Напоминание

Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта


Автор: Хафизова Диляра Талгатовна
Должность: олигофренопедагог
Учебное заведение: ГБОУ Уруссинская специальная школа-интернат для детей с ОВЗ
Населённый пункт: пгт Уруссу Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Уруссинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ДОКЛАД

на педагогический совет
Педагог Хафизова Д.Т. 2016 год
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигаются их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. В сущно сти, ве сь проце сс обучения и во спитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Педагогический процесс по формированию социально-бытовой компетентности умственно отсталых детей следует основываться на системно - деятельностном подходе к обучению и воспитанию, что обеспечивает его личностно-ориентированную направленность. Такой подход опирается на данные экспериментальных исследований последнего времени (Д.А. Виткаускайте, С.Ю. Коноплястой, Т.Н. Стариченко, Е.И. Разуван и др.), теоретические положения специальной педагогики и методические рекомендации, имеющие какое-либо отношение к данной сфере, справочные и энциклопедические источники, а также на наш собственный многолетний опыт практической работы. Исходным, отправным моментом в структурировании процесса социально-бытовой подготовки умственно отсталых детей является определение цели, т.е. конечного результата данного процесса. Он (желаемый результат) представляет собой обобщенную характеристику, портрет социально-бытовой «умелости» воспитанника к концу обучения в школе. Ориентируясь на замеченную таким образом общую цель, определяются основные задачи целостного педагогического процесса по социально-бытовой подготовке детей. задачи указывают направления работы, а также позволяют определить основные сферы быта, в рамках которых необходима ориентировка детей для осуществления ими самостоятельной и независимой жизнедеятельности. Эффективности педагогической работы по социально-бытовой подготовке воспитанников способствует следующие условия: целенаправленно сть и системно сть педагогиче ской р а б от ы ; направленность ее на результативную подготовку каждого ребенка; дифференцированный и индивидуальный подходы к воспитанникам в отношении содержания и методов их обучения; обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации; формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; широкое использование игровых методов и приемов обучения; коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.
Педагоги должны творчески подходить как к использованию предложенных, так и к поиску иных эффективных методов и приемов обучения детей. Но какие бы методы они не использовали в работе, в каких бы формах ни организовали обучение детей, основополагающим должен б ы т ь
принцип

педагогического

оптимизма

-
вера в возможности каждого ребенка, установка на положительный результат обучения. Слагаемыми успеха и результативности деятельности педагога должны быть: любовь к ребенку, выражающаяся в стремлении помочь ему овладеть максимально доступными его способностям знаниями, навыками и умениями; вера в возможность каждого ребенка достигать высоких результатов; педагогическое мастерство, заключающееся в отборе наиболее эффективных методов и форм обучения для каждого ребенка; терпение, так как желаемые результаты не всегда достигаются быстро. Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. Что же должен знать и уметь выпускник школы-интерната, вступая в самостоятельную жизнь? Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает владение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих, и их помощи в повседневной жизни. К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждения торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), к у л ь т у р ы (библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта. К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому дети должны знать медицинские учреждения, в которые следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»), и уметь оказывать некоторую первую медицинскую помощь. Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представления о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.
Немаловажное значение для человека имеет умение разумно организовывать свой досуг. Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников вспомогательных школ, - формирование у них умений общ ения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы: благодарить за ответ, услугу; пользоваться формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре. Процесс формирования у детей перечисленных социально-бытовых умений основывается на обязательных и безусловных социокультурных нормах взаимоотношений между людьми. Эти нормы выработаны человечеством в процессе исторического развития и имеют обобщенный характер, поскольку затрагивают интересы всех людей, живущих на планете, а не какого-то отдельно взятого человека, хотя касаются и его тоже. Это забота друг о друге, уважительные и доброжелательные отношения между людьми: младшими и старшими; мужчинами и женщинами; учениками и педагогами; детьми и родителями; братьями и сестрами, другими родственниками; сверстниками и т.д. Педагоги должны помочь детям освоить нормы культуры взаимоотношений между людьми, способствовать принятию этих норм. Формируя у учащихся отношение к социально-культурным ценностям и соответствующие нормы поведения, важно воспитывать в них такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, посильную помощь. Тем самым воспитывается эмоционально положительное отношение к окружающим, что имеет большое значение для успешности процесса интеграции ребенка в общество. Немаловажное значение для организации человеком независимого и достойного образа жизни имеет и сформированность у него следующих вол евых качеств и умений: самостоятельности, ответственности, инициативности, активности, решительности, умения преодолевать трудности и доводить дело до конца. Возможность организации человеком независимого, самостоятельного образа жизни в значительной степени зависит от уверенности его в себе, своих силах, умениях, возможностях. Уверенность в своих силах возникает, если человек
знает и умеет.
В свою очередь, человек, который верит в себя, быстрее развивается и овладевает необходимыми знаниями и умениями. Поэтому наличие у воспитанников веры в свои возможности, в свою успешность в организации быта – условие и одновременно средство эффективности их социально-бытовой подготовки. Успешное овладение социально значимыми знаниями и умениями возможно лишь при адекватном и полноценном восприятии ребенком окружающего мира – предметов, процессов, явлений и др. Умственно отсталых детей необходимо обучать анализировать разнообразные
жизненные ситуации, оценивать их; актуализировать имеющиеся знания и умения в нужной ситуации; сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы и т.д. Таким образом, одним из важнейших средств обеспечения человеку с интеллектуальной недостаточностью максимально возможной для него самостоятельности и независимости является коррекция нарушений его познавательной деятельности. Такой идеальный, желаемый «портрет» выпускника вспомогательной школы можно считать целью процесса социально-бытовой подготовки.


В раздел образования