Напоминание

Родительское собрание в начальных классах на тему" Проектная деятельность"


Автор: Кирамова Насиба Мамадалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №120" Московского района г. Казани
Населённый пункт: г. Казань Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание в начальных классах на тему" Проектная деятельность"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание по теме «Проектная деятельность»

Цель: знакомство родителей с проектной деятельностью

Задачи собрания:

Активизировать

родителей

для

участия

и

сот рудниче ства

в

исследовательской деятельности; разработка памяток

Форма проведения: практическое занятие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, памятки

Повестка дня:

1.Знакомство родителей с проектной деятельностью обучающихся.

2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

3. Совместное составление плана работы над проектом.

Анкета для родителей:

1.

Знаете ли Вы о проектной деятельности?

2.

Нужно ли в школе заниматься этой работой?

3.

С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

4.

Нужна ли Вам информациями по данной теме?

5.

Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок занимался проектами?

6.

Окажете ли Вы ему помощь?

По результатам анализа анкет видно, что родители в нашем классе мало

слышали о проектной деятельности, хотят получить информацию, окажут

помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Анкета для обучающихся:

1.

Любишь ли ты открывать что-то новое ,исследовать,?

2.

С кем бы ты хотел сотрудничать?

3.

По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?

Наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия

новых знаний и с родителями и со своими друзьями.

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя.

Добрый

день,

уважаемые

родители.

Тема

нашего

собрания

«

Проектная

деятельность младших школьников»

Представляю вам повестку дня:

1.Знакомство родителей с проектной деятельностью обучающихся.

2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

3. Совместное составление плана работы над проектом.

1. Знакомство родителей с проектной деятельностью

Ребенок

любознательный

с

рождения.

Ему

все

интересно,

все

хочется

попробовать,

изучить

принцип

действия.

Это

врожденные

исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно все. Но

проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что

вызывает настоящий интерес. Затем ребенок идет в школу, ему приходится

исследовать

очень

много

заданного

запланированного

разными

программами, стандартами. И на исследование того что наиболее интересно

уже

не

хватает

времени.

Исследовательские

качества

не

угасают,

они

переходят

в

пассивный

багаж.

А

в

классе

7-8

начинаются

олимпиады,

конференции. И тут учителя начинают развивать исследовательские умения и

качества. Исследовательский дух может проснуться, а может, и нет - остаться

в

«спячке».

Детям

на

первой

ступени

обучения

близко

исследование

и

развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными помощниками

будем мы с вами.

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в

том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей, а

главная задача семьи и школы в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть

способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности

были реализованы.

2.При подготовке к нашему собранию было проведено анкетирование

детей и родителей. Подведем анализ анкет.

Анкета для родителей

1.

Знаете ли Вы о проектной деятельности?

2.

Нужно ли в школе заниматься этой работой?

3.

С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

4.

Нужна ли Вам информациями по данной теме?

5.

Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок занимался проектами?

6.

Окажете ли Вы ему помощь?

По результатам анализа анкет видно, что родители в нашем классе мало

слышали о проектной деятельности, хотят получить информацию, окажут

помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Анкета для обучающихся:

1.

Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?

2.

С кем бы ты хотел сотрудничать?

3.

По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?

Наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия

новых знаний и с родителями и со своими друзьями.

Как организовать работу по проекту?

Правила выбора темы проектной работы

Способы

решения

проблем

начинающими

исследователями

во

многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути,

ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и

нестандартные,

альтернативные;

сделать

выбор,

оценив

эффективность

каждого способа.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать

его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не

даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник

будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть

полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой

он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны

своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, –

сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка

к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе

к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете

себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило

4.

Тема

должна

быть

оригинальной

с

элементами

неожиданности,

необычности.

Оригинальность

следует

понимать

как

способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть

выполнена

относительно

быстро.

Способность

долго

концентрировать

собственное

внимание

на

одном

объекте,

т.

е.

долговременно,

целеустремленно

работать

в

одном

направлении,

у

младшего

школьника

ограниченна.

Правило

6.

Тема

должна

быть

доступной.

Она

должна

соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только

выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее

решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными

группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему,

педагог

должен

учесть

наличие

требуемых

средств

и

материалов

исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые

данные

обычно

приводят

к

поверхностному

решению,

порождают

"пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного

на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило

8. С

выбором

темы

не

стоит

затягивать.

Большинство

учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы

ситуативны.

Поэтому,

выбирая

тему,

действовать

следует

быстро,

пока

интерес не угас.

Какими могут быть темы проекта?

«фантастические»

о

несуществующих

фантастических

объектах

и

явлениях;

«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений

и экспериментов;«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение

сведений,

фактов

материалов,

содержащихся

в

различных

источниках

(книгах, фильмах и т.д.)

Цель проекта.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том,

зачем мы его проводим.

Задачи проекта.

Задачи проекта уточняют цель. Цель указывает общее направление

движения, а задачи описывают основные шаги.

Гипотеза исследования.

Гипотеза

предложение,

догадка

ещё

не

доказанная

логически.

Обычно

гипотезы

начинаются

со

слов

«предположим»,

«допустим»,

«возможно».

Самую

главную

гипотезу

надо

поставить

на

первое

место,

остальные расположить по степени важности.

Этапы реализации исследовательской работы

Источники для сбора материала во многом зависят от избранной

темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву

для

привлечения

ребенка

на

основе

его

собственных

исследовательских,

познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и

средствами.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном

обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего

исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить

список допустимых методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- прочитать книги о том, что используешь;

- познакомиться с фильмами по этой проблеме;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

Подготовка к защите проекта.

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого

потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Выработать суждения.

- Сделать выводы.

- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по

результатам исследования.

- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации

результатов исследования.

Этап

защиты.

Работа

завершается

коллективным

обсуждением,

экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты

должны

быть

реалистичными.

Если

рассматривается

теоретическая

проблема,

то

итогом

проектной

деятельности

является

конкретное

ее

решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая

проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению

(видеофильм,

альбом,

газета,

альманах,

доклад

и

т.

д.,

мультимедийная

презентация).

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может

считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего

исследователя.

Защита

должна

быть

публичной,

с

привлечением

авторов

других

проектов,

зрителей

(завучи,

учителя,

родители).

Таким

образом,

ребенок

учится

излагать

добытую

информацию,

сталкивается

с

другими

взглядами

на

проблему,

учится

доказывать

свою

точку

зрения.

Время

представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин.

3.

Практическая работа.

На этом этапе родителям было предложено обсудить, где и как они

могли бы помочь детям в реализации проекта.

Результат работы:

Памятка

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них.

Возможные следующие действия родителей:

помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

записать

их

на

листе

бумаги. Пусть

эти

идеи

будут

самыми

разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Этап выбора и формулировки темы проектной работы.

Возможные действия родителей:

помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

формулировка задачи проекта.

Возможные действия родителей:

может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи

проекта.

Разработка плана и структуры выполнения проекта.

Возможные действия родителей:

помогают спланировать работу с учетом занятости детей.

потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы,

определение сроков ее выполнения с учетом особенностей личного

расписания детей.

особое

внимание

со

стороны

родителей

требует

определение

промежуточных сроков работы.

Обсуждение возможных результатов работы по

теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами.

Возможные действия родителей

прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче,

разбить

объем

работы

на

небольшие

части

и

определить

срок

выполнения каждой.

затем исполнители проекта составляют программу и календарный план

выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с

учетом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения

этого плана.

Изучение необходимого материала по теме проекта.

Посмотрев

список

подобранной

литературы,

родители

могут

посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем

подходят к выбранной теме.

Взрослые

посодействуют

ребенку

в

передвижении

до

библиотеки,

музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске

источников

дополнительной

информации

по

теме

проекта.

Источником

информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа,

а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками

проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых

(ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение

обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом

детям может потребоваться помощь в редакционной правке,

грамматическом и стилистическом контроле.

По

результатам

выполнения проекта

готовится

отчет

и

публичная

презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю

проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение

детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и

самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать

деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже

можно было сделать самим, без помощи родителей.

Вывод (делает учитель)

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать

одновременно в нескольких ролях. Они:

консультируют;

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя

не

остановиться

еще

на

одном

очень

важном,

положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало

очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является

ценнейшим

инструментом,

позволяющим

составить

для

каждого

ученика

свой

воспитательный

маршрут,

подобрать

оптимальный

вариант

индивидуальной работы . Кроме того, совместная работа взаимно обогащает

знаниями каждого из ее участников.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени

проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы

своих детей.

Огромное значение имеет положительное общение детей (во время

работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с

родителями одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем

беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много

нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, родителями,

у них формируется значимое отношение к понятию "семья".

Спасибо большое за работу.

Рефлексия по первому вопросу

Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания,

замечания, предложения.

(Родители высказываются)

7. Решение собрания:

Организовать в классе исследовательскую

деятельность

в тесном

сотрудничестве с родителями.

Принимать активное участие в жизни класса и школы.



В раздел образования