Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа нейропсихологического сопровождения развития "KID INSIGHT" как эффективная форма работы с детьми с ОВЗ


Автор: Земскова Анастасия Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашской республики
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа нейропсихологического сопровождения развития "KID INSIGHT" как эффективная форма работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная общеразвивающая программа

нейропсихологического сопровождения развития «KID INSIGHT»

как эффективная форма работы с детьми с ОВЗ

Ключевые

слова:

нейропсихологическое

сопровождение,

саморегуляция, психическое развитие.

Одной

из

актуальных

проблем

современного

общества

являются

отклонения

в

психическом

здоровье

детей,

которое

имеет

устойчивую

тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты

многочисленных исследований в данной области.

И.В.Дубровина

выделяет

ряд

показателей

психологической

незрелости

ребенка,

поступающего

в

школу:

слабое

речевое

развитие,

неразвитость

тонкой

моторики,

неправильное

формирование

способов

учебной

работы,

слабое

развитие

произвольного

внимания

и

памяти,

низкий уровень самоконтроля.[1]

Л.С.Цветкова

указывает

на

то,

что

«85%

детей,

воспитанников

детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского,

психологического и коррекционно-педагогического профиля, 25% детей

нуждаются в специализированной коррекционной помощи».[2]

Работая

в

нашем

детском

саду

в

группах

компенсирующей

направленности

для

детей

с

тяжелыми

речевыми

нарушениями,

мы

выявили, что у некоторых воспитанников также наблюдается снижение

познавательной

деятельности

и

входящих

в

ее

структуру

процессов

(быстрая истощаемость психических процессов, неустойчивость внимания,

снижение уровня обобщения и осмысления деятельности). Со стороны

эмоционально-волевой

сферы

также

наблюдается

ряд

особенностей:

повышенная возбудимость, расторможенность или наоборот утомляемость,

общая

заторможенность,

плаксивость.

Все

это

мешает

продуктивности

логопедической работы, освоению образовательной программы. Желание

найти первопричину этих нарушений, поиск новых знаний привели нас к

необходимости использования нейропсихологической помощи, а опыт и

педагогическое чутье помогли превратить разнообразные упражнения в

увлекательные

занятия.

Мы

разработали

и

начали

реализовывать

дополнительную

общеразвивающую

программу

нейропсихологического

сопровождения

развития

«KID

INSIGHT»,

целью

которой

является

формирование

базовых

предпосылок

учебной

деятельности

через

восстановление работы деятельности мозговых структур.

Задачи программы:

Активизация

функций

центральной

и

периферической

нервной

системы;

Стабилизация

энергетического

базиса,

на

котором

строится

психическая деятельность;

Развитие высших психических функций, межполушарных связей;

Содействие появлению целостности, пластичности и координации

движений;

Формирование навыков регуляции, программирования и контроля

над протеканием психической деятельности.

Отличительной

особенностью

дополнительной

общеразвивающей

программы

«KID

INSIGHT»

является

использование

психомоторной

коррекции

для

активизации

и

восстановления

взаимодействия

между

различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Ожидаемые результаты:

- Гармонизация развития левого и правого полушария;

- Снижение утомляемости и активизация умственных способностей;

- Улучшение сложных интегративных форм переработки информации из

внешнего мира;

- Создание телесного «Я»-образа;

- Формирование произвольной саморегуляции.

Программа разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7

лет)

и

рассчитана

на

один

учебный

год.

Занятия

проводятся

в

малой

группой, 2 раза в неделю по 30 минут. Количество занятий в год составляет

48 занятий: 24 занятия – базальный уровень коррекции, цель которого

коррекция и абилитация первого функционального блока мозга; 24 занятия

когнитивный

уровень

коррекции,

направленный

на

коррекцию

когнитивных процессов и произвольной саморегуляции.

Занятия включают в себя следующие структурные компоненты:

Базальный уровень коррекции:

Растяжка (3-4 минуты);

Дыхательные упражнения (2-3 минуты);

Глазодвигательные упражнения (2-3 минуты);

Телесные упражнения (7-10 минут);

Упражнения на развитие мелкой моторики рук (5 минут);

Упражнения для релаксации (7-10 минут);

Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы

(7-10 минут).

Когнитивный уровень коррекции:

Растяжка (3-4 минуты);

Дыхательные упражнения (2-3 минуты);

Массаж и самомассаж (2-3 минут);

Упражнения для мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата

(5 минут);

Развитие самоконтроля (1-8 минут);

Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы –

(7-10 минут);

Развитие чувства ритма (4-5 минут).

Опыт использования программы «KID INSIGHT» в работе с детьми с

ОВЗ

(ТНР)

дало

нам

возможность

достигнуть

качественно

значимых

результатов по параметрам оценки функций программирования и контроля

первого блока мозга. Также можно сказать и об улучшении показателей

функций

кинестической,

слухово-

и

зрительно-пространственной

информации. Все это говорит о существенной подготовке нервной системы

ребенка к учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровина И.В. Психокоррекционная

и развивающая работа с

детьми. – М, 1998г.

2. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского

возраста. – М.,2006.

3. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Методика коррекции и развития

детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). –

М., 2018.



В раздел образования