Автор: Земскова Анастасия Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашской республики
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа нейропсихологического сопровождения развития "KID INSIGHT" как эффективная форма работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Дополнительная общеразвивающая программа
нейропсихологического сопровождения развития «KID INSIGHT»
как эффективная форма работы с детьми с ОВЗ
Ключевые
слова:
нейропсихологическое
сопровождение,
саморегуляция, психическое развитие.
Одной
из
актуальных
проблем
современного
общества
являются
отклонения
в
психическом
здоровье
детей,
которое
имеет
устойчивую
тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты
многочисленных исследований в данной области.
И.В.Дубровина
выделяет
ряд
показателей
психологической
незрелости
ребенка,
поступающего
в
школу:
слабое
речевое
развитие,
неразвитость
тонкой
моторики,
неправильное
формирование
способов
учебной
работы,
слабое
развитие
произвольного
внимания
и
памяти,
низкий уровень самоконтроля.[1]
Л.С.Цветкова
указывает
на
то,
что
«85%
детей,
воспитанников
детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского,
психологического и коррекционно-педагогического профиля, 25% детей
нуждаются в специализированной коррекционной помощи».[2]
Работая
в
нашем
детском
саду
в
группах
компенсирующей
направленности
для
детей
с
тяжелыми
речевыми
нарушениями,
мы
выявили, что у некоторых воспитанников также наблюдается снижение
познавательной
деятельности
и
входящих
в
ее
структуру
процессов
(быстрая истощаемость психических процессов, неустойчивость внимания,
снижение уровня обобщения и осмысления деятельности). Со стороны
эмоционально-волевой
сферы
также
наблюдается
ряд
особенностей:
повышенная возбудимость, расторможенность или наоборот утомляемость,
общая
заторможенность,
плаксивость.
Все
это
мешает
продуктивности
логопедической работы, освоению образовательной программы. Желание
найти первопричину этих нарушений, поиск новых знаний привели нас к
необходимости использования нейропсихологической помощи, а опыт и
педагогическое чутье помогли превратить разнообразные упражнения в
увлекательные
занятия.
Мы
разработали
и
начали
реализовывать
дополнительную
общеразвивающую
программу
нейропсихологического
сопровождения
развития
«KID
INSIGHT»,
целью
которой
является
формирование
базовых
предпосылок
учебной
деятельности
через
восстановление работы деятельности мозговых структур.
Задачи программы:
Активизация
функций
центральной
и
периферической
нервной
системы;
Стабилизация
энергетического
базиса,
на
котором
строится
психическая деятельность;
Развитие высших психических функций, межполушарных связей;
Содействие появлению целостности, пластичности и координации
движений;
Формирование навыков регуляции, программирования и контроля
над протеканием психической деятельности.
Отличительной
особенностью
дополнительной
общеразвивающей
программы
«KID
INSIGHT»
является
использование
психомоторной
коррекции
для
активизации
и
восстановления
взаимодействия
между
различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Гармонизация развития левого и правого полушария;
- Снижение утомляемости и активизация умственных способностей;
- Улучшение сложных интегративных форм переработки информации из
внешнего мира;
- Создание телесного «Я»-образа;
- Формирование произвольной саморегуляции.
Программа разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7
лет)
и
рассчитана
на
один
учебный
год.
Занятия
проводятся
в
малой
группой, 2 раза в неделю по 30 минут. Количество занятий в год составляет
48 занятий: 24 занятия – базальный уровень коррекции, цель которого
коррекция и абилитация первого функционального блока мозга; 24 занятия
–
когнитивный
уровень
коррекции,
направленный
на
коррекцию
когнитивных процессов и произвольной саморегуляции.
Занятия включают в себя следующие структурные компоненты:
Базальный уровень коррекции:
Растяжка (3-4 минуты);
Дыхательные упражнения (2-3 минуты);
Глазодвигательные упражнения (2-3 минуты);
Телесные упражнения (7-10 минут);
Упражнения на развитие мелкой моторики рук (5 минут);
Упражнения для релаксации (7-10 минут);
Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы
(7-10 минут).
Когнитивный уровень коррекции:
Растяжка (3-4 минуты);
Дыхательные упражнения (2-3 минуты);
Массаж и самомассаж (2-3 минут);
Упражнения для мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата
(5 минут);
Развитие самоконтроля (1-8 минут);
Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы –
(7-10 минут);
Развитие чувства ритма (4-5 минут).
Опыт использования программы «KID INSIGHT» в работе с детьми с
ОВЗ
(ТНР)
дало
нам
возможность
достигнуть
качественно
значимых
результатов по параметрам оценки функций программирования и контроля
первого блока мозга. Также можно сказать и об улучшении показателей
функций
кинестической,
слухово-
и
зрительно-пространственной
информации. Все это говорит о существенной подготовке нервной системы
ребенка к учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубровина И.В. Психокоррекционная
и развивающая работа с
детьми. – М, 1998г.
2. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского
возраста. – М.,2006.
3. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Методика коррекции и развития
детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). –
М., 2018.