прочих пособий ребенок знакомится с природой различных зон

Земли, с законами Вселенной. По окончании каждого такого путешествия

организуется «симпозиум», на котором дети выступают с небольшими

докладами о том, что они узнали. В результате ребенок приобретает опыт

работы с научно-популярной литературой, учится резюмировать

информацию и выступать на публике.

Чрезвычайно интересны и познавательны для детей простейшие научные

опыты. Их можно проводить в домашних условиях в присутствии взрослого.

Происходящие прямо на глазах физические и химические реакции удивят и

озадачат малыша, продемонстрируют ему необычные свойства самых

обычных предметов, заставят задуматься о природе многих явлений и,

возможно, помогут обнаружить в вашем ребенке талант изобретателя.

И девочкам, и мальчикам придутся по вкусу кулинарные опыты. Обычно

дети с удовольствием помогают своим родителям готовить всевозможные

блюда, а заодно узнают много интересных вещей о продуктах питания и

приобретают навыки, которые пригодятся им в будущем.

Ориентироваться на местности учит игра «Ищем клад». Сначала вместе с

малышом нарисуйте план комнаты. Обязательно разъясните, что это вид

комнаты сверху. Затем ребенок выходит за дверь, а вы прячете в комнате

«клад» (какую-нибудь игрушку) и обозначаете соответствующее место на

плане ярким крестиком. Задача ребенка – найти «клад», пользуясь планом.

Игру можно усложнить, например, спрятать «клад» во дворе или на дачном

участке.

Подвижные игры

Догонялки, «Казаки – разбойники», салки, вышибалы – все эти развлечения,

знакомые нам с детства, развивают ловкость, силу, быстроту реакций, точный

расчет, глазомер и чувство ритма.

Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный

характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно

меняющихся условиях.

Кроме того, подвижные игры требуют от участников постоянных двигательных

усилий и, следовательно, наиболее полно соответствуют природе детства.



В раздел образования