Автор: Ословская Нина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Готовность ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование
Как
подготовить
ребенка
к
школе
Гот о в н о с т ь
к
ш кол е
п од р а зд е л я е т с я
н а
физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности
должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито
не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе,
общении со сверстниками, усвоении новых знаний.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе
физически.
То
есть
состояние
его
здоровья
должно
позволять
успешно
проходить
образовательную
программу.
Физиологическая
готовность
подразумевает
развитие
мелкой
моторики
(пальчиков),
координации
движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А
также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и
понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная
поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная
готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о
них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в
школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен
быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
-
ребенок
должен
быть
коммуникабельным,
то
есть
уметь
общаться
со
сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а
при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из
проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет
взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на
конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что –
плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно
выслушивая,
уточняя
неясные
моменты,
а
после
выполнения
он
должен
адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые
имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но
этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно
слушать
взрослого
и
выполнять
задания,
не
отвлекаясь
на
посторонние
предметы и дела.
• Познавательная готовность ребенка к школе
Данный
аспект
означает,
что
будущий
первоклассник
должен
обладать
определенным
комплексом
знаний
и
умений,
который
понадобится
для
успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в
шесть-семь лет?
Внимание
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати
минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить
на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила:
если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши,
если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « +», «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху,
внизу, над, под, за и т. п.
Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
Мышление.
• Заканчивать
предложение,
например,
«Река
широкая,
а
ручей…»,
«Суп
горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать,
сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить
из
бумаги
вместе
со
взрослым,
простой
предмет:
лодочку,
кораблик.
Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их
нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,
солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы,
цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц,
месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и
место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.