Напоминание

"Реализация ФГОС ДО: опыт, проблемы, перспективы"


Автор: Мухарлямова Венера Рафисовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Малышок"
Населённый пункт: с.Калинино Малмыжского района Кировской облости
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация ФГОС ДО: опыт, проблемы, перспективы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Реализация ФГОС ДО: опыт, проблемы, перспективы»

С

момента

вступления

в

силу

Федерального

закона

от

29

декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

за дошкольным образованием закреплен статус самостоятельного

уровня

общего

образования.

Для

педагогических

работников

настало время серьезных перемен.

В условиях модернизации системы образования, в связи с

введением

новых

нормативно-правовых

актов,

возникает

необходимость

пересмотра

основных

подходов

к

организации

образовательной

деятельности

дошкольных

организаций,

планированию

и

оценке

качества

оказываемых

образовательных

услуг.

Всем

педагогам

нашего

образовательного

учреждения

необходимо

было в кратчайшие сроки осмыслить совершенно

новые положения ФГОС ДО и

нормативных актов. Поэтому в

детском

саду

был

разработан

и

утвержден

план-график

мероприятий

по

реализации

направлений

ФГОС,

внесены

изменения

в

нормативно

-

правовую

базу

деятельности

дошкольного

учреждения,

создана

рабочая

группа

по

введению

Стандата, разработана основная общеобразовательная программа.

Одним

из

важных

направлений

является

организационно

-

управленческое

обеспечение

введения

и

реализации

Стандарта,

предполагающее

создание

рабочей

группы

из

числа

педагогов,

которая

выступает

инициатором

новых

идей,

нацеливает

педагогический коллектив на активное участие в запланированных

мероприятиях.

Членами

этой

группы

была

разработана

о сновная

общеобразовательная программа учреждения с учетом примерной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

«От

рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, а также рабочая

программа

педагога

дошкольной

образовательной

организации,

которая является внутренним стандартом группы.

В

соответствии

с

планом

организационно-методического

сопровождения

воспитательно-образовательного

процесса

в

детском

саду

поэтапно

проводились

организационные

и

методические

мероприятия.

При

этом

по

мере

возникновения

проблемных, нестандартных ситуаций у педагогов, возникающих

вопросов, мы организовывали внеплановые семинары, семинары-

практикумы, педагогические совещания.

В

настоящее

время

ни

у

кого

не

вызывает

сомнения,

что

самым важным ресурсом образовательной организации является

кадровое обеспечение. От того, сколь эффективным окажется труд

коллектива, зависит успешное введение ФГОС. Наше дошкольное

учреждение укомплектовано педагогическими кадрами

согласно

штатного расписания. В соответствии с «Требованиями к кадровым

условиям

реализации

основной

образовательной

программы»

курсовую

подготовку

по

вопросам

введения

и

реализации

Стандарта

прошли

все

педагоги.

Повышение

квалификации

специалистов

осуществлялось

в

«ИРО

Кировской

области»

по

темам

«Современные

аспекты

законодательства

в

области

образования»,

«Содержание

и

организация

образовательной

деятельности в условиях введения ФГОС ДО» и «Информационно-

коммуникационные технологии в дошкольном образовании».

Информирование

общественности

о

введении

ФГОС

осуществляется через официальный сайт детского сада, оформлены

информационные

стенды,

имеются

публикации

в

СМИ,

организуются

выставки,

презентации

на

которых

отражены

материалы по реализации Стандарта.

Проводились

собрания

с

родителями

( з а ко н н ы м и

представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС

дошкольного

образования: «Подготовка

к

введению

и

порядок

перехода

на

федеральный

государственный

образовательный

с т а н д а р т

д о ш ко л ь н о г о

о б р а з о в а н и я »

и

«Повышение

компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО».

Материально-техническое

оснащение

дошкольного

учреждения

важная

сторона

создания

комфортных

условий

пребывания

ребенка

в

детском

саду.

Здание

детского

сада

рассчитано на 3 группы. Имеются групповые помещения, пищеблок,

прачечная,

медицинский

блок.

Во

всех

групповых

помещениях

спальные

отделены

от

игровых

комнат.

Кабинет

заведующего

совмещен

с

методическим,

в

котором

созданы

условия

для

совместной

деятельности

педагогов,

воспитатели

активно

используют в своей работе библиотечный фонд и компьютерное

оборудование. В музыкальном зале установлены мультимедийный

проектор, магнитофон, музыкальный центр. В этом году в детском

саду появился выход в Интернет, что дало возможность работы с

электронной почтой, сайтом на рабочем месте.

Обеспечено

соответствие

материально-технической

базы

реализации образовательной программы дошкольного образования,

действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам

охраны труда работников учреждения.

В настоящее время главная задача педагогического коллектива

заключается

в

создании

каждому

дошкольнику

условий

для

наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и

интересов с учетом возраста.

Поэтому вопрос создания предметно-пространственной среды

стоит

особо

актуально.

Наш

детский

сад

после

реконструкции

открылся в 2012 году и важно было создать развивающую среду с

учетом введения Стандартов.

Как известно, основной формой

работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей

является

игра.

Вся

предметно

пространственная

среда

о б е с п е ч и в а е т

с о д е р ж а т е л ь н о с т ь ,

н а с ы щ е н н о с т ь ,

трансформируемость,

полифункциональность,

вариативность,

доступность и безопасность.

Создана

она по

принципу

небольших полузамкнутых

микропространств. Все материалы и игрушки располагаются так,

чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия

для общения со сверстниками. В зонах сюжетно-ролевых игр во

всех

группах

имеется

достаточное

количество

игрового

оборудования,

атрибутов

для

игр

«Больница»,

«Магазин»,

«Парикмахерская», «Кухня». В группах созданы различные центры

активности:

игровой,

речевой,

художественной,

конструктивной,

сенсорно - познавательной

и двигательной деятельности, уголки

любования и ряжения, отдыха и уединения, дежурства, природы и

экспериментирования.

Для

реализации

части

образовательной

программы,

формируемой

участниками

образовательных

отношений в группах имеются уголки «Юный патриот», в которых

собраны

материалы

по

региональному

компоненту,

культуре

народов нашего села, района, страны.

В

стандарте

дошкольного

образования

сформулированы

требования

к

территории

детского

сада,

приспособленной

для

реализации

образовательной

программы

и

включающей

материалы,

оборудование

и

инвентарь

для

развития

детей

в

соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и

укрепления здоровья.

Участок нашего детского сада – это место для игр, прогулок,

занятий, наблюдений за растениями в течение всего года. Здесь

продолжается активная деятельность детей. Чтобы пребывание на

участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре, побуждало к

разнообразной

деятельности,

оздоровляло

физически

-

оборудование

и

оформление

участка

отвечает

художественно-

педагогическим требованиям. В 2013 году был реализован проект

по

благоустройству

территории

«Сказка

своими

руками»,

получился кусочек радостного и красивого мира, который будит в

малышах

пусть

не

бурю,

а

небольшой

шторм

положительных

эмоций.

А

в

2014

году

создали

проект

по

организации

опытнического участка на огороде детского сада «Малая летняя

академия».

Уникальность

этого

проекта

состояла

в

том,

что

педагоги раскрыли детям эстетическую ценность знаний и труда, а

также радость межличностного общения. В какой - то степени это

явилось попыткой сформулировать новые подходы

к вопросам

воспитания

личности.

С

этими

проектами

мы

участвовали

в

конкурсе «Красивая школа» и заняли призовые места в районе,

округе и области. Проекты были осуществлены руками родителей и

коллективом детского сада.

Введение ФГОС предусматривает качественные позитивные

изменения.

Такие

изменения

возможны

в

том

случае,

если

учреждение

работает

в

инновационном

режиме.

Каждое

образовательное учреждение ищет свои пути и механизмы в этом

направлении. Инновационную деятельность мы реализуем через

тематические проекты, которые направлены на повышение качества

дошкольного

образования,

создания

условий

для

личностного

развития

каждого

ребенка.

В

2015

году

с

целью

ранней

профессиональной ориентации дошкольников мы организовали в

групповых

помещениях

город

мастеров

и

провели

квест

-

путешествие

по

созданному

«Мастер

Граду».

Реализация

игры

предусматривала сотрудничество с родителями воспитанников, в

ходе которого они были непосредственно вовлечены в

создание

образовательного

проекта.

В

совместной

игре

дети

получили

возможность активно попробовать себя в специально созданных

игровых условиях, воссоздавая различные виды деятельности.

Находясь в поиске новых подходов к обучению и развитию

детей

в

этом

учебном

году

мы

разработали

и

реализовали

инновационный проект в рамках которого на территории детского

с ад а организовали

образовательные

терренкуры

развивающие

площадки

для

развития

познавательно-исследовательской,

социально – коммуникативной деятельности и оздоровления детей

в летний период. С целью апробации эффективности и удобства

использования образовательных терренкуров была проведена квест

— игра «Вместе нам не скучно!». В игровой форме совместно со

взрослыми и персонажами мультфильма, переходя по маршрутам

созданных терренкуров, дети получили опыт

самостоятельного

использования игрового ландшафта. Итогом проекта стало создание

модели

развивающего

образовательного

пространства,

активно

используемого

детьми

в

самостоятельной

и

совместной

со

взрослыми

деятельности.

Новые

условия

дали

возможность

педагогам реализовать различные подходы в построении единого

психологически

комфортного,

эстетически

воспитывающего,

здоровьесберегающего

пространства,

активизирующего

интерес

детей и родителей к жизни детского сада, тем самым повышая

удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса

в нашем детском саду.

При введении ФГОС мы столкнулись с рядом проблем. Однако

большинство

из

них

вполне

решаемы

на

уровне

конкретного

образовательного учреждения. Проблема в настоящее время, что в

условиях незавершенного цикла проведения экспертизы программ

дошкольного

образования

и

формирования

реестра

примерных

основных образовательных программ, которые призваны создать

методическую

базу

реализации

ФГОС

в

системе

дошкольного

образования нет учебно-методического комплекса для полноценной

организации образовательного процесса.

На основе выявленных образовательных и компетентностных

потребностей педагогов нашего детского сада личного отношения

реализации требований обновления образовательной деятельности

ФГОС мы выделяем следующие перспективы:

1.

Дальнейшее изучение и внедрение в практику инновационных

образовательных технологий.

2.

А кт и в н о е

и с п ол ь з о ва н и е

н е т р а д и ц и о н н ы х

ф о р м

взаимодействия с родителями воспитанников.

3.

Дальнейшее

профессиональное

развитие

педагогов

посредством самообразования и методических мероприятий.

4.

Участие педагогов в профессиональных конкурсах различного

уровня.

5.

Размещение методических материалов, разработок педагогов

на официальном сайте ДОУ, в печатных изданиях.

Таким

образом

реализация

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

позволила

нам

изменить

наше

сознание,

а

поиск

эффективных

форм

работы

способствовал

повышению

профессионального

уровня

педагогов

и

качества

дошкольного образования.



В раздел образования