Напоминание

Формирование у детей 6-7 лет морфологической стороны речи


Автор: Муравьева Мария Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей 6-7 лет морфологической стороны речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

М.А. Муравьева

МБДОУ «Детский сад№27 «Рябинка», г. Новочебоксарск

Аннотация: В статье раскрываются вопросы формирования морфологической стороны речи.

Приведены данные обследования с целью выявления уровня развития морфологической стороны

речи у детей 6-7лет.

Ключевые слова: морфологическая сторона речи, дети 6-7 лет.

Важнейшим

приобретением

ребенка

в

дошкольном

возрасте

является

овладение

языком.

Именно овладение родным языком и развитие речи являются той основой, на которой строится

образование ребенка – его обучение и воспитание. Роль овладения родной речью нельзя переоценить.

Результаты

исследований

учёных

психологов

и

психолингвистов

убедительно

показывают,

что

овладение речью перестраивает в целом всю психику ребенка, всю его деятельность.

Язык как целостное явление представляет собой единство разных структурных частей и

уровней.

Освоение

ребенком

грамматического

яруса

языка

имеет

особое

значение.

Только

морфологически и синтаксически правильно оформленная речь является понятной собеседнику.

Только выдержанная с точки зрения грамматических правил речь может стать средством общения и

взаимопонимания как во взаимодействии ребёнка со взрослыми, так и со сверстниками.

Вопросы развития морфологической стороны речи интересовали ученых разных областей

знаний:

психологов,

лингвистов,

психолингвистов.

Нельзя

гарантировать

правильность

решения

методических вопросов без обращения результатам исследований специалистов разного направления.

Например, мы не можем говорить о научном обосновании методики развития морфологической

стороны речи дошкольника без учета особенностей формирования данной стороны речи ребёнка в

онтогенезе.

Наиболее глубоко и полно особенности усвоения грамматической стороны родного языка

ребенком

представлены

в

исследованиях

А.Н.

Гвоздёва [1].

В

результате

продолжительных

наблюдений

им

собран

огромный

фактический

материал,

который

раскрывает

особенности

морфологического и синтаксического оформления детьми своей речи.

Примерно к восьми годам, как отмечает известный лингвист, грамматический строй языка, в

целом,

усваивается

ребёнком.

В

дошкольном

же

возрасте

наблюдется

несовершенство как

морфологической, так и синтаксической сторон речи.

Мы

решили

изучить

особенности

морфологической

стороны

речи

у

детей

6-7

лет.

В

обследовании участие принимало 22 дошкольника подготовительной к школе группы «Лесовичок»,

которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы.

Нами

были

выбраны

следующие

диагностические

методики:

«Что

неверно?»,

«Говори

правильно», «Продолжи предложение», «Чего не стало?»

Анализ

результатов

методики

«Что

неверно?»

показал

наличие

детей

с

низким

уровнем

развития (по 27,3% детей в ЭГ и в КГ). Детям было сложно справляться с заданиями. Они с трудом

улавливали неправильное употребление слов. Предложения типа: «К двум карандашам прибавить три

карандаша, получится пять "карандашов"», «Я построю много домов "из песков"», «У конуры лежит

собака с "пять щенят"», – их не смущали.

Со средним уровнем развития морфологической стороны речи выявлено в ЭГ 54,5%, а в КГ

45,4%.

И

в

этом

случае

не

все

неправильно

использованные

формы

были

замечены

детьми.

Например, некоторые считали, что слово «матрёшков» в предложении «А мальчик лепит из глины

«матрёшков», – употреблено правильно.

Высокий уровень развития был выявлен в ЭГ у 18,2%, а в КГ 27,3% испытуемых. Дети смогли

быстро и безошибочно определить все ошибочные места в прослушанных ими предложениях.

По результатам

диагностики по методике «Говори правильно» мы получили примерно схожее

распределение детей по уровням. Так, высокий уровень развития был выявлен в ЭГ у 18,2%, а в КГ у

36,4% испытуемых.

Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто,

метро, пианино, кино, кофе) показала, что старших дошкольников затрудняет согласование со словом

«пианино». Пример допускаемой ими ошибки – «играть на пианине».

Средний уровень развития выявлен в ЭГ у 63,6% испытуемых и у 54,5% детей КГ. Вопросы

«Сколько пальто висит в шкафчике?», «Какого цвета пальто висят в шкафу?» провоцировали детей на

ошибки типа: «четыре пальта», «на пальте».

Низкий уровень развития выявлен в ЭГ у 18,2% детей, а в КГ у 9,1%. Дети плохо справлялись

с заданием на правильное употребление в речи несклоняемых существительные. Как и при ответах

на открытые вопросы («На чем играет мальчик?»), так и при завершении начинаемых воспитателем

предложений («Оля учится играть на... (пианино)», «Утром мы пьем чай или... (кофе)», «Мне мама

налила целую чашку... (кофе или какао)» в речи детей проскальзывали морфологические ошибки.

Четвертой задание было связано с проверкой употребления разноспрягаемого глагола хотеть.

Была организована игра «Продолжи предложение». Показатели высокого уровня в данном случае

были одинаковы как в ЭГ, так и в КГ – по 36,4%. Это абсолютно безошибочные ответы.

Средний уровень развития выявлен в ЭГ у 63,6% детей и в КГ у 54,5%. Типичная форма

ошибки, характерная большинству ответов – «хочут гулять».

«Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа» –

стала целью пятого задания. Обследование было организовано в форме игры «Чего не стало».

Анализ результатов не выявил детей с низким уровнем развития в обеих группах.

Со средним уровнем развития морфологической стороны речи обнаружено в ЭГ 9 детей

(81,8%),

а

в

КГ

8

детей

(72,7%).

У

некоторых

детей

были

трудности

в

употреблении

таких

существительных как:

сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, помидоров.

Высокий уровень развития был выявлено в ЭГ у 2 детей (18,2%) и в КГ у 3 детей (27,3%).

Дети

в

целом

правильно

употребляют

такие

формы,

как: гольфов,

носков,

чулок,

полотенец,

простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей,

волков, лисиц, кур.

Объединяя данные четырёх методик мы обнаружили, что у 18,2% детей экспериментальной

группы и у 27,3% детей контрольной высокий уровень развития морфологической стороны речи.

Средний уровень в составляет 54,5% и 45,4% в той и иной группе соответственно. Низкий же уровень

в обеих группах одинаков. Его имеют 27,3% детей.

Результаты обследования легли в основу разработки содержания работы, формирующей у

детей нужные навыки. При этом мы исходим из того, что простое накопление языкового, речевого

опыта не всегда приводит к положительному результату и что нужно развивать ориентировку детей в

звуковой

стороне

слова

в

значимой

для

них

деятельности.

Кроме

того,

важно

учитывать,

что

формирование грамматической стороны, в том числе и морфологической связано с когнитивным

развитием

ребенка,

так

как

формирование

языковых

обобщений

в

речи

предполагает

работу

мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс,

2007. – 472 с.



В раздел образования