Автор: Груданова Валерия Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ № 3
Населённый пункт: г. Котлас, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Логоритмические занятия для детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи.
Раздел: дошкольное образование
Логоритмические занятия для детей младшего дошкольного возраста
как средство развития речи.
Развитие речи развивается в раннем и младшем дошкольном возрасте очень
стремительно, но, к сожалению у многих детей в наше время есть речевые
проблемы. Задержка речевого развития, заикание, множественные случаи
нарушения звукопроизношения связанные с дизартрическими расстройтвами
итд. Именно поэтому важно помочь ребенку заговорить и заговорить
правильно.
Одним из видов речевой работы является логоритмика. Логоритмика
основана на сочетании слова, музыки и движения. Она помогает соединить
речь с движениями, способствует развитию чувства ритма. Система занятий
по логоритмике – это система физических упражнений и речевой активности.
Логоритмика способствует воспитанию познавательной, волевой и
эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и
художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и
восприятия, комплексных видов памяти.
В основе занятий по логоритмике лежит сказочный сюжет или
дидактические игры, все занятия имеют оздоровительную направленность,
при проведении занятий обращается внимание на индивидуальные речевые
возможности детей, занятия проводятся один раз в неделю в вечернее время.
В каждое занятие включены пальчиковые игры, так как активизация
движения пальцев рук ведёт к развитию детской моторики. Все двигательные
и фонопедические упражнения проводятся по подражанию. Во время занятия
желательно чтобы дети стояли или сидели полукругом. Такое расположение
даёт возможность детям хорошо видеть воспитателя, двигаться и
проговаривать речевой материал синхронно с ним.
При работе над дыханием нужно обратить особое внимание на развитие
продолжительного, равномерного выдоха у детей.
Артикуляционная гимнастика включает несложные статистические и
динамические упражнения для языка и губ. Главной задачей является
ритмическое использование стихотворного текста, согласованное с
движениями.
Речевые игры направлены на развитие словарного запаса детей, развития
объёма памяти, формирования правильного звукопроизношения. Упражнения
разучиваются поэтапно, сначала движения, затем текст, потом всё вместе.
Достижение наибольшей эффективности в работе возможно при
индивидуальном подходе к каждому ребёнку, учёте его возрастных,
психофизических и речевых возможностей. Такую похожую структуру имеет
каждое логоритмическое занятие. Материал, разученный на логоритмическом
занятии, активно используется в других видах деятельности: в
непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности
со взрослым, режимных моментах, игровой деятельности. Тем самым,
знания, полученные на логоритмических занятиях закрепляются,
повторяются и активно используются детьми.
Содержание и формы работы:
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Подвижные игры
6. Общие физические упражнения;
7. Музыкальные ритмические движения;
8. Релаксация;
9. Массаж биологически активных зон;
Методы и приемы.
1. Звукоподражание;
2. Словесный метод;
3. Метод показа;
4. Игровой метод.
Предлагаю ознакомиться с несколькими небольшими играми для
самых маленьких:
1. Дует ветер сильно-сильно
(машем ладошками на себя).
Закачалось дерево
(подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).
Ветер дует меньше-меньше
(медленно руки опускаем).
Дерево растѐт всѐ больше
(руки поднимите и потянитесь на носочках).
2. Стук-стук (кулачком постучали по столу).
Кто там? (похлопали в ладошки).
Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).
Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).
3. Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).
В гости к вам приехали (стучите, как будь-то в двери).
Мы устали (сели на стульчик).
Сейчас мы отдохнѐм и опять гулять пойдѐм (весело замаршировали).
Все эти стихи и много других сначала учите без музыкального
сопровождения. Только тогда, когда дети хорошо их будут знать, пробуйте
играть на инструментах. Занятия по логоритмике очень важны для каждого
ребѐнка. Это весело и интересно. Необходимо начинать с более энергичной
песни, тогда малышу быстрее захочется поиграть с вами в новую игру.
Помните, сначала необходимо заинтересовать малыша, а уже потом
обучать!!!