Автор: Андреева Ирина Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Во что играть с детьми 5 лет.
Раздел: дошкольное образование
Во что играть с детьми 5 лет
Игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить
свою инициативу и творческую активность. А ведь произвольность – это не только
действия по правилам, но и независимость, ответственность, внутренняя свобода.
Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение
остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от мнения окружающих.
Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они
делают, и, главное, хотеть действовать правильно.
Классификация детских игр
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации
и назначению. Рассмотрим основные типы детских игр.
Игры на развитие мелкой моторики рук
В головном мозге человека области, регулирующие работу мышц пальцев рук и
мышц языка, глотки и гортани, расположены очень близко. Именно поэтому
движения пальцев рук влияют на развитие речи. Совершенствуя мелкую моторику
рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы стимулируем и
соседние зоны, отвечающие за развитие речевого аппарата.
В этом смысле очень полезны любые «пальчиковые игры». Если ваш ребенок еще
не начал говорить или плохо выговаривает некоторые буквы, научите его
следующим упражнениям:
нанизывать колечки на палочку;
собирать бусы из разноцветных бусинок;
заполнять коробочку кубиками или пирамидками;
опознавать предметы и вещества на ощупь;
«месить» руками песок или другое сыпучее вещество;
лепить из глины и пластилина;
рисовать;
вырезать из бумаги ажурные снежинки и другие фигуры;
развязывать узелки на веревке;
собирать с пола мелкие предметы (спички, горошины, пуговицы и т.д.);
перекатывать в ладони шарик или карандаш;
в такт счету или песенке поочередно загибать пальцы или смыкать их в
колечки;
играть в театр теней, складывая пальцы в различные фигуры;
играть в кукольный театр, надевая фигурки на пальцы.
Игры на развитие логики, внимания, памяти, воображения
В основу развивающих игр положены два принципа: «от простого к сложному» и
«самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько
проблем, связанных с развитием творческих способностей:
развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;
задания-ступеньки создают условия, опережающие и, следовательно,
стимулирующие развитие способностей;
каждый раз самостоятельно поднимаясь до своего потолка, ребенок
развивается наиболее успешно;
развивающие игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, а кроме того,
как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного
и радостного творчества;
играя со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают
очень важное качество – сдерживаться, не мешать ребенку самостоятельно
размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и
должен делать сам.
Среди развивающих игр необходимо упомянуть:
конструкторы – они развивают творческие и умственные способности,
самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, а также
совершенствуют мелкую и крупную моторику рук; в процессе
конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки,
получает представление о форме и размере предметов, их физических
свойствах, узнает названия цветов;
головоломки развивают сообразительность, логику, внимание, помогают
ребенку усвоить понятия «одинаковый», «такой же», «другой», «симметрия»
и «асимметрия»;
сюжетно-ролевые игры (куклы, дочки-матери, «игра в доктора» и пр.)
развивают воображение, память, мышление, речь, учат общаться, строить
отношения с партнерами, решать возникшие проблемы;
шахматы учат действовать по определенным правилам, дисциплинируют
ум, воспитывают волю; шахматист учится распределять свои силы,
просчитывать ходы, управлять ситуацией, регулировать ее;
устные игры («Города», «Запрещенная буква», «Скрытая подсказка», «На
что это похоже?», «Назови одним словом...», «Ассоциации», «Представь, что
ты...», «Сочиняем сказки» и т.д.) развивают мышление, логику,
воображение, закрепляют знание алфавита, пополняют словарный запас.
Познавательные игры
Это игры, формирующие представления ребенка об окружающем мире.
Для самых маленьких подойдут игры в песочнице и в воде, разумеется, под
присмотром родителей. Такие занятия стимулируют различные рецепторы,
дают базовые знания о физических законах природы, предоставляют
малышу неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Ребятам постарше можно предложить игры-путешествия. Это воображаемые
путешествия в мир зверей, птиц, насекомых, растений, в толщу океана и в
космическое пространство. С помощью атласов, книг, детских энциклопедий,
слайдов и прочих пособий ребенок знакомится с природой различных зон
Земли, с законами Вселенной. По окончании каждого такого путешествия
организуется «симпозиум», на котором дети выступают с небольшими
докладами о том, что они узнали. В результате ребенок приобретает опыт
работы с научно-популярной литературой, учится резюмировать
информацию и выступать на публике.
Чрезвычайно интересны и познавательны для детей простейшие научные
опыты. Их можно проводить в домашних условиях в присутствии взрослого.
Происходящие прямо на глазах физические и химические реакции удивят и
озадачат малыша, продемонстрируют ему необычные свойства самых
обычных предметов, заставят задуматься о природе многих явлений и,
возможно, помогут обнаружить в вашем ребенке талант изобретателя.
И девочкам, и мальчикам придутся по вкусу кулинарные опыты. Обычно
дети с удовольствием помогают своим родителям готовить всевозможные
блюда, а заодно узнают много интересных вещей о продуктах питания и
приобретают навыки, которые пригодятся им в будущем.
Ориентироваться на местности учит игра «Ищем клад». Сначала вместе с
малышом нарисуйте план комнаты. Обязательно разъясните, что это вид
комнаты сверху. Затем ребенок выходит за дверь, а вы прячете в комнате
«клад» (какую-нибудь игрушку) и обозначаете соответствующее место на
плане ярким крестиком. Задача ребенка – найти «клад», пользуясь планом.
Игру можно усложнить, например, спрятать «клад» во дворе или на дачном
участке.
Подвижные игры
Догонялки, «Казаки – разбойники», салки, вышибалы – все эти развлечения,
знакомые нам с детства, развивают ловкость, силу, быстроту реакций, точный
расчет, глазомер и чувство ритма.
Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный
характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно
меняющихся условиях.
Кроме того, подвижные игры требуют от участников постоянных двигательных
усилий и, следовательно, наиболее полно соответствуют природе детства.