Напоминание

Готовность ребенка к школе


Автор: Ословская Нина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Готовность ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как

подготовить

ребенка

к

школе

Гот о в н о с т ь

к

ш кол е

п од р а зд е л я е т с я

н а

физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности

должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито

не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе,

общении со сверстниками, усвоении новых знаний.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе

физически.

То

есть

состояние

его

здоровья

должно

позволять

успешно

проходить

образовательную

программу.

Физиологическая

готовность

подразумевает

развитие

мелкой

моторики

(пальчиков),

координации

движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А

также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и

понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная

поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная

готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о

них пойдет ниже);

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в

школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен

быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

-

ребенок

должен

быть

коммуникабельным,

то

есть

уметь

общаться

со

сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а

при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из

проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет

взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на

конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что –

плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно

выслушивая,

уточняя

неясные

моменты,

а

после

выполнения

он

должен

адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые

имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но

этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно

слушать

взрослого

и

выполнять

задания,

не

отвлекаясь

на

посторонние

предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный

аспект

означает,

что

будущий

первоклассник

должен

обладать

определенным

комплексом

знаний

и

умений,

который

понадобится

для

успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в

шесть-семь лет?

Внимание

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати

минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить

на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила:

если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши,

если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « +», «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху,

внизу, над, под, за и т. п.

Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

Мышление.

• Заканчивать

предложение,

например,

«Река

широкая,

а

ручей…»,

«Суп

горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать,

сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить

из

бумаги

вместе

со

взрослым,

простой

предмет:

лодочку,

кораблик.

Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их

нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,

солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы,

цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц,

месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и

место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.



В раздел образования