Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта
Автор: Хафизова Диляра Талгатовна Должность: олигофренопедагог Учебное заведение: ГБОУ Уруссинская специальная школа-интернат для детей с ОВЗ Населённый пункт: пгт Уруссу Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта Раздел: среднее профессиональное
Уруссинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
ДОКЛАД
на педагогический совет
Педагог Хафизова Д.Т.
2016 год
В
качестве
конечной
цели
специального
образования
лиц
с
особенностями
психофизического
развития
во
всех
странах
мира
выдвигаются их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной
степени
зависит
от
социально-бытовой
компетентности
человека,
его
способности
самостоятельно
организовывать
свой
быт.
Поэтому
подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи
окружающих,
жизни
является
главной
задачей
специальной
школы.
В
сущно сти,
ве сь
проце сс
обучения
и
во спитания
ребенка
с
интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить
его социальную адаптацию в обществе.
Педагогический
процесс
по
формированию
социально-бытовой
компетентности
умственно
отсталых
детей
следует
основываться
на
системно
-
деятельностном
подходе
к
обучению
и
воспитанию,
что
обеспечивает
его
личностно-ориентированную
направленность.
Такой
подход опирается на данные экспериментальных исследований последнего
времени (Д.А. Виткаускайте, С.Ю. Коноплястой, Т.Н. Стариченко, Е.И.
Разуван
и
др.),
теоретические
положения
специальной
педагогики
и
методические рекомендации, имеющие какое-либо отношение к данной
сфере,
справочные
и
энциклопедические
источники,
а
также
на
наш
собственный многолетний опыт практической работы.
Исходным,
отправным
моментом
в
структурировании
процесса
социально-бытовой
подготовки
умственно
отсталых
детей
является
определение
цели,
т.е.
конечного
результата
данного
процесса.
Он
(желаемый
результат)
представляет
собой
обобщенную
характеристику,
портрет социально-бытовой «умелости» воспитанника к концу обучения в
школе.
Ориентируясь
на
замеченную
таким
образом
общую
цель,
определяются основные задачи целостного педагогического процесса по
социально-бытовой
подготовке
детей.
задачи
указывают
направления
работы, а также позволяют определить основные сферы быта, в рамках
которых
необходима
ориентировка
детей
для
осуществления
ими
самостоятельной и независимой жизнедеятельности.
Эффективности
педагогической
работы
по
социально-бытовой
подготовке
воспитанников
способствует
следующие
условия:
целенаправленно сть
и
системно сть
педагогиче ской
р а б от ы ;
направленность
ее
на
результативную
подготовку
каждого
ребенка;
дифференцированный
и
индивидуальный
подходы
к
воспитанникам
в
отношении содержания и методов их обучения; обеспечение максимальной
наглядности
учебного
процесса,
активной
деятельности
детей
в
ходе
восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации;
формирование
положительного
отношения
к
осваиваемой
бытовой
деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
широкое использование игровых методов и приемов обучения; коррекция и
развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных
умений; взаимодействие учителя и воспитателей.
Педагоги
должны
творчески
подходить
как
к
использованию
предложенных, так и к поиску иных эффективных методов и приемов
обучения детей. Но какие бы методы они не использовали в работе, в каких
бы формах ни организовали обучение детей, основополагающим должен
б ы т ь принцип
педагогического
оптимизма
-
вера
в
возможности
каждого ребенка, установка на положительный результат обучения.
Слагаемыми успеха и результативности деятельности педагога должны
быть: любовь к ребенку, выражающаяся в стремлении помочь ему овладеть
максимально
доступными
его
способностям
знаниями,
навыками
и
умениями; вера
в
возможность
каждого
ребенка
достигать
высоких
результатов;
педагогическое
мастерство, заключающееся
в
отборе
наиболее эффективных методов и форм обучения для каждого ребенка;
терпение, так как желаемые результаты не всегда достигаются быстро.
Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального
(коррекционного)
образовательного
учреждения VIII
вида
является
формирование
у
каждого
ребенка
того
необходимого
запаса
знаний,
навыков
и
умений,
который
позволит
ему
уверенно
начинать
самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться
в ней и интегрироваться в социум.
Что же должен знать и уметь выпускник школы-интерната, вступая в
самостоятельную жизнь?
Он
должен
уметь
обслуживать
себя
и
своих
близких
в
условиях
домашней обстановки, а это предполагает владение знаниями и умениями в
следующих
областях: личная
гигиена,
организация
питания,
уход
за
жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания
и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность,
уверенность
и
независимость
от
окружающих,
и
их
помощи
в
повседневной жизни.
К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждения
торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье,
ремонтная
мастерская,
столовая,
кафе
и
др.), связи (почта,
телефон,
телеграф), к у л ь т у р ы (библиотека,
кинотеатр,
театр,
музей)
и
общественного транспорта.
К
сожалению,
в
жизни
неизбежны
ситуации,
связанные
с
необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому дети должны
знать медицинские учреждения, в которые следует обращаться в таких
случаях (аптека,
поликлиника,
больница,
служба
«скорой
помощи»),
и
уметь оказывать некоторую первую медицинскую помощь.
Для
успешной
и
благополучной
организации
независимого
образа
жизни
человек должен
ориентироваться
и
в
экономико-бытовых
вопросах: иметь представления о деньгах, доходах, бюджете, основных
статьях
расходной
части
бюджета,
уметь
планировать
его
на
месяц,
рационально использовать деньги и т.п.
Немаловажное
значение
для
человека
имеет
умение разумно
организовывать свой досуг.
Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации
воспитанников
вспомогательных
школ,
-
формирование
у
них умений
общ ения: связано
и
логично
выражать
свои
мысли,
правильно
формулировать
вопросы,
просьбы,
предложение
помощи;
внимательно
выслушивать
ответы:
благодарить
за
ответ,
услугу;
пользоваться
формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре.
Процесс формирования у детей перечисленных социально-бытовых
умений основывается на обязательных и безусловных социокультурных
нормах
взаимоотношений
между
людьми.
Эти
нормы
выработаны
человечеством в процессе исторического развития и имеют обобщенный
характер,
поскольку
затрагивают
интересы
всех
людей,
живущих
на
планете, а не какого-то отдельно взятого человека, хотя касаются и его
тоже.
Это
забота
друг
о
друге,
уважительные
и
доброжелательные
отношения
между
людьми:
младшими
и
старшими;
мужчинами
и
женщинами; учениками и педагогами; детьми и родителями; братьями и
сестрами, другими родственниками; сверстниками и т.д.
Педагоги
должны
помочь
детям освоить
нормы
культуры
взаимоотношений между людьми, способствовать принятию этих норм.
Формируя у учащихся отношение к социально-культурным ценностям
и соответствующие нормы поведения, важно воспитывать в них такие
нравственные
качества,
как
доброжелательность,
внимательность,
участливость,
заботливость,
стремление
оказать
услугу,
посильную
помощь.
Тем
самым
воспитывается эмоционально
положительное
отношение к окружающим, что имеет большое значение для успешности
процесса интеграции ребенка в общество.
Немаловажное значение для организации человеком независимого и
достойного образа жизни имеет и сформированность у него следующих
вол евых
качеств
и
умений: самостоятельности,
ответственности,
инициативности,
активности,
решительности,
умения
преодолевать
трудности и доводить дело до конца.
Возможность организации человеком независимого, самостоятельного
образа жизни в значительной степени зависит от уверенности его в себе,
своих силах, умениях, возможностях. Уверенность в своих силах возникает,
если
человек знает и умеет. В свою очередь, человек, который верит в
себя,
быстрее
развивается
и
овладевает
необходимыми
знаниями
и
умениями. Поэтому наличие у воспитанников веры в свои возможности, в
свою успешность в организации быта – условие и одновременно средство
эффективности их социально-бытовой подготовки.
Успешное
овладение
социально
значимыми
знаниями
и
умениями
возможно
лишь
при
адекватном
и
полноценном
восприятии
ребенком
окружающего
мира
–
предметов,
процессов,
явлений
и
др.
Умственно
отсталых
детей
необходимо
обучать
анализировать
разнообразные
жизненные ситуации, оценивать их; актуализировать имеющиеся знания и
умения в нужной ситуации; сравнивать, обобщать, делать умозаключения,
выводы и т.д. Таким образом, одним из важнейших средств обеспечения
человеку с интеллектуальной недостаточностью максимально возможной
для
него
самостоятельности
и
независимости
является коррекция
нарушений его познавательной деятельности.
Такой идеальный, желаемый «портрет» выпускника вспомогательной
школы можно считать целью процесса социально-бытовой подготовки.