Напоминание

Сенсорное развитие детей


Автор: Дмитриева Надежда Владимировна
Должность: воспитатль
Учебное заведение: ГКОУ "Вышневолоцкая школа-интернат №1"
Населённый пункт: Вышний Волочёк
Наименование материала: Доклад
Тема: Сенсорное развитие детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГКОУ Вышневолоцкая школа-интернат №1

Доклад на тему:

«Сенсорное развитие и обучение детей с ТМНР»

Дмитриева Н. В.

г. В. Волочек.

2019г.

До недавнего времени дети с тяжелыми и множественными нарушениями в

развитии считались необучаемыми, в результате чего работа по созданию

условий для их обучения практически не велась. Их обучение по программам

общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно,

т.к. множественные нарушения не могут быть учтены рамками специальных

образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся

нарушений. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует

создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития. Это право не зависит от его

психофизического состояния

Вариант «D» дает нецензовое, образование рекомендуется для детей с

тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости, тяжелыми

множественными нарушениями. Это образование обеспечивает общее

развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и

социализацию.

У детей данной группы имеются выраженные интеллектуальные, сенсорные,

двигательные, эмоциональные расстройства, сочетающиеся в различных

вариантах. Требования образовательного стандарта для детей с тяжелыми

множественными нарушениями учитывают новую социальную ситуацию, в

которой они находятся, обеспечивают возможность образования с учетом

тяжести нарушений, доступные для каждого ребенка результаты обучения.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые

опорно-двигательные нарушения, вследствие которых они полностью или

почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении,

самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство

детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем

положении. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью

языковых средств и парезами органов речи.

Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной

отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной

группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие,

благоприятствует формированию представлений, умений и навыков,

значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей

проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является

предпосылкой для обучения таких детей, использованию невербальных

средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.).

Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват,

удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт

предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и

предметно-практической деятельности.

В соответствии с особыми образовательными потребностями данной группы

детей важно обеспечить следующее:

формирование социально-бытовых навыков и других практических

умений, способствующих нормализации и улучшению качества ежедневной

жизни;

специальная помощь детям в развитии средств вербальной и

невербальной коммуникации;

длительная специальная работа по развитию самостоятельности и

независимости от близких взрослых в повседневной жизни

Составляя СИПР для конкретного ребенка, необходимо учитывать, что

тяжелые множественные нарушения предполагают принципиально особую

картину развития. Не следует рассчитывать, что в процессе обучения

учебному предмету ученик плавно переходит от одного раздела к другому.

Учителю важно определить зону актуального и ближайшего развития для

конкретного ребенка, предположить следующий маленький шаг, который

сможет совершить ребенок, определить степень требуемой поддержки и на

основе этих знаний выбрать из данного каталога актуальные для ребенка

темы по каждому учебному предмету. Для данного ребенка материал

программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям,

годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом

необходимости многократного повторения того или иного материала,

постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика,

темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Обучение ведется на занятиях интегрировано, когда одна область внедряется

в другую, перекрывает, дополняет ее. Так на фоне звучащей классической

музыки, которая расслабляюще действует на ребенка, проводятся занятия

предметно- практической деятельности. Особые образовательные

потребности обучающихся с ТМНР вызывают необходимость специального

подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно

осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. В

индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями

развития, как правило, преобладают коррекционные курсы, у детей с менее

выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки

распределится на образовательные области.

Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых

занятий, их количественное соотношение может осуществляться

образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей

развития обучающихся с умственной отсталостью на основании

рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной

программы реабилитации инвалида.

Цель образование детей с ТМНР- социальная адаптация, включение в жизнь

общества. Для достижения цели осуществляется работа по 5 направлениям:

представление о себе

навыки самообслуживания и жизнеобеспечения.

представления об окружающем мире и ориентировка в нем.

способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми

навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной

трудовой деятельности

Содержание обучения по этим направлениям включено в следующие учебные

предметы: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, речь и

альтернативная коммуникация, адаптивная физическая культура.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия

окружающей действительности. Умственное, физическое, эмоциональное

развитие в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е.

от того, насколько совершенно ребенок воспринимает окружающее. Чем

более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его

жизни имеет чувственный опыт. Первый источник знаний о

мире

ощущения. Познание начинается с

чувственного ознакомления с

предметами

и явлениями окружающего мира, с

ощущений и

восприятия.

Цель обучения данному предмету – развитие восприятия через

систематическое воздействие на различные анализаторные системы. Развитие

зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также

восприятие запаха и вкуса Здесь и обучение ребенка замечать раздражители,

реагировать на них, повторять воздействие раздражителей, контролировать

действие глазами, узнавать людей, предметы, ситуации, формировать умение

связывать восприятие с речью, воспринимать предметы разной формы, цвета,

величины; учить выражать свои ощущения, предпочтения. При обучении

фиксации взгляда на неподвижном предмете первоначально предъявляемый

ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, без

лишних деталей, располагаться на уровне глаз ребенка на расстоянии 45-50

см. если учитель не смотрит на предмет, то учитель привлекает его внимание

речью, например: «Посмотри, шарик». Если ребенок не понимает речь, то

можно использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого

также привлечет внимание ребенка. Если не удалось заинтересовать ребенка,

то ему показывают более привлекательный для него предмет. В дальнейшем

можно использовать предметы большего и меньшего размера и более

сложные по конструкции( пирамидка, машина, кукла). Ребенок учится

удерживать взгляд на предмете, начиная с 3-х секунд, с последующим

увеличением времени фиксации взгляда. Для детей с нарушением зрения

проводится работа по локализации неподвижного источника звука,

прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником

звука, нахождение одинаковых по звучанию объектов. Педагог привлекает

внимание ребенка появлением звука в тишине или неожиданным

прекращением звучания. В качестве источника звука используют

музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании,

надавливании, встряхивании, например, трещотка и др.

Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и узкие представления

об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства

общения ограничены ( крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты,

звукоподражания или слово). Практически все дети с такими нарушениями

имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук.

Не в каждой семье их учат ощупывать предметы и действовать с ними в игре.

Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не

могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-

практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности

мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными,

целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Предметно-практическая деятельность у детей с МНР на первоначальном

этапе должна формироваться в рамках общения с людьми в процессе важных

жизненных ситуаций: еды, одевания, умывания, игры, занятий и др. Вне

ситуации использования окружающие предметы не вызывает у ребенка

никакого интереса: он не удерживает их в руках, не пытается действовать с

ними. Для того чтобы познание предметного окружающего мира

превратилось для ребенка в потребность, необходимо создать специальные

условия. Основной целью обучения предмету«Предметно-практическая

деятельность» является формирование у ребенка с ТМНР интереса к

предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами

и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму,

расписанию) при выполнении предметных действий. Работа направлена на

нормализацию чувствительности рук, получение опыта об окружающей

среде через ощупывание и хватание, обучение ручной умелости в

повседневном применении.Предмет включает разделы «Действия с

материалами» и «Действия с предметами». Работая с материалами,

предполагаем следующие действия: сминание материала, разрывание

материала, размазывание, переливание, наматывание. Так ребенок учится

сминать материал двумя руками, сначала мягкие образцы салфетки,

бумажные полотенца. Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная

бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или

выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой. Работу с

предметами проводим по этой же методике. Обучающийся учится

захватывать, удерживать, опускать предмет, перекладывать предмет,

нанизывать, вращать, открывать-закрывать, нажимать на предмет, сжимать

его, толкать. Сначала ребенок выполняет действие совместно с учителем,

который удерживает его руки в своих руках, учится нанизывать кольца,

крупные шарики на стержень. Затем задача усложняется педагогом.

Для того чтобы ребенок с ТМНР мог общаться с окружающими людьми,

необходимо помочь ему овладеть навыками коммуникации. Учебный

предмет «Речь и альтернативная коммуникация» формирует и развивает у

учеников с ТМНР навык коммуникативного взаимодействия со взрослым или

другим ребенком. Ребенок учится устанавливать и поддерживать зрительный

контакт в процессе общения, реагировать на собственное имя,

приветствовать собеседника, привлекать к себе внимание различными

средствами, выражать свои желания, согласие\несогласие, благодарность,

обращаться с просьбой о помощи, отвечать на вопросы. Так , приветствуя

собеседника, ребенок использует различные средства: речь( произносит звук,

одно слово или фразу), жест (машет рукой0, действие (жмет руку),

пиктограмму\картинку\фото и др. В процессе обучения может использоваться

физическая помощь со стороны педагога( поднять руку ребенка, помахать и

др.), которая постепенно уменьшается. При составлении индивидуальной

программы обучения в зависимости от возможностей ребенка подбирается

средство коммуникации. Если ребенок не владеет вербальной речью, его

знакомят с альтернативными средствами коммуникации и учат использовать

их в процессе общения. Перечень альтернативных средств включает взгляд,

мимику, жесты, предметы, символы, электронные устройства.

За основу в работе педагог берет изучение предметов ближайшего

окружения, действий и явлений при помощи конкретных и простых для

понимания символов, условных знаков, приспособленных к элементарным

желаниям и потребностям ребенка. А также развитие умения выражать

предпочтения, желания при помощи сигналов тела, мимики, жестов. На

первых этапах работы – представление о персональном обращении к себе,

обращение внимания на других и получение внимания в ответ. Речь и

альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации,

дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным

удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило

альтернативной коммуникации - «Человек должен иметь возможность

сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Важно понимать сигналы ребенка. Первоначально педагог учит детей

связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными

реакциями или поведением .

Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому

ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Помимо

сигналов тела, мимики, существуют различные средства альтернативной

коммуникации, включая:

- Система PECS - коммуникационная система обмена картинками

- Жестовый язык

- Пиктограммы

- Интерактивные коммуникационные доски

- Коммуникационные карточки-подсказки, карточки Домана

Невербальные средства иногда служат «заменителями» слов или целых фраз.

Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит

определённый вид деятельности

Двигательная активность. Для того чтобы оценить двигательную

активность ребенка и увидеть динамику его развития, необходимо учитывать

каждый небольшой шаг в развитии любого двигательного навыка. Для

обучающихся, имеющих тяжелую степень двигательных нарушений,

реальной задачей будет поддержание имеющейся двигательной активности

или\и профилактика вторичных нарушений.

Физическое развитие обучающихся не соответствует их биологическому

возрасту, двигательные нарушения детей значительно отличаются друг от

друга уровнем моторного развития, тяжестью нарушений. Работа начинается

от начальных умений к более сложным навыкам и включает такие разделы:

восприятие собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие

физических способностей, функция руки.

Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании

и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых

ребёнок может проявить активность, потянуться за игрушкой, повернуться,

сесть, встать, участвовать в игре

Итогом образования человека с ТМНР является нормализация его жизни, т.е.

образ жизни, который является привычным и необходимым для

подавляющего большинства людей



В раздел образования