Напоминание

"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".


Автор: Юсупова Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ Лицей № 60
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".
Раздел: начальное образование





Назад





Доклад на тему
"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся". Подготовила учитель начальных классов МБУ Лицей № 60 г.о. Тольятти Юсупова Елена Евгеньевна. 2015г. 1
За шесть лет апробации и введения Федеральных образовательных стандартов начального образования и включения внеурочной деятельности в учебный план образовательных учреждений педагоги сталкивались с различными ситуациями, которые требовали своего разрешения. Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие локальные акты обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности, все ли ученики должны посещать занятия - эти и другие вопросы уже были решены образовательными учреждениями в той или иной степени. Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые помогут разнообразить занятия, сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов. Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский. Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, умения организовать учебный процесс. Также одним из путей повышения интереса к изучению школьных предметов является хорошо организованная внеклассная работа. Соревнования, классные часы, ролевые игры, экскурсии способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Вопрос о роли внеклассной и внеурочной работы в учебном процессе, о ее влиянии на мотивацию в учении представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся Педагоги, отбирая формы, методы и приемы конечно должны руководствоваться не только интересами детей, но и социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности. Но нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, 2
расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке. Формы организации внеурочной деятельности Чтобы формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность; возможно использование таких форм организации внеурочной деятельности как:  встречи с ветеранами ВОВ и труда;  проведение «Уроков мужества»;  проведение музейных занятий;  выставка рисунков, коллажей, плакатов «Моя малая Родина»;  выставка рисунков, боевых листков «Герои всех времен»;  конкурс тематических презентаций;  тематические классные часы к 23 февраля, 9 мая, Дням воинской славы;  проведение праздников - знакомств с традициями разных народов. Чтобы ученик овладел начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, необходимо включать во внеурочную деятельность такие формы как:  коллективные творческие проекты: подарок к празднику, украшение класса;  проведение учащимися тематических, праздничных, творческих мастер-классов. Чтобы появились основы для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств нельзя забывать про такие формы организации:  посещение музеев, выставок;  создание и проведение собственных тематических выставок;  проведение занятий в форме игры (например: «Мы в изостудии»);  проведение тематических классных часов;  участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества. Для овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии предлагаю использовать такие формы организации:  проведение коллективного исследования (опытная, экспериментальная деятельность);  организация и проведение долговременного, кратковременного проекта;  игровые занятия предметного кружка;  бинарные занятия. Использование данных форм возможно в любом классе. Существенное отличие будет в отборе методов и приемов, так как педагогу необходимо учитывать возрастные особенности, способности и интересы учащихся. 3
Развитию творческого потенциала моих учеников служит проектно- исследовательская деятельность. Мы начали ею заниматься ещё с первого класса, в рамках курса "Я исследователь". Хотя она и включена в урочную деятельность, естественно, что основной объем работы приходится на внеурочное время: работа с ресурсами Интернет, посещение библиотеки, музея, основная работа по обработке и оформлению результатов. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. В рамках этого занятия дети выполнили следующие проекты: "В мире сказок", "Перелётные и зимующие птицы", "Тайны Древнего Египта"(этот ктп в прошлом году занял 1 место на нпк), "Интересные факты науки Арахнологии", "Что такое Новый Год", "История возникновения матрёшки", "Полезные свойства шоколада"( в этом году заняли 1 место на школьной нпк «Первые шаги в науку»). С данным проектом мы планируем выйти в 2016г. на городской НПК. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Внеурочная деятельность помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухал! Спасибо за внимание! 4


В раздел образования