"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".
Автор: Юсупова Елена Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБУ Лицей № 60 Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся". Раздел: начальное образование
Доклад на тему
"Формы, методы и приемы
организации внеурочной
деятельности по повышению
мотивационной сферы учащихся".
Подготовила
учитель начальных классов
МБУ Лицей № 60 г.о. Тольятти
Юсупова Елена Евгеньевна.
2015г.
1
За шесть лет апробации и введения Федеральных образовательных стандартов
начального образования и включения внеурочной деятельности в учебный план
образовательных учреждений педагоги сталкивались с различными ситуациями, которые
требовали своего разрешения.
Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной
деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения
внеурочной деятельности, какие локальные акты
обеспечивают реализацию внеурочной
деятельности в рамках ФГОС НОО,
какое количество часов отводится на организацию
внеурочной деятельности, все ли ученики должны посещать занятия - эти и другие
вопросы уже были решены образовательными учреждениями в той или иной степени.
Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые помогут разнообразить занятия,
сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов.
Древняя мудрость гласит:
«Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя»
Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины.
Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации
освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как
мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой
настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи. «Психологический
закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его
ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у
него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский.
Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению
мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается
форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя,
умения организовать учебный процесс.
Также одним из путей повышения интереса к изучению школьных предметов является
хорошо организованная внеклассная работа. Соревнования, классные часы, ролевые
игры, экскурсии способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают
учителя и ученика.
Вопрос о роли внеклассной и внеурочной работы в учебном процессе, о ее влиянии
на мотивацию в учении представляется очень актуальным в связи с необходимостью
поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня
подготовки учащихся
Педагоги, отбирая формы, методы и приемы конечно должны руководствоваться не
только интересами детей, но и социальным запросом общества, требованиями к
условиям, содержанию, к личностным и метапредметным результатам образовательной
деятельности. Но нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет,
2
расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые
используются на уроке.
Формы организации внеурочной деятельности
Чтобы формировать основы российской гражданской идентичности, чувство
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, учить осознавать свою
этническую и национальную принадлежность; возможно использование таких форм
организации внеурочной деятельности как:
встречи с ветеранами ВОВ и труда;
проведение «Уроков мужества»;
проведение музейных занятий;
выставка рисунков, коллажей, плакатов «Моя малая Родина»;
выставка рисунков, боевых листков «Герои всех времен»;
конкурс тематических презентаций;
тематические классные часы к 23 февраля, 9 мая, Дням воинской славы;
проведение праздников - знакомств с традициями разных народов.
Чтобы ученик овладел начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире, необходимо включать во внеурочную
деятельность такие формы как:
коллективные творческие проекты: подарок к празднику, украшение класса;
проведение учащимися тематических, праздничных, творческих мастер-классов.
Чтобы появились основы для формирования эстетических потребностей, ценностей и
чувств нельзя забывать про такие формы организации:
посещение музеев, выставок;
создание и проведение собственных тематических выставок;
проведение занятий в форме игры (например: «Мы в изостудии»);
проведение тематических классных часов;
участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества.
Для овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера, освоения начальных форм познавательной и
личностной рефлексии предлагаю использовать такие формы организации:
проведение коллективного исследования (опытная, экспериментальная
деятельность);
организация и проведение долговременного, кратковременного проекта;
игровые занятия предметного кружка;
бинарные занятия.
Использование данных форм возможно в любом классе. Существенное отличие будет
в отборе методов и приемов, так как педагогу необходимо учитывать возрастные
особенности, способности и интересы учащихся.
3
Развитию творческого потенциала моих учеников служит проектно-
исследовательская деятельность. Мы начали ею заниматься ещё с первого класса, в
рамках курса "Я исследователь". Хотя она и включена в урочную деятельность,
естественно, что основной объем работы приходится на внеурочное время: работа с
ресурсами Интернет, посещение библиотеки, музея, основная работа по обработке и
оформлению результатов.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия
для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения,
развития
творческих
способностей,
предоставляет
возможность
для
отдыха
и
удовлетворения своих потребностей.
В рамках этого занятия дети выполнили следующие проекты: "В мире сказок",
"Перелётные и зимующие птицы", "Тайны Древнего Египта"(этот ктп в прошлом году
занял 1 место на нпк), "Интересные факты науки Арахнологии", "Что такое Новый Год",
"История возникновения матрёшки", "Полезные свойства шоколада"( в этом году заняли
1 место на школьной нпк «Первые шаги в науку»). С данным проектом мы планируем
выйти в 2016г. на городской НПК.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельности.
Внеурочная деятельность помогает преодолевать трудности в обучении
и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности
и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники
могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои
лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую
остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для
достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно
наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не
затухал!
Спасибо за внимание!
4