Автор: Василевская Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Саратовская обл. г. Вольск
Наименование материала: статья
Тема: Роль математики в жизни дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
родителей
по
теме
:
«
Роль
математики
в
жизни
дошкольников
»
Одна
из
важнейших
задач
воспитания
ребенка
–
развитие
его
ума
,
формирование
таких
мыслительных
умений
и
способностей
,
которые
позволяют
легко
осваивать
новое
.
На
решение
этой
задачи
должны
быть
направлены
содержание
и
методы
подготовки
мышления
дошкольников
к
школьному
обучению
,
в
частности
пред
математической
подготовки
.
Математика
играет
огромную
роль
в
жизни
человека
.
Без
математики
невозможно
полностью
и
адекватно
описать
,
исследовать
,
понять
многие
явления
не
только
природы
и
познания
,
но
и
общества
,
социально
-
экономических
областей
.
Математика
—
уникальная
наука
.
Она
способствует
выработке
адекватного
представления
и
понимания
знания
.
Ни
одно
человеческое
исследование
не
может
называться
истинной
наукой
,
если
оно
не
прошло
через
математические
доказательства
—
писал
Леонардо
да
Винчи
.
Важно
,
чтобы
математика
вошла
в
жизнь
детей
не
как
теория
,
а
как
знакомство
с
интересным
новым
явлением
окружающего
мира
.
Черпать
свои
знания
по
математике
ребенок
должен
не
только
с
занятий
по
математике
в
детском
саду
,
но
и
из
своей
повседневной
жизни
,
из
наблюдений
за
явлениями
окружающего
его
мира
.
Здесь
неоценима
,
помощь
родителей
,
которые
желают
внести
свою
лепту
в
дело
развития
и
воспитания
собственного
ребенка
.
Совместный
поиск
решения
проблем
,
помогает
организовать
обучение
детей
и
взрослых
,
которое
не
только
способствует
лучшему
усвоению
математики
,
но
и
обогащает
духовный
мир
ребенка
,
устанавливает
связи
между
старшими
и
младшими
,
необходимые
им
в
дальнейшем
для
решения
жизненных
проблем
.
Мамам
и
папам
,
бабушкам
и
дедушкам
хочется
напомнить
,
что
принудительное
обучение
бесполезно
и
даже
вредно
.
Выполнение
заданий
должно
начинаться
с
предложения
:
«
Поиграем
? » .
Обсуждение
заданий
следует
начинать
тогда
,
когда
ребёнок
не
очень
возбуждён
и
не
занят
каким
либо
интересным
делом
:
ведь
ему
предлагают
поиграть
,
а
игра
–
дело
добровольное
.
Пожертвуйте
ребенку
немного
своего
времени
и
не
обязательно
свободного
.
По
дороге
в
детский
сад
или
домой
,
на
кухне
,
на
прогулке
и
даже
в
магазине
,
когда
одеваетесь
на
прогулку
и
.
т
.
д
.
Ведь
в
программе
по
ФЭМП
для
детских
садов
выделены
основные
темы
:
- «
Количество
и
счет
»,
-«
Величина
»,
-«
Форма
»,
-«
Ориентировка
в
пространстве
и
времени
».
Согласитесь
,
всем
этим
понятиям
вы
можете
уделить
внимание
и
в
повседневной
жизни
.
Обращайте
внимание
детей
на
форму
различных
предметов
в
окружающем
мире
,
их
количество
.
Например
:
тарелки
круглые
,
скатерть
квадратная
,
часы
круглые
.
Для
старших
:
спросите
,
какую
фигуру
по
форме
напоминает
тот
или
иной
предмет
.
1.
Выбери
предмет
похожий
по
форме
на
ту
или
иную
фигуру
.
2.
Спросите
детей
,
чего
у
них
по
два
: -
две
руки
,
две
ноги
,
два
уха
,
два
глаза
,
две
ступни
,
два
локтя
,
пусть
ребенок
покажет
их
.
3.
И
чего
по
одному
?
Поставьте
чашки
,
спросите
:
1.
Сколько
нужно
поставить
тарелок
,
положить
ложек
,
вилок
,
если
будут
обедать
3
или
4
человека
?
2.
С
какой
стороны
должна
лежать
ложка
,
вилка
?
Принесли
домой
фрукты
,
яблоки
и
груши
.
1.
Спросите
,
чего
больше
?
2.
Что
для
этого
нужно
сделать
?
Напоминаем
,
что
это
можно
сделать
без
счета
,
путем
по
парного
сопоставления
.
Если
пересчитать
,
то
можно
сравнить
числа
(
груш
больше
,
их
5,
а
яблок
меньше
,
их
4.)
Варите
суп
,
спросите
:
1.
Какое
количество
овощей
пошло
?
2.
Какой
они
формы
,
величины
?
Построил
ваш
ребенок
2
башенки
,
домики
,
спросите
:
1.
Какой
выше
,
ниже
?
По
дороге
в
детский
сад
или
домой
рассматривайте
деревья
(
выше
-
ниже
,
толще
-
тоньше
).
Рисует
ваш
ребенок
,
спросите
его
:
о
длине
карандашей
,
сравните
их
по
длине
.
Чтобы
ребенок
в
жизни
,
в
быту
употреблял
такие
слова
как
:
-
длинный
-
короткий
,
-
широкий
-
узкий
(
шарфики
,
полотенца
,
например
),
-
высокий
-
низкий
(
шкаф
,
стол
,
стул
,
диван
);
-
толще
-
тоньше
(
колбаса
,
сосиска
,
палка
).
Используйте
:
-
игрушки
разной
величины
(
матрешки
,
куклы
,
машины
),
-
различной
длины
и
толщины
:
палочки
,
карандаши
,
куски
веревок
,
ниток
,
полоски
бумаги
,
ленточки
...
Важно
чтобы
эти
слова
были
в
лексиконе
у
детей
.
Ребенок
должен
к
школе
пользоваться
правильными
словами
для
сравнения
по
величине
.
Во
время
чтения
книг
обращайте
внимание
детей
на
характерные
особенности
животных
:
-
у
зайца
-
длинные
уши
,
короткий
хвост
;
-
у
коровы
-
четыре
ноги
,
-
у
козы
рога
меньше
,
чем
у
оленя
.
Сравнивайте
все
вокруг
по
величине
.
Дети
знакомятся
с
цифрами
.
Обращайте
внимание
на
цифры
,
которые
окружают
нас
в
повседневной
жизни
,
в
различных
ситуациях
,
например
:
-
на
циферблате
,
-
в
календаре
,
-
в
рекламной
газете
,
-
на
телефонном
аппарате
,
-
на
страницах
в
книге
,
-
номер
вашего
дома
,
квартиры
,
номер
машины
.
Предложите
ребенку
вместе
с
вами
рассмотреть
цифры
на
телефоне
:
-
назвать
их
сначала
в
прямом
,
а
потом
в
обратном
порядке
,
-
сказать
номер
своего
телефона
,
-
поинтересоваться
,
есть
ли
в
номере
одинаковые
цифры
.
Попросите
отсчитать
столько
предметов
(
любых
):
-
сколько
показывает
цифра
,
-
или
покажи
ту
цифру
,
сколько
предметов
.
ИГРЫ
:
1.
Поиграйте
в
игру
«
Кто
больше
найдет
цифр
в
окружении
?»
вы
или
ребенок
.
2.
Предложите
поиграть
в
игру
«
Какое
число
пропущено
?»
Ребенок
закрывает
глаза
,
а
вы
в
этот
момент
убираете
одну
из
карточек
с
цифрой
,
соединив
так
,
чтоб
получился
непрерывный
ряд
.
Ребенок
должен
сказать
,
какой
карточки
нет
,
и
где
она
стояла
.
Дети
учатся
не
только
считать
,
но
и
ориентироваться
в
пространстве
и
времени
.
Обращайте
на
это
внимание
в
повседневной
жизни
.
Спрашивайте
ребенка
,
что
находится
слева
,
справа
от
него
,
впереди
-
сзади
.
Обращайте
внимание
на
то
,
когда
происходит
те
или
иные
события
,
используя
слова
:
-
вчера
,
сегодня
,
завтра
(
что
было
сегодня
,
что
было
вчера
и
что
будет
завтра
).
Называйте
день
недели
,
спрашивайте
его
;
а
какой
был
вчера
,
будет
завтра
.
Называйте
текущий
месяц
,
если
есть
в
этом
месяце
праздники
или
знаменательные
даты
,
обратите
на
это
внимание
.
Поиграйте
в
игру
«
Найди
игрушку
».
Спрячьте
игрушку
,
«
Раз
,
два
,
три
-
ищи
!»-
говорит
взрослый
.
Ребенок
ищет
,
найдя
,
он
говорит
,
где
она
находилась
,
используя
слова
:
-«
на
», «
за
», «
между
», «
в
».
Обратите
внимание
детей
на
часы
,
особенно
на
те
,
что
установлены
в
электроприборах
:
-
в
телевизоре
,
-
стиральной
машине
.
Объясните
,
для
чего
они
.
Обращайте
внимание
ребёнка
на
то
:
-
сколько
минут
он
одевается
,
-
убирает
постель
,
-
спросите
:
что
можно
сделать
за
3
или
5
минут
.
Познакомьте
детей
с
деньгами
,
монетками
.
Чтоб
ребенок
знал
:
-
сколько
рублей
содержится
в
той
или
иной
монете
,
-
цифра
на
монете
обозначает
количество
рублей
,
-
количество
монет
не
соответствует
количеству
рублей
(
денег
).
В
непосредственной
обстановке
,
на
кухне
,
вы
можете
ребенка
познакомить
:
-
с
объемом
(
вместимостью
сосудов
),
-
сравнив
по
вместимости
разные
кастрюли
и
чашки
.
-
измерить
условной
меркой
сыпучие
продукты
.
Так
,
в
непосредственной
обстановке
,
жертвуя
небольшим
количеством
времени
,
вы
можете
приобщить
ребенка
ко
многим
математическим
понятиям
,
способствовать
их
лучшему
усвоению
,
поддерживая
и
развивая
интерес
к
математике
.