Напоминание

"Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду"


Автор: Михайлова Светлана Яковлевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №101"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей.

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Требования к культуре речи воспитателя.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из

самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Главную роль в развитии речи,

пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в

этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием

для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Проводником и опорой этих

знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является

подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея

мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей

обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей

сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан

ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик —

всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с

подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при

обучении детей родному языку.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение

с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде

всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с

воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским

языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и

потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь

предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не

слушаешь”.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается

внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Серьёзное внимание нужно уделять речи

детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть

использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.



В раздел образования