Напоминание

"Работа с одарёнными детьми. Формы, методы, приёмы"


Автор: Карюченко Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 24 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Ухта, республика Коми
Наименование материала: Рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Тема: "Работа с одарёнными детьми. Формы, методы, приёмы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Направления работы ДОУ с

одаренными детьми. Формы,

методы и приемы»

Подготовил:Карюченко Ольга Анатольевна

«

О

д

а

р

ё

н

н

о

с

т

ь

ч

е

л

о

в

е

к

а

э

т

о

м

а

л

е

н

ь

к

и

й

р

о

с

т

о

ч

е

к

,

е

д

в

а

п

р

о

к

л

ю

н

у

в

ш

и

й

с

я

и

з

з

е

м

л

и

и

т

р

е

б

у

ю

щ

и

й

к

с

е

б

е

о

г

р

о

м

н

о

г

о

в

н

и

м

а

н

и

я

.

Н

е

о

б

х

о

д

им

о

х

о

л

и

т

ь

и

л

е

л

е

я

т

ь

,

у

х

а

ж

и

в

а

т

ь

з

а

н

и

м

,

с

д

е

л

а

т

ь

в

с

ё

н

е

о

б

х

о

д

и

м

о

е

,

ч

т

о

б

ы

о

н

в

ы

р

о

с

и

д

а

л

о

б

и

л

ь

н

ы

й

п

л

о

д

»

В

.

А

.

С

У

Х

О

М

ЛИ

Н

С

К

И

Й

Одаренные дети — главное национальное богатство, основа

будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его

процветания. Многие страны вкладывают немалые средства

в национальные и региональные программы работы с

такими детьми. Данные программы призваны обеспечить

оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание

им специальной социальной, психологической и

педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и

воспитателей для работы с такими детьми.

Мотивация. Мотив (от

французского motif — побудительная

причина) — психическое явление* становящееся

побуждением к деятельности.

Креативность (творчесткостъ).

Гибкость — способность быстро и легко находить новые

стратегии решения

Оригинальность — это способность выдвигать новые,

неожиданные идеи, отличающиеся от известных, общепринятых,

банальных.

Интеллект (способности выше среднего уровня) . Большая часть

видов деятельности требует того что называют интеллектом и обычно

определяют по системе IQ .

Музыкальное дарование.

Первоначально – это подражание игре на музыкальных

инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё.

Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития

одарённости.

Художественная одарённость.

Высокая избирательность в отношении зрительных

образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности,

сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых

контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.

Математическая и шахматная одарённость.

Появляется рано. В три-четыре года

некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов,

страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации.

Литературное дарование.

Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает

звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с

работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

У него хорошо развита речь, он не

боится и не

стесняется

обратиться к другому

ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка

обнаруживается свой

деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная

особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Развивающая предметно-пространственная среда.

Высокой степенью неопределенности и потенциальной

многовариативностью (богатством возможностей).

Неопределенность

стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых.

Предметно-информационное обогащение среды.

Предполагает наличие

необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и

разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно-

пространственной среды.

Предметно-пространственная среда должна быть

способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов.

Предполагает

отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности

самостоятельно ставить задачу, выбирать время,

последовательность,

способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской

деятельности с ее коллективными формами.

Одаренного

ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и

коллективной творческой деятельности.

Рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие

от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры,

рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или

затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных

средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям

возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка

образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого

информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч.

современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников,

формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для

награды или

осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной

экспрессии, творческого использования знаний.

Формы работы с одарёнными детьми:

кружки по интересам;

конкурсы, викторины;

спортивные состязания;

выставка прикладного искусства;

выставки прикладного искусства;

индивидуальные выставки;

исследования динамики развития;

оформление индивидуальных портфолио.

Система сопровождения одарённых детей предполагает

поиск и апробацию инновационных форм и технологий

работы с одаренными детьми.

Развитие одаренности возможно при реализации комплекса

дидактических условий:

своевременная диагностика способностей;

адекватное содержание образовательной деятельности;

внедрение личностно-ориентированной и

развивающей технологий;

психологическое сопровождение личности;

побудительно – интенсифицирующая

деятельность воспитателя.

Прием «Новое свойство»

Использование этого приема к знакомым сказкам придает им не

только оригинальное решение. Он практически изменяет

содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая

сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы

Прием «Цветные сказки»

Цвет в жизни человека играет важную роль: все многообразие его

оттенков несет определенную информацию об окружающем мире.

Название цвета вполне может стать источником сказочной истории.

Практической задание: Выбрать цвет (зеленый, розовый и т.д.) и

придумать сказку (зеленую, розовую и т.д.)

Смена места действия

Сюжет хорошо знакомой ребенку сказки как бы перемещается в

другое время и пространство. Например: жили-были старик со

старухой в наши дни; Красная шапочка в космосе; теремок в

океане; козлята и волк на необитаемом острове и т. п.

Прием «Прогулка в прошлое героя»

Имеет особый воспитательный смысл - она помогает ребятам

осмыслить последствия тех или иных событий, учит их

анализировать ситуацию и прогнозировать результаты

конкретной деятельности, поступков, реакцию окружающих.

Например, предложите ребятам проанализировать детство Бабы-

Яги, чтобы узнать, почему она стала такой злой и некрасивой

Прием «Введение в название сказки нового объекта»

Правила игры заключаются в следующем: в название хорошо

знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-

либо предмет. Например: «Колобок и воздушный шарик», «Волк,

семеро козлят и компьютер», «Теремок-паровоз», «Гуси-лебеди и

автомобиль», «Мальчик-с-пальчик и трактор», «Морозко и

мячик» т.п.



В раздел образования