Напоминание

"Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС по духовно-нравственному направлению"


Автор: Максим Александрович Овчинников
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ Гражданская КШИ
Населённый пункт: Приморский край с.Гражданка
Наименование материала: Доклад
Тема: "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС по духовно-нравственному направлению"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КГОБУ Гражданская КШИ

«Внеурочная деятельность как

системообразующая составляющая

воспитательно - образовательного процесса в

условиях ФГОС по духовно-нравственному

направлению»

Подготовил: Овчинников М.А.

с. Гражданка

Доклад на тему:

Вопросы

нравственного

и

духовного

развития,

воспитания,

совершенствование

человека

волновали общество всегда и во все времена. Нравственный беспредел, с которым встретилось

наше общество в результате так называемых «реформ» оказывают негативное воздействие, прежде

всего на детей и подростков, не обладающих определенной культурой. В связи с этим одним из

наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является духовно - нравственное

воспитание учащихся.

Духовно - нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование у личности

нравственных отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и

самому себе.

Духовно

-

нравственное

воспитание

является

основным

стержнем

в

общей

системе

всестороннего развития личности.

Именно

поэтому

направлению

я

разработала

программу

под

названием

«Познаем

мир

вместе!»

Цель программы: Формирование духовно - нравственных качеств личности у воспитанников

с ОВЗ

Реализация цели возможна при решении следующих задач:

1. Обучение

практическим

приемам

поведения

в

различных

жизненных

ситуациях

на

основе нравственности;

2. Формирование духовно - нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к

этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся;

3 . Воспитание

духовно

-

нравственных

качеств

путем

ознакомления

с

правилами

нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира

детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.

Реализация программы «Познаем мир вместе!» осуществляется на основе следующих

принципов:

1.Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности.

2. Принцип воспитания детей в коллективе.

3.Принцип единства педагогических требований школы и общественности.

4.Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка.

Содержание программы

Моя программа «Познаем мир вместе!» разделена на разделы:

- Школьный этикет

- Правила общения

- Культура внешнего вида

- Внешкольный этикет

- Моя малая Родина

- О трудолюбии

- Духовные ценности

1 раздел - Школьный этикет

Данный

раздел

направлен

на

установление

истинных,

основанных

на

любви

и

уважении

стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу

мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире

и найти свое место в нем. Подготовит школьника с ограниченными возможностями здоровья к

вхождению

в

социум,

сформирует

осознанное

волевое

поведение,

пробудит

самостоятельное

логическое мышление, а также будет развивать общую культуру ребенка. Здесь используется

доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование

отношений между детьми в деловой и сюжетно- ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен

впечатлениями, тестирование и др.

Тематика некоторых мероприятий по школьному этикету:

"Я примерный ученик"

"Поведение в школе"

"Вежливая просьба"

"Мой сосед по парте"

"Точность: береги своё время и время других"

"Кодекс школьной чести"

"Ты и твои одноклассники"

"Дорога в школу"

"Учись слушать"

2 раздел - Правила общения.

Этот раздел показывает ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция

уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания,

учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл

поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться

знаниями норм и правил речевого общения. В общении ребенок получает разнообразную

информацию, формируется его мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции,

социальное поведение. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои

речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к

общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение

участвовать

в

общении

с

несколькими

собеседниками

в

совместной

деятельности

или

различных жизненных ситуациях.

Тематика некоторых мероприятий по правилам общения:

“Приветствуем друг друга”.

“Правила хорошего тона”.

"Обращение к взрослому человеку"

"Что такое настоящая дружба?"

"Гостям всегда рады"

"Слово лечит, слово ранит"

"Нет друга ищи, а нашёл береги"

"Об уступчивости"

"Как выбрать правильный тон речи"

«Вежливость – это уважение к окружающим».

«Как ты разговариваешь с товарищем».

"О прозвищах и кличках"

"Вместе тесно, а врозь скучно"

3 раздел: Культура внешнего вида.

Данный раздел нацеливает детей содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в

значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на

развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников

хранится одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.

Тематика некоторых мероприятий по культуре внешнего вида:

"Пусть тебя не назовут неряхой"

"Друзья вода и мыло"

"Чистота - залог здоровья"

"Запах пота – это невежливо"

"Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен».

4 раздел - Внешкольный этикет.

Данный раздел знакомит детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, в

театре, музее и т.п.); объясняет детям о нравственных правилах поведения в гостях и различных

ситуациях,

в

которых

ребенок

может

оказаться;

помогает

детям

осознать

свое

отношение

к

природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им

представление о нравственной стороне отношения к природе.

Тематика некоторых мероприятий по внешкольному этикету:

“Ох уж эти пассажиры…”

"Я и общество"

Путешествие в страну Этикета"

"Поведение в общественном транспорте"

"Как вести себя в библиотеке"

"Телефонный этикет"

"Дружная компания по улице идёт..."

"Здравствуйте, спасибо, пожалуйста..."

5 раздел - Моя малая Родина

Материал

раздела

направлен

на

формирование

и

развитие

личности

детей,

обладающего

качествами

гражданина-патриота

Родины,

города,

школы

и

способной

успешно

выполнять

гражданские

обязанности

на

основе

интегрированно

-

дифференцированного

подхода

к

воспитанию и развитию.

Тематика некоторых мероприятий «Моя малая Родина»:

"Природа нашего края"

"Береги родную природу"

"Край, любимый край"

"Приведи в порядок свою планету"

6 раздел: О трудолюбии

Данный

раздел

способствует

ознакомлению

детей

с

правилами

организации

своего

и

коллективного

труда,

позволяющего

получить

результат

и

способствующего

формированию

межличностных и коллективистских отношений. Занятие начинается с анализа любого общего

трудового дела, оценки его результатов. В ходе практических занятий, общественно-полезной

деятельности дети осознают значение труда, а также учатся ценить и уважать свой труд и труд

других людей.

Тематика некоторых мероприятий «О трудолюбии»:

"Как я делаю уборку дома и в школе"

"Сильные, смелые, ловкие, умелые"

"Все профессии важны, все профессии нужны"

"Рабочий - это тот, кто все на свете знает"

"Труд основа жизни"

"Содержи в порядке своё рабочее место"

7 раздел – «Духовные ценности»

Занятия по разделу «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце

детей

особой

заботы

светлые

образы,

мысли

и

мечтания,

чувство

красоты,

стремление

к

самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли;

устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и сострадания, радости и

восхищения;

сознание

жизни,

смерти

и

бессмертия.

Темы

раздела

рассматриваются

через

использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь

учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений,

выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в

себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.

Тематика некоторых мероприятий «Духовные ценности»:

“В мире вежливости”

"Слово лечит, слово ранит"

"Мои достоинства и недостатки"

"Как стать лучше?"

"У вас плохой характер?"

"Слава тебе победитель - СОЛДАТ"

"Правдивость и честность"

"Доброта творит чудеса"

"Если добрый ты - это хорошо"

"От чего зависят поступки человека"

"Теплом души согрей и помоги".



В раздел образования