Автор: Максим Александрович Овчинников
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ Гражданская КШИ
Населённый пункт: Приморский край с.Гражданка
Наименование материала: Доклад
Тема: "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС по духовно-нравственному направлению"
Раздел: среднее профессиональное
КГОБУ Гражданская КШИ
«Внеурочная деятельность как
системообразующая составляющая
воспитательно - образовательного процесса в
условиях ФГОС по духовно-нравственному
направлению»
Подготовил: Овчинников М.А.
с. Гражданка
Доклад на тему:
Вопросы
нравственного
и
духовного
развития,
воспитания,
совершенствование
человека
волновали общество всегда и во все времена. Нравственный беспредел, с которым встретилось
наше общество в результате так называемых «реформ» оказывают негативное воздействие, прежде
всего на детей и подростков, не обладающих определенной культурой. В связи с этим одним из
наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является духовно - нравственное
воспитание учащихся.
Духовно - нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование у личности
нравственных отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и
самому себе.
Духовно
-
нравственное
воспитание
является
основным
стержнем
в
общей
системе
всестороннего развития личности.
Именно
поэтому
направлению
я
разработала
программу
под
названием
«Познаем
мир
вместе!»
Цель программы: Формирование духовно - нравственных качеств личности у воспитанников
с ОВЗ
Реализация цели возможна при решении следующих задач:
•
1. Обучение
практическим
приемам
поведения
в
различных
жизненных
ситуациях
на
основе нравственности;
•
2. Формирование духовно - нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к
этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся;
•
3 . Воспитание
духовно
-
нравственных
качеств
путем
ознакомления
с
правилами
нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира
детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
Реализация программы «Познаем мир вместе!» осуществляется на основе следующих
принципов:
1.Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности.
2. Принцип воспитания детей в коллективе.
3.Принцип единства педагогических требований школы и общественности.
4.Принцип единства уважения и требовательности к личности ребенка.
Содержание программы
Моя программа «Познаем мир вместе!» разделена на разделы:
- Школьный этикет
- Правила общения
- Культура внешнего вида
- Внешкольный этикет
- Моя малая Родина
- О трудолюбии
- Духовные ценности
1 раздел - Школьный этикет
Данный
раздел
направлен
на
установление
истинных,
основанных
на
любви
и
уважении
стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу
мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире
и найти свое место в нем. Подготовит школьника с ограниченными возможностями здоровья к
вхождению
в
социум,
сформирует
осознанное
волевое
поведение,
пробудит
самостоятельное
логическое мышление, а также будет развивать общую культуру ребенка. Здесь используется
доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование
отношений между детьми в деловой и сюжетно- ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен
впечатлениями, тестирование и др.
Тематика некоторых мероприятий по школьному этикету:
"Я примерный ученик"
"Поведение в школе"
"Вежливая просьба"
"Мой сосед по парте"
"Точность: береги своё время и время других"
"Кодекс школьной чести"
"Ты и твои одноклассники"
"Дорога в школу"
"Учись слушать"
2 раздел - Правила общения.
Этот раздел показывает ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция
уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания,
учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл
поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться
знаниями норм и правил речевого общения. В общении ребенок получает разнообразную
информацию, формируется его мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции,
социальное поведение. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои
речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к
общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение
участвовать
в
общении
с
несколькими
собеседниками
в
совместной
деятельности
или
различных жизненных ситуациях.
Тематика некоторых мероприятий по правилам общения:
“Приветствуем друг друга”.
“Правила хорошего тона”.
"Обращение к взрослому человеку"
"Что такое настоящая дружба?"
"Гостям всегда рады"
"Слово лечит, слово ранит"
"Нет друга ищи, а нашёл береги"
"Об уступчивости"
"Как выбрать правильный тон речи"
«Вежливость – это уважение к окружающим».
«Как ты разговариваешь с товарищем».
"О прозвищах и кличках"
"Вместе тесно, а врозь скучно"
3 раздел: Культура внешнего вида.
Данный раздел нацеливает детей содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в
значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на
развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников
хранится одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.
Тематика некоторых мероприятий по культуре внешнего вида:
"Пусть тебя не назовут неряхой"
"Друзья вода и мыло"
"Чистота - залог здоровья"
"Запах пота – это невежливо"
"Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен».
4 раздел - Внешкольный этикет.
Данный раздел знакомит детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, в
театре, музее и т.п.); объясняет детям о нравственных правилах поведения в гостях и различных
ситуациях,
в
которых
ребенок
может
оказаться;
помогает
детям
осознать
свое
отношение
к
природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им
представление о нравственной стороне отношения к природе.
Тематика некоторых мероприятий по внешкольному этикету:
“Ох уж эти пассажиры…”
"Я и общество"
Путешествие в страну Этикета"
"Поведение в общественном транспорте"
"Как вести себя в библиотеке"
"Телефонный этикет"
"Дружная компания по улице идёт..."
"Здравствуйте, спасибо, пожалуйста..."
5 раздел - Моя малая Родина
Материал
раздела
направлен
на
формирование
и
развитие
личности
детей,
обладающего
качествами
гражданина-патриота
Родины,
города,
школы
и
способной
успешно
выполнять
гражданские
обязанности
на
основе
интегрированно
-
дифференцированного
подхода
к
воспитанию и развитию.
Тематика некоторых мероприятий «Моя малая Родина»:
"Природа нашего края"
"Береги родную природу"
"Край, любимый край"
"Приведи в порядок свою планету"
6 раздел: О трудолюбии
Данный
раздел
способствует
ознакомлению
детей
с
правилами
организации
своего
и
коллективного
труда,
позволяющего
получить
результат
и
способствующего
формированию
межличностных и коллективистских отношений. Занятие начинается с анализа любого общего
трудового дела, оценки его результатов. В ходе практических занятий, общественно-полезной
деятельности дети осознают значение труда, а также учатся ценить и уважать свой труд и труд
других людей.
Тематика некоторых мероприятий «О трудолюбии»:
"Как я делаю уборку дома и в школе"
"Сильные, смелые, ловкие, умелые"
"Все профессии важны, все профессии нужны"
"Рабочий - это тот, кто все на свете знает"
"Труд основа жизни"
"Содержи в порядке своё рабочее место"
7 раздел – «Духовные ценности»
Занятия по разделу «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце
детей
особой
заботы
светлые
образы,
мысли
и
мечтания,
чувство
красоты,
стремление
к
самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли;
устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и сострадания, радости и
восхищения;
сознание
жизни,
смерти
и
бессмертия.
Темы
раздела
рассматриваются
через
использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь
учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений,
выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в
себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.
Тематика некоторых мероприятий «Духовные ценности»:
“В мире вежливости”
"Слово лечит, слово ранит"
"Мои достоинства и недостатки"
"Как стать лучше?"
"У вас плохой характер?"
"Слава тебе победитель - СОЛДАТ"
"Правдивость и честность"
"Доброта творит чудеса"
"Если добрый ты - это хорошо"
"От чего зависят поступки человека"
"Теплом души согрей и помоги".