Напоминание

М.М.Пришвин "Ребята и утята"


Автор: Федько Юлия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№30"
Населённый пункт: Красноярский край,г.Норильск
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению
Тема: М.М.Пришвин "Ребята и утята"
Раздел: начальное образование





Назад




Федько Юлия Ивановна, учитель начальных классов

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №30»

Категория: нет

Урок литературного чтения М. Пришвин "Ребята и утята".

Цели урока : создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и

опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное

отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить

произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту

окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания;

доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного

произведения, самостоятельно пользоваться словарями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные

действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную

тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения

продолжения прочитанного произведения.

Ход урока

1.

Психологический настрой.

(дети стоят около своих мест и выполняют движения)

Солнце встало, потянулось,

Нам в окошко улыбнулось!

Улыбнемся мы в ответ,

И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,

Станет мир наш добрый краше,

Жителям Земли привет! (Машут руками).

Мы рады солнышку, особенно в предверии полярной ночи, когда нам особенно

будет его не хватать. И с таким солнечным настроением у нас все получится.

Ребята, вот сейчас мы с вами посмотрим видеоролик. А вы должны подумать и

сказать, о чем же он.

2. Актуализация знаний

Внимание на экран. (Видеоролик о животных)

-Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели?

(Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кто они наши «меньшие братья»? (животные)

-А какие группы животных вы знаете? (птицы, рыбы, звери)

Молодцы, а на каком уроке вы об этом узнали? (на уроке окружающего мира)

- Что нас связывает с ними общее? (жизнь)

3. Изучение нового материала.

О животных написано много произведений: рассказов, басен и стихов. И

прекрасный писатель Михаил Михайлович Пришвин написал много интересных

рассказов о них. А в этом ему помогла его любовь к природе. Вот послушайте

небольшой отрывок из биографии писателя.

- Сегодня вы познакомитесь с творчеством Михаила Михайловича Пришвина. О

его жизни и творчестве расскажет Анфиса.

(Биографию о Пришвине М.М. рассказывает подготовленный ученик)

«Все

прекрасное

на

земле ̶

от

солнца,

и

все

хорошее ̶

от

человека».

Так

говорил

знаменитый

русский

писатель ̶

Михаил

Михайлович

Пришвин.

А

родился

Михаил

Михайлович

Пришвин

в

старинном

русском

городе

Ельце.

Отец

мальчика

умер

очень

рано.

И

мать

Миши

одна

осталась

воспитывать

детей.

А

их

в

семье

было

пятеро.

Жили

очень

бедно.

Но,

несмотря

на

это,

мать

выстояла

во

всех

невзгодах,

и

была

прекрасной

хозяйкой.

Она

вставала

рано,

до

во схода

солнца

и

выполняла

всю

работу

по

дому.

Детство свое писатель провел

среди крестьян. Потом была учеба, служба

и

работа агрономом. Агроном – это человек, который много знает о

том, как

правильно выращивать растения, чтобы они давали большой урожай.

И вдруг Михаил Пришвин бросает все, берет маленькую сумку, ружье,

записную книжку и уходит пешком на Север, чтобы узнать, как разговаривают

звери и птицы, растения и животные. Ходил по белу свету: по лесным тропам и

берегам рек, и писал о том, что сам видел и пережил в природе.

Так он стал писателем.

4.Создание проблемной ситуации.

А теперь приготовились слушать внимательно, и попробуйте угадать что же вы

услышите.

Вы должны быть очень внимательны.

Включается запись криков самца и самки уток – чирков.

- Кто догадался, что вы услышали? (пение птиц, крик утки)

(Если не догадались, загадать загадку)

-А чтобы стало понятно, о ком именно у нас пойдет речь, отгадайте загадку:

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок).

- Вы сейчас услышали голоса очень интересных птиц – уточек-чирков. Что это за

птицы, нам расскажет Наиля. Эту информацию она нашла в энциклопедии для

школьников.

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего

лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым

зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных

уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с

частыми поворотами тела.

Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.

Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие

укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда.

Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые

выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро

и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

А как вы думаете почему мы большое внимание оказываем этой утке?

Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке?

Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая

симпатичная уточка – чирок.

А так же мы увидим трудные для чтения слова. Это значит, что мы не только

узнаем, что – то новое и интересное, но и улучшим свою технику чтения и узнаем,

чему автор хотел нас научить.

Физминутка (Танец маленьких утят)

5. Словарная работа. (Читаем хором слова).

ХОЛМ – возвышение на поверхности земли.

ВЕРСТА – русская мера длины, равная 1, 06 км 1 км 1 верста.

КУЗНИЦА –место, где работает кузнец.

ВОДА СПАЛА –стало меньше воды.

6. Выразительное чтение рассказа учителем.

стр. 92, сопровождение слайдами с иллюстрациями.

Теперь я начну читать рассказ и спрошу ваше мнение, а вы попробуете доказать,

что Михаил Пришвин был неравнодушным человеком.

(Читает учитель и подготовленный ученик)

7. Проверка восприятия.

3) Чтение рассказа.

Анализ и выборочное чтение произведения.

Ребята, почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?( На свободу.)

– Что значит для утят свобода?(простор)

– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

– Сколько надо было идти до озера?(3 версты.)

– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)

– Это много или мало для человека?

– А для маленькой уточки?

– Почему уточка-мать шла позади утят?

– Какие враги были у уток?

– Кто страшнее?

– Почему?

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

– Могла ли утка кричать?

– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

– А какое чувство пережили утята?

– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

– А какое слово вы кричите, когда боитесь?

– Мама!

– А ваша мама переживает за вас?

– Как она ведет себя при этом?

– Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– Мать.

– А какая она мама?

– Заботливая.

– Вам её жалко?

Да, ребята,для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее

материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного

благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к

людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту

щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете

представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-

то обижает.

5) Работа над иллюстрацией. (если остается время)

Посмотрите на иллюстрацию.

– Кто изображен на переднем плане?

– Что они делают?

– Кто изображен на заднем плане?

– Что они делают?

– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?

– Что его волновало?

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица

– Кто именно?

– А кто нет?

– Почему?

8. Подведение итогов. Рефлексия.

С каким рассказом познакомились?

Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

А кто нет? Почему?

Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в

конце рассказа?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Правильно, ведь от нас с вами зависит какой будет природа. Послушайте, что

сказал об этом автор рассказа.

Рефлексия. (размещают уточек на озере)

А теперь давайте каждый оценит свою работу на уроке. Выберите ту уточку,

которая соответствует вашей работе на уроке.

9. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет: стр.92 – 94 (прочитать и пересказать рассказ).



В раздел образования