Автор: Михайлова Светлана Яковлевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №101"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей.
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.
Требования к культуре речи воспитателя.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Главную роль в развитии речи,
пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в
этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием
для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Проводником и опорой этих
знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является
подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея
мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей
обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей
сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан
ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик —
всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с
подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при
обучении детей родному языку.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение
с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде
всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с
воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским
языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и
потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь
предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не
слушаешь”.
3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.
Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается
внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Серьёзное внимание нужно уделять речи
детей и в повседневной жизни, и на занятиях.
Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть
использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.