Автор: Карюченко Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 24 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Ухта, республика Коми
Наименование материала: Рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Тема: "Работа с одарёнными детьми. Формы, методы, приёмы"
Раздел: дошкольное образование
«Направления работы ДОУ с
одаренными детьми. Формы,
методы и приемы»
Подготовил:Карюченко Ольга Анатольевна
«
О
д
а
р
ё
н
н
о
с
т
ь
ч
е
л
о
в
е
к
а
–
э
т
о
м
а
л
е
н
ь
к
и
й
р
о
с
т
о
ч
е
к
,
е
д
в
а
п
р
о
к
л
ю
н
у
в
ш
и
й
с
я
и
з
з
е
м
л
и
и
т
р
е
б
у
ю
щ
и
й
к
с
е
б
е
о
г
р
о
м
н
о
г
о
в
н
и
м
а
н
и
я
.
Н
е
о
б
х
о
д
им
о
х
о
л
и
т
ь
и
л
е
л
е
я
т
ь
,
у
х
а
ж
и
в
а
т
ь
з
а
н
и
м
,
с
д
е
л
а
т
ь
в
с
ё
н
е
о
б
х
о
д
и
м
о
е
,
ч
т
о
б
ы
о
н
в
ы
р
о
с
и
д
а
л
о
б
и
л
ь
н
ы
й
п
л
о
д
»
В
.
А
.
С
У
Х
О
М
ЛИ
Н
С
К
И
Й
Одаренные дети — главное национальное богатство, основа
будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его
процветания. Многие страны вкладывают немалые средства
в национальные и региональные программы работы с
такими детьми. Данные программы призваны обеспечить
оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание
им специальной социальной, психологической и
педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и
воспитателей для работы с такими детьми.
Мотивация. Мотив (от
французского motif — побудительная
причина) — психическое явление* становящееся
побуждением к деятельности.
Креативность (творчесткостъ).
Гибкость — способность быстро и легко находить новые
стратегии решения
Оригинальность — это способность выдвигать новые,
неожиданные идеи, отличающиеся от известных, общепринятых,
банальных.
Интеллект (способности выше среднего уровня) . Большая часть
видов деятельности требует того что называют интеллектом и обычно
определяют по системе IQ .
Музыкальное дарование.
Первоначально – это подражание игре на музыкальных
инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё.
Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития
одарённости.
Художественная одарённость.
Высокая избирательность в отношении зрительных
образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности,
сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых
контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.
Математическая и шахматная одарённость.
Появляется рано. В три-четыре года
некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов,
страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации.
Литературное дарование.
Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает
звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с
работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.
Социальная одарённость.
У него хорошо развита речь, он не
боится и не
стесняется
обратиться к другому
ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка
обнаруживается свой
деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная
особенность – такому ребёнку до всего есть дело.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Высокой степенью неопределенности и потенциальной
многовариативностью (богатством возможностей).
Неопределенность
стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых.
Предметно-информационное обогащение среды.
Предполагает наличие
необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и
разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
Активизация трансформационных возможностей предметно-
пространственной среды.
Предметно-пространственная среда должна быть
способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
Гибкость в использовании времени, средств и материалов.
Предполагает
отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности
самостоятельно ставить задачу, выбирать время,
последовательность,
способы ее решения.
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской
деятельности с ее коллективными формами.
Одаренного
ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и
коллективной творческой деятельности.
Рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие
от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры,
рисование, конструирование, лепка и др.)
4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или
затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных
средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям
возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка
образцов и результатов взрослой креативности;
7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого
информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч.
современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников,
формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для
награды или
осуждения;
10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной
экспрессии, творческого использования знаний.
Формы работы с одарёнными детьми:
•
кружки по интересам;
•
конкурсы, викторины;
•
спортивные состязания;
•
выставка прикладного искусства;
•
выставки прикладного искусства;
•
индивидуальные выставки;
•
исследования динамики развития;
•
оформление индивидуальных портфолио.
Система сопровождения одарённых детей предполагает
поиск и апробацию инновационных форм и технологий
работы с одаренными детьми.
Развитие одаренности возможно при реализации комплекса
дидактических условий:
•
своевременная диагностика способностей;
•
адекватное содержание образовательной деятельности;
•
внедрение личностно-ориентированной и
развивающей технологий;
•
психологическое сопровождение личности;
•
побудительно – интенсифицирующая
деятельность воспитателя.
Прием «Новое свойство»
Использование этого приема к знакомым сказкам придает им не
только оригинальное решение. Он практически изменяет
содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая
сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы
Прием «Цветные сказки»
Цвет в жизни человека играет важную роль: все многообразие его
оттенков несет определенную информацию об окружающем мире.
Название цвета вполне может стать источником сказочной истории.
Практической задание: Выбрать цвет (зеленый, розовый и т.д.) и
придумать сказку (зеленую, розовую и т.д.)
Смена места действия
Сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в
другое время и пространство. Например: жили-были старик со
старухой в наши дни; Красная шапочка в космосе; теремок в
океане; козлята и волк на необитаемом острове и т. п.
Прием «Прогулка в прошлое героя»
Имеет особый воспитательный смысл - она помогает ребятам
осмыслить последствия тех или иных событий, учит их
анализировать ситуацию и прогнозировать результаты
конкретной деятельности, поступков, реакцию окружающих.
Например, предложите ребятам проанализировать детство Бабы-
Яги, чтобы узнать, почему она стала такой злой и некрасивой
Прием «Введение в название сказки нового объекта»
Правила игры заключаются в следующем: в название хорошо
знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-
либо предмет. Например: «Колобок и воздушный шарик», «Волк,
семеро козлят и компьютер», «Теремок-паровоз», «Гуси-лебеди и
автомобиль», «Мальчик-с-пальчик и трактор», «Морозко и
мячик» т.п.