Автор: Маликова Нина Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ д/с №7 "Алёнушка" Населённый пункт: город Малоярославец, Калужская область Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Дифференциация звуков и букв С-Ш" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной к школе группы по теме
«Дифференциация звуков и букв С-Ш»
1 . Коррекционно-развивающие: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха,
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в речи, дифференциация звуков [C] –
[Ш] в изолированном виде, в слогах, словах.
2.
Образовательные:
Совершенствование
грамматического
строя
речи:
упражнять
в
согласовании существительных с местоимением в роде, числе, выделять четвертый лишний,
делить слово на слоги
3. Воспитательные:
Воспитание
нравственных
качеств
(доброты,
желания
выслушивать
ответы
друг
друга),
воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно; развитие самоконтроля над
звукопроизношением.
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки (шоколад, груша, шорты, ромашка,
маска, совок, бусы, слива, капуста лошадка, шубка, кошка, мишка, шлем шило, шары, лиса,
собака, самокат
,
совок, носорог,
масло, санки, сумки, краски, лягушка, слива, слон, пылесос,
шапка, пушка, башня),
паровоз с вагончиками для деления слов на слоги: картинки: сок,
шуба, самокат, собака, санки, сом, шапка, посуда,
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие: к нам в гости пришли змейка Нюша и
ветерок Саня. (Познакомьтесь с ними.)
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Слайд 1 (картинки змейка и ветерок).
Давайте вспомним правильную артикуляцию звука [с],
(как поет ветерок?)
Губы в улыбке
Язык широкий
,
дружит с нижними зубами
Зубы заборчиком, между ними маленькая щелочка
Ветерок холодный и тоненький.
Какой это звук? (согласный; глухой, твёрдый)
А теперь, вспомним правильную артикуляцию звука [ш], (как шипит змейка?)
Губы округлены.
Язык вверх, чашечкой.
Зубы чуть разомкнуты.
Ветерок сильный, тёплый.
Голосок спит.
Какой это звук? (согласный; твёрд; глух; шипящий)
Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2.) Картинки с упражнениями.
Ребята, покажем Сане и Нюше гимнастику для звука [ш]. Сядьте ровно, спинки выпрямите.
Упражнение «Улыбочка – Трубочка» (5 раз)
Наши губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот: губы тянуться вперед
Упражнения «Лопатка», «Качели»
Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
На крылечке полежал –
На качели побежал.
Упражнения «Вкусное варенье», «Лошадка» (Слайд 2.)
Надоели превращенья:
лижет язычок варенье.
Любит он покушать сладко,
после скачет на лошадке.
А теперь покажем Сане и Нюше гимнастику для звука [с].
Упражнение «Окошко», «Кошечка». (Слайд 3.)
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком,
зубки рядышком стоят,
И в окошечко глядят.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка,
кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
Упражнение на развитие силы голоса и дыхания
Ребята, наш гость ветерок Саня решил поиграть с нами. Он принес вам в подарок
бабочек и предлагает поиграть с ними. Посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые,
красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.)
Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый
предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
(Следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на
одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед.)
Молодцы! У вас прекрасно получилось. Сане очень понравилось!
Изолированное произнесение звука.
Давайте вспомним, как шипит змейка Нюша (
[ш
]- .Ведите пальчиком по дорожке и
произносите звук, повторяеммногократно и отрывисто; все вместе и по цепочке.
А теперь, как свистит ветерок Саня (
[с
]-он издает длинный, протяжный звук: с-с-сведите
пальчиком по дорожке и произносите звук многократно и отрывисто; все вместе и по
цепочке).
Молодцы, научили Саню и Нюшу правильной артикуляции.
Развитие слухового восприятия.
Саня и Нюша хотят поиграть с вами в игру «Хлопни - топни».
Когда услышите звук - (
[ш
] - хлопните в ладоши, а когда услышите звук
[с
] – топните ножкой.
Готовы?
Отлично!
Какие слова со звуком [ш] вы нашли (показать картинки) – шоколад, груша, шорты, ромашка
Какие слова со звуком [с] вы нашли (показать картинки) – маска, совок, бусы, слива капуста
Физкультминутка.
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Произнесение звука в слогах.
А теперь пора пойти погулять.
Вот дорожка не простая, вот дорожка слоговая
По дорожки вы пойдете, слоги все вы соберите.
По очереди шагайте по дорожке и произносите слоги, которые я вам скажу.
Настя скажет слоги грустно: Сы - су - са
Паша скажет радостно: Ша – шу - ша
Миша скажет слоги удивленно: Уш - ас – ош - ыс
Алина просто скажет слоги: Ша – са - шу- су - ши- сы
Произнесение звука в словах. Согласование существительного с местоимением в роде,
числе.
Надо помочь Сане и Нюше разложить по полочкам: для Нюши - картинки только со звуком
[Ш].
Вот твоя - лошадка, шубка, кошка
Вот твой – мишка, шлем
Вот твое – шило,
Вот твои – шары.
Для Сани - картинки только со звуком [С].
Вот твоя – лиса, собака, самокат
Вот твой – совок, носорог
Вот твое – масло.
Вот твои – санки, сумки.
Игра «Четвертый лишний» (Слайд 4)
Посмотрите, какая картинка здесь лишняя? Объясните, почему.
( картинки: краски, лягушка, слива, слон).
(картинки: пылесос, шапка, пушка, башня)
8. Игра «Рассели по вагончикам».
картинка – поезд с вагончиками .
Картинки: сок, шуба, самокат, собака, санки, сом, шапка, посуда,
Наши гости отправляются в путешествие. Чтобы им не было скучно в пути, мы подарим им
картинки.
Но картинки нужно расселить по вагончикам.
- слова с одним слогом живут, в каком вагончике? (в первом, с одним окошком);
- слова с двумя слогами, живут в вагончике … (с двумя окошками);
- слова с тремя слогами, живут …(в вагончике с тремя окошками).
Маша собирает картинки с одним слогом; Паша - с двумя слогами, Настя – с тремя.
Назовите свои картинки. Молодцы!
9. Итог занятия.
Вот и закончилось наше занятие.
- Саша, что для тебя в занятии было самое интересное?
- Настя, что для тебя было самое трудное в занятии? Ты с этим справилась?
- Паша, что для тебя было самое легкое в занятии?
Саня и Нюша благодарит вас и дарит вам подарок – солнышко.