Автор: Муравьева Мария Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей 6-7 лет морфологической стороны речи
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
М.А. Муравьева
МБДОУ «Детский сад№27 «Рябинка», г. Новочебоксарск
Аннотация: В статье раскрываются вопросы формирования морфологической стороны речи.
Приведены данные обследования с целью выявления уровня развития морфологической стороны
речи у детей 6-7лет.
Ключевые слова: морфологическая сторона речи, дети 6-7 лет.
Важнейшим
приобретением
ребенка
в
дошкольном
возрасте
является
овладение
языком.
Именно овладение родным языком и развитие речи являются той основой, на которой строится
образование ребенка – его обучение и воспитание. Роль овладения родной речью нельзя переоценить.
Результаты
исследований
учёных
психологов
и
психолингвистов
убедительно
показывают,
что
овладение речью перестраивает в целом всю психику ребенка, всю его деятельность.
Язык как целостное явление представляет собой единство разных структурных частей и
уровней.
Освоение
ребенком
грамматического
яруса
языка
имеет
особое
значение.
Только
морфологически и синтаксически правильно оформленная речь является понятной собеседнику.
Только выдержанная с точки зрения грамматических правил речь может стать средством общения и
взаимопонимания как во взаимодействии ребёнка со взрослыми, так и со сверстниками.
Вопросы развития морфологической стороны речи интересовали ученых разных областей
знаний:
психологов,
лингвистов,
психолингвистов.
Нельзя
гарантировать
правильность
решения
методических вопросов без обращения результатам исследований специалистов разного направления.
Например, мы не можем говорить о научном обосновании методики развития морфологической
стороны речи дошкольника без учета особенностей формирования данной стороны речи ребёнка в
онтогенезе.
Наиболее глубоко и полно особенности усвоения грамматической стороны родного языка
ребенком
представлены
в
исследованиях
А.Н.
Гвоздёва [1].
В
результате
продолжительных
наблюдений
им
собран
огромный
фактический
материал,
который
раскрывает
особенности
морфологического и синтаксического оформления детьми своей речи.
Примерно к восьми годам, как отмечает известный лингвист, грамматический строй языка, в
целом,
усваивается
ребёнком.
В
дошкольном
же
возрасте
наблюдется
несовершенство как
морфологической, так и синтаксической сторон речи.
Мы
решили
изучить
особенности
морфологической
стороны
речи
у
детей
6-7
лет.
В
обследовании участие принимало 22 дошкольника подготовительной к школе группы «Лесовичок»,
которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
Нами
были
выбраны
следующие
диагностические
методики:
«Что
неверно?»,
«Говори
правильно», «Продолжи предложение», «Чего не стало?»
Анализ
результатов
методики
«Что
неверно?»
показал
наличие
детей
с
низким
уровнем
развития (по 27,3% детей в ЭГ и в КГ). Детям было сложно справляться с заданиями. Они с трудом
улавливали неправильное употребление слов. Предложения типа: «К двум карандашам прибавить три
карандаша, получится пять "карандашов"», «Я построю много домов "из песков"», «У конуры лежит
собака с "пять щенят"», – их не смущали.
Со средним уровнем развития морфологической стороны речи выявлено в ЭГ 54,5%, а в КГ
45,4%.
И
в
этом
случае
не
все
неправильно
использованные
формы
были
замечены
детьми.
Например, некоторые считали, что слово «матрёшков» в предложении «А мальчик лепит из глины
«матрёшков», – употреблено правильно.
Высокий уровень развития был выявлен в ЭГ у 18,2%, а в КГ 27,3% испытуемых. Дети смогли
быстро и безошибочно определить все ошибочные места в прослушанных ими предложениях.
По результатам
диагностики по методике «Говори правильно» мы получили примерно схожее
распределение детей по уровням. Так, высокий уровень развития был выявлен в ЭГ у 18,2%, а в КГ у
36,4% испытуемых.
Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто,
метро, пианино, кино, кофе) показала, что старших дошкольников затрудняет согласование со словом
«пианино». Пример допускаемой ими ошибки – «играть на пианине».
Средний уровень развития выявлен в ЭГ у 63,6% испытуемых и у 54,5% детей КГ. Вопросы
«Сколько пальто висит в шкафчике?», «Какого цвета пальто висят в шкафу?» провоцировали детей на
ошибки типа: «четыре пальта», «на пальте».
Низкий уровень развития выявлен в ЭГ у 18,2% детей, а в КГ у 9,1%. Дети плохо справлялись
с заданием на правильное употребление в речи несклоняемых существительные. Как и при ответах
на открытые вопросы («На чем играет мальчик?»), так и при завершении начинаемых воспитателем
предложений («Оля учится играть на... (пианино)», «Утром мы пьем чай или... (кофе)», «Мне мама
налила целую чашку... (кофе или какао)» в речи детей проскальзывали морфологические ошибки.
Четвертой задание было связано с проверкой употребления разноспрягаемого глагола хотеть.
Была организована игра «Продолжи предложение». Показатели высокого уровня в данном случае
были одинаковы как в ЭГ, так и в КГ – по 36,4%. Это абсолютно безошибочные ответы.
Средний уровень развития выявлен в ЭГ у 63,6% детей и в КГ у 54,5%. Типичная форма
ошибки, характерная большинству ответов – «хочут гулять».
«Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа» –
стала целью пятого задания. Обследование было организовано в форме игры «Чего не стало».
Анализ результатов не выявил детей с низким уровнем развития в обеих группах.
Со средним уровнем развития морфологической стороны речи обнаружено в ЭГ 9 детей
(81,8%),
а
в
КГ
8
детей
(72,7%).
У
некоторых
детей
были
трудности
в
употреблении
таких
существительных как:
сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, помидоров.
Высокий уровень развития был выявлено в ЭГ у 2 детей (18,2%) и в КГ у 3 детей (27,3%).
Дети
в
целом
правильно
употребляют
такие
формы,
как: гольфов,
носков,
чулок,
полотенец,
простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей,
волков, лисиц, кур.
Объединяя данные четырёх методик мы обнаружили, что у 18,2% детей экспериментальной
группы и у 27,3% детей контрольной высокий уровень развития морфологической стороны речи.
Средний уровень в составляет 54,5% и 45,4% в той и иной группе соответственно. Низкий же уровень
в обеих группах одинаков. Его имеют 27,3% детей.
Результаты обследования легли в основу разработки содержания работы, формирующей у
детей нужные навыки. При этом мы исходим из того, что простое накопление языкового, речевого
опыта не всегда приводит к положительному результату и что нужно развивать ориентировку детей в
звуковой
стороне
слова
в
значимой
для
них
деятельности.
Кроме
того,
важно
учитывать,
что
формирование грамматической стороны, в том числе и морфологической связано с когнитивным
развитием
ребенка,
так
как
формирование
языковых
обобщений
в
речи
предполагает
работу
мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс,
2007. – 472 с.