Автор: Федько Юлия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№30"
Населённый пункт: Красноярский край,г.Норильск
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению
Тема: М.М.Пришвин "Ребята и утята"
Раздел: начальное образование
Федько Юлия Ивановна, учитель начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №30»
Категория: нет
Урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята".
Цели урока : создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и
опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное
отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить
произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту
окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания;
доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного
произведения, самостоятельно пользоваться словарями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные
действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную
тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения
продолжения прочитанного произведения.
Ход урока
1.
Психологический настрой.
(дети стоят около своих мест и выполняют движения)
Солнце встало, потянулось,
Нам в окошко улыбнулось!
Улыбнемся мы в ответ,
И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,
Станет мир наш добрый краше,
Жителям Земли привет! (Машут руками).
Мы рады солнышку, особенно в предверии полярной ночи, когда нам особенно
будет его не хватать. И с таким солнечным настроением у нас все получится.
Ребята, вот сейчас мы с вами посмотрим видеоролик. А вы должны подумать и
сказать, о чем же он.
2. Актуализация знаний
Внимание на экран. (Видеоролик о животных)
-Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели?
(Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кто они наши «меньшие братья»? (животные)
-А какие группы животных вы знаете? (птицы, рыбы, звери)
Молодцы, а на каком уроке вы об этом узнали? (на уроке окружающего мира)
- Что нас связывает с ними общее? (жизнь)
3. Изучение нового материала.
О животных написано много произведений: рассказов, басен и стихов. И
прекрасный писатель Михаил Михайлович Пришвин написал много интересных
рассказов о них. А в этом ему помогла его любовь к природе. Вот послушайте
небольшой отрывок из биографии писателя.
- Сегодня вы познакомитесь с творчеством Михаила Михайловича Пришвина. О
его жизни и творчестве расскажет Анфиса.
(Биографию о Пришвине М.М. рассказывает подготовленный ученик)
«Все
прекрасное
на
земле ̶
от
солнца,
и
все
хорошее ̶
от
человека».
Так
говорил
знаменитый
русский
писатель ̶
Михаил
Михайлович
Пришвин.
А
родился
Михаил
Михайлович
Пришвин
в
старинном
русском
городе
Ельце.
Отец
мальчика
умер
очень
рано.
И
мать
Миши
одна
осталась
воспитывать
детей.
А
их
в
семье
было
пятеро.
Жили
очень
бедно.
Но,
несмотря
на
это,
мать
выстояла
во
всех
невзгодах,
и
была
прекрасной
хозяйкой.
Она
вставала
рано,
до
во схода
солнца
и
выполняла
всю
работу
по
дому.
Детство свое писатель провел
среди крестьян. Потом была учеба, служба
и
работа агрономом. Агроном – это человек, который много знает о
том, как
правильно выращивать растения, чтобы они давали большой урожай.
И вдруг Михаил Пришвин бросает все, берет маленькую сумку, ружье,
записную книжку и уходит пешком на Север, чтобы узнать, как разговаривают
звери и птицы, растения и животные. Ходил по белу свету: по лесным тропам и
берегам рек, и писал о том, что сам видел и пережил в природе.
Так он стал писателем.
4.Создание проблемной ситуации.
А теперь приготовились слушать внимательно, и попробуйте угадать что же вы
услышите.
Вы должны быть очень внимательны.
Включается запись криков самца и самки уток – чирков.
- Кто догадался, что вы услышали? (пение птиц, крик утки)
(Если не догадались, загадать загадку)
-А чтобы стало понятно, о ком именно у нас пойдет речь, отгадайте загадку:
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок).
- Вы сейчас услышали голоса очень интересных птиц – уточек-чирков. Что это за
птицы, нам расскажет Наиля. Эту информацию она нашла в энциклопедии для
школьников.
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего
лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым
зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных
уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с
частыми поворотами тела.
Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.
Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие
укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда.
Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые
выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро
и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.
Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.
А как вы думаете почему мы большое внимание оказываем этой утке?
Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке?
Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая
симпатичная уточка – чирок.
А так же мы увидим трудные для чтения слова. Это значит, что мы не только
узнаем, что – то новое и интересное, но и улучшим свою технику чтения и узнаем,
чему автор хотел нас научить.
Физминутка (Танец маленьких утят)
5. Словарная работа. (Читаем хором слова).
ХОЛМ – возвышение на поверхности земли.
ВЕРСТА – русская мера длины, равная 1, 06 км 1 км 1 верста.
КУЗНИЦА –место, где работает кузнец.
ВОДА СПАЛА –стало меньше воды.
6. Выразительное чтение рассказа учителем.
стр. 92, сопровождение слайдами с иллюстрациями.
Теперь я начну читать рассказ и спрошу ваше мнение, а вы попробуете доказать,
что Михаил Пришвин был неравнодушным человеком.
(Читает учитель и подготовленный ученик)
7. Проверка восприятия.
3) Чтение рассказа.
Анализ и выборочное чтение произведения.
Ребята, почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?( На свободу.)
– Что значит для утят свобода?(простор)
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Сколько надо было идти до озера?(3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Могла ли утка кричать?
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?
Да, ребята,для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее
материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного
благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к
людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту
щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете
представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-
то обижает.
5) Работа над иллюстрацией. (если остается время)
Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?
8. Подведение итогов. Рефлексия.
С каким рассказом познакомились?
Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?
А кто нет? Почему?
Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в
конце рассказа?
Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Правильно, ведь от нас с вами зависит какой будет природа. Послушайте, что
сказал об этом автор рассказа.
Рефлексия. (размещают уточек на озере)
А теперь давайте каждый оценит свою работу на уроке. Выберите ту уточку,
которая соответствует вашей работе на уроке.
9. Домашнее задание.
Вашим домашним заданием будет: стр.92 – 94 (прочитать и пересказать рассказ).