Автор: Экстер Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ 86
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Раздел: начальное образование
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
ПОДГОТОВИЛА:
Учитель-логопед МБОУ «СОШ №86 г. Челябинска»
Экстер Н.В.
Формирование
учебной
мотивации
школьников
является
одним
из
ведущих условий повышения качества обучения и, как следствие, может
выступать показателем результативности образовательного процесса.
Формирование
учебной
мотивации
в
школьном
возрасте
без
преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной
школы. Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР одна из
центральных проблем специальной психологии и педагогики, так как в силу
психофизических
особенностей
развития
учащихся
данной
категории,
их
учебная
мотивация
стоит
на
низком
уровне:
преобладание
игровых
и
внешних мотивов, уже является для них своеобразным скачком в развитии на
определённом возрастном этапе.
В
настоящее
время
большинство
педагогов
и
психологов
рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Учёные,
изучающие проблему учебной деятельности, всё чаще говорят и пишут о том,
что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет
ребёнок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В
связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности
и звучит наиболее остро и актуально.
Однако задача, поставленная учителем перед учащимися в условиях
актуализированной потребности, еще не является мотивом их деятельности
на уроке. Для возникновения мотива необходимы умения, которые приведут к
удовлетворению
наличной
потребности.
В
первую
очередь
это
касается
ориентировочной основы деятельности, так как только после анализа всех
условий предстоящей работы у ребенка либо укрепляется желание выполнить
задание,
либо
наоборот,
это
желание
исчезает
в
связи
с
кажущейся
трудностью
работы,
невозможностью
ее
выполнения.
На
этапе
непосредственного исполнения задания решающим для рождения мотива у
детей является умение преодолевать препятствия, возникающие в процессе
деятельности, так как их возникновение может не только снизить желание
ребенка исполнить задуманное, но и стать причиной отказа от выполняемой
деятельности. Поэтому работу учителя в оказании помощи учащимся на
этапе выполнения деятельности трудно переоценить.
В тех случаях, когда процесс учебной деятельности осуществляется
успешно,
когда
дети
благополучно
справляются
с
трудностями,
находят
приложение
своим
силам,
добиваются
намеченного
результата,
тогда
происходит
так
называемый
“сдвиг
мотива
на
цель”.
Это
связано
с
возникновением
положительных
эмоций
по
отношению
к
предмету
деятельности. В результате деятельность приобретает личностный смысл,
достигнутая
цель
осознается
как
жизненно
значимая,
осуществимая
и
необходимая. Происходит “слияние” мотива и цели деятельности, “усвоение”
мотива ребенком. Предмет становится реальным мотивом его деятельности.
Таким
образом,
эмоциональная
оценка
достигнутого
результата
деятельности
также
является
весьма
важным
мотивационным
фактором,
выполняющим роль своеобразного подкрепления возникшего мотива, в связи
с чем, учителю необходимо очень осторожно и внимательно подходить к
критериям оценки достижений учащихся.
Использование активных форм работы на коррекционных занятиях.
Этап
мотивации.
Один
из
важных
этапов
на
уроке.
Дети
должны
удивиться,
пойти
вперед,
а
столкнувшись
с
проблемным
вопросом,
с
проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти
решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.
Игра — приветствие:
«Здравствуйте!»
Желаю (прикасаются большими пальчиками)
успеха (указательными)
большого ( средними)
во всём ( безымянными)
и везде ( мизинцами).
Здравствуй ( всей ладонью ),
удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).
«Волшебная палочка»
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
Прием: «Чистая доска»
Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом
урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде
белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с
просьбой
к
ученикам
«очистить»
доску
от
проделок
«злого
мелка»,
изображение
которого
прикреплено
также
к
доске.
Ученики
по
очереди
выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них.
Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.
Прием «Древо знаний».
Обучающиеся получают задание – составить по три вопроса и записать
их на заранее приготовленных листочках.
После этого, все листики прикрепляются к нарисованному на доске
либо ватмане «древу знаний».
Желающие выходят к доске, срывают листик с «древа» и отвечают на
вопросы.
Оценивается правильность ответа.
Так же можно оценить отдельно вопросы и поставить отметку за самый
сложный либо за самый интересный вопрос.
Прием: "Да-нетка"
Учитель загадывает нечто (предмет). Ученики пытаются найти ответ,
задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да",
"нет", "и да и нет". Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не
хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от
ответа заранее установленным жестом (никаких слов не нужно). Можно
изменить условия: учитель задаёт вопросы по пройденному материалу, а дети
поднимают заранее подготовленные сигнальные карточки (НЕТ, ДА).
Прием: «Пазлы».
Работа
организуется
в
парах,
необходимо
собрать
заранее
подготовленный пазл на изучаемую тему. Обучающиеся собирают его, и
пытаются сформулировать тему урока, и выявить какое место в изучаемой
теме будет занимать данное понятие, иллюстрация.
Прием: «Ассоциативный ряд»
Учитель пишет на доске какое-нибудь слово (или название темы) -
(Выставляет
иллюстрацию).
Учащимся
предлагается
записать
(сказать,
а
учитель
запишет)
на
отдельных
листочках
ассоциации,
которые
у
них
возникли в связи с представленным на доске словом. Далее учитель собирает
листочки
с
ассоциациями
и
в
совместной
деятельности
анализирует
написанное.
В
результате
такого
анализа
появляется
либо
структурно-
логическая
схема,
позволяющая
классифицировать
ассоциации
учащихся,
либо
по
совпадению
ассоциаций
определяется
обобщённый
образ
темы
(субъектный опыт учащихся). Такая работа позволяет учителю и учащимся не
только провести классификацию имеющихся у школьников представлений,
но
и
спланировать
изучение
новой
темы
с
учётом
имеющегося
у
детей
субъективного опыта.
Прием: «Синквейн»
Прием: «Снежный ком»
Составляем предложение: добавляем слова к предложению.
Прием: «Лови ошибку»
Прием: «Составления кластера»
Смысл
этого
приема
заключается
в
попытке
систематизировать
имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер
–
это
графическая
организация
материала,
показывающая
смысловые
поля
того
или
иного
понятия.
Слово
кластер
обозначает
в
переводе
«пучок,
созвездие».
Составление
кластера
позволяет
учащимся
свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Ученики
записывают
в
центре
листа
ключевое
понятие,
а
от
него
рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с
другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На
стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии
осмысления
–
для
структурирования
учебного
материала.
На
стадии
рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер
может
быть
использован
также
для
организации
индивидуальной
и
групповой работы в классе, так и дома.
Прием: «Подумай и закончи».
- Если на деревьях пожелтели листья, то… (наступила осень)
-Если на улице идет дождь, то…(нужно взять зонт)
- Если на улице выпал снег, то…(наступила зима)
-Если в школе наряжают елку, значит…(скоро Новый Год)
Приём: «Буквенный диктант»
Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам.
Буквы
закодированы
в
вопросах
по
изученной
или
изучаемой
теме.
Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия.
Прием: «Ромашка Блума»
Возможны два варианта:
• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ,
используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся
примеры, способы работы с ромашкой.
• Вопросы
формулируют
сами
учащиеся.
Это
вариант
требует
определенной
подготовки
от
детей,
так
как
придумать
вопросы
репродуктивного
характера
легко,
а
вот
вопросы-задания
требуют
определенного навыка.
Приём « Я беру тебя с собой»
Описание:
универсальный
приём,
направленный
на
актуализацию
знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках
объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению
признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют
общее
значение;
умение
сопоставлять,
сравнивать
большое
количество
объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его
признаков.
Педагог
загадывает
признак,
по
которому
собирается
множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать
этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению,
тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому
признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на
уроках.
Прием: «Аплодисменты»
….А теперь, мне хотелось бы узнать: уходя с урока, какие знания вы
возьмёте с собой в жизнь?
Сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока?
Сделайте два хлопка те, кто понял частично, похлопайте те, кто хорошо
понял тему.
- А я аплодирую всем вам, потому что мне с вами было интересно
сегодня работать.