Напоминание

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР


Автор: Экстер Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ 86
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Раздел: начальное образование





Назад




ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

ПОДГОТОВИЛА:

Учитель-логопед МБОУ «СОШ №86 г. Челябинска»

Экстер Н.В.

Формирование

учебной

мотивации

школьников

является

одним

из

ведущих условий повышения качества обучения и, как следствие, может

выступать показателем результативности образовательного процесса.

Формирование

учебной

мотивации

в

школьном

возрасте

без

преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной

школы. Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР одна из

центральных проблем специальной психологии и педагогики, так как в силу

психофизических

особенностей

развития

учащихся

данной

категории,

их

учебная

мотивация

стоит

на

низком

уровне:

преобладание

игровых

и

внешних мотивов, уже является для них своеобразным скачком в развитии на

определённом возрастном этапе.

В

настоящее

время

большинство

педагогов

и

психологов

рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Учёные,

изучающие проблему учебной деятельности, всё чаще говорят и пишут о том,

что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет

ребёнок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В

связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности

и звучит наиболее остро и актуально.

Однако задача, поставленная учителем перед учащимися в условиях

актуализированной потребности, еще не является мотивом их деятельности

на уроке. Для возникновения мотива необходимы умения, которые приведут к

удовлетворению

наличной

потребности.

В

первую

очередь

это

касается

ориентировочной основы деятельности, так как только после анализа всех

условий предстоящей работы у ребенка либо укрепляется желание выполнить

задание,

либо

наоборот,

это

желание

исчезает

в

связи

с

кажущейся

трудностью

работы,

невозможностью

ее

выполнения.

На

этапе

непосредственного исполнения задания решающим для рождения мотива у

детей является умение преодолевать препятствия, возникающие в процессе

деятельности, так как их возникновение может не только снизить желание

ребенка исполнить задуманное, но и стать причиной отказа от выполняемой

деятельности. Поэтому работу учителя в оказании помощи учащимся на

этапе выполнения деятельности трудно переоценить.

В тех случаях, когда процесс учебной деятельности осуществляется

успешно,

когда

дети

благополучно

справляются

с

трудностями,

находят

приложение

своим

силам,

добиваются

намеченного

результата,

тогда

происходит

так

называемый

“сдвиг

мотива

на

цель”.

Это

связано

с

возникновением

положительных

эмоций

по

отношению

к

предмету

деятельности. В результате деятельность приобретает личностный смысл,

достигнутая

цель

осознается

как

жизненно

значимая,

осуществимая

и

необходимая. Происходит “слияние” мотива и цели деятельности, “усвоение”

мотива ребенком. Предмет становится реальным мотивом его деятельности.

Таким

образом,

эмоциональная

оценка

достигнутого

результата

деятельности

также

является

весьма

важным

мотивационным

фактором,

выполняющим роль своеобразного подкрепления возникшего мотива, в связи

с чем, учителю необходимо очень осторожно и внимательно подходить к

критериям оценки достижений учащихся.

Использование активных форм работы на коррекционных занятиях.

Этап

мотивации.

Один

из

важных

этапов

на

уроке.

Дети

должны

удивиться,

пойти

вперед,

а

столкнувшись

с

проблемным

вопросом,

с

проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти

решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.

Игра — приветствие:

«Здравствуйте!»

Желаю (прикасаются большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными)

и везде ( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук).

«Волшебная палочка»

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

Прием: «Чистая доска»

Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом

урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде

белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с

просьбой

к

ученикам

«очистить»

доску

от

проделок

«злого

мелка»,

изображение

которого

прикреплено

также

к

доске.

Ученики

по

очереди

выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них.

Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.

Прием «Древо знаний».

Обучающиеся получают задание – составить по три вопроса и записать

их на заранее приготовленных листочках.

После этого, все листики прикрепляются к нарисованному на доске

либо ватмане «древу знаний».

Желающие выходят к доске, срывают листик с «древа» и отвечают на

вопросы.

Оценивается правильность ответа.

Так же можно оценить отдельно вопросы и поставить отметку за самый

сложный либо за самый интересный вопрос.

Прием: "Да-нетка"

Учитель загадывает нечто (предмет). Ученики пытаются найти ответ,

задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да",

"нет", "и да и нет". Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не

хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от

ответа заранее установленным жестом (никаких слов не нужно). Можно

изменить условия: учитель задаёт вопросы по пройденному материалу, а дети

поднимают заранее подготовленные сигнальные карточки (НЕТ, ДА).

Прием: «Пазлы».

Работа

организуется

в

парах,

необходимо

собрать

заранее

подготовленный пазл на изучаемую тему. Обучающиеся собирают его, и

пытаются сформулировать тему урока, и выявить какое место в изучаемой

теме будет занимать данное понятие, иллюстрация.

Прием: «Ассоциативный ряд»

Учитель пишет на доске какое-нибудь слово (или название темы) -

(Выставляет

иллюстрацию).

Учащимся

предлагается

записать

(сказать,

а

учитель

запишет)

на

отдельных

листочках

ассоциации,

которые

у

них

возникли в связи с представленным на доске словом. Далее учитель собирает

листочки

с

ассоциациями

и

в

совместной

деятельности

анализирует

написанное.

В

результате

такого

анализа

появляется

либо

структурно-

логическая

схема,

позволяющая

классифицировать

ассоциации

учащихся,

либо

по

совпадению

ассоциаций

определяется

обобщённый

образ

темы

(субъектный опыт учащихся). Такая работа позволяет учителю и учащимся не

только провести классификацию имеющихся у школьников представлений,

но

и

спланировать

изучение

новой

темы

с

учётом

имеющегося

у

детей

субъективного опыта.

Прием: «Синквейн»

Прием: «Снежный ком»

Составляем предложение: добавляем слова к предложению.

Прием: «Лови ошибку»

Прием: «Составления кластера»

Смысл

этого

приема

заключается

в

попытке

систематизировать

имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер

это

графическая

организация

материала,

показывающая

смысловые

поля

того

или

иного

понятия.

Слово

кластер

обозначает

в

переводе

«пучок,

созвездие».

Составление

кластера

позволяет

учащимся

свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученики

записывают

в

центре

листа

ключевое

понятие,

а

от

него

рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с

другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На

стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии

осмысления

для

структурирования

учебного

материала.

На

стадии

рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер

может

быть

использован

также

для

организации

индивидуальной

и

групповой работы в классе, так и дома.

Прием: «Подумай и закончи».

- Если на деревьях пожелтели листья, то… (наступила осень)

-Если на улице идет дождь, то…(нужно взять зонт)

- Если на улице выпал снег, то…(наступила зима)

-Если в школе наряжают елку, значит…(скоро Новый Год)

Приём: «Буквенный диктант»

Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам.

Буквы

закодированы

в

вопросах

по

изученной

или

изучаемой

теме.

Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия.

Прием: «Ромашка Блума»

Возможны два варианта:

• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ,

используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся

примеры, способы работы с ромашкой.

• Вопросы

формулируют

сами

учащиеся.

Это

вариант

требует

определенной

подготовки

от

детей,

так

как

придумать

вопросы

репродуктивного

характера

легко,

а

вот

вопросы-задания

требуют

определенного навыка.

Приём « Я беру тебя с собой»

Описание:

универсальный

приём,

направленный

на

актуализацию

знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках

объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению

признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют

общее

значение;

умение

сопоставлять,

сравнивать

большое

количество

объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его

признаков.

Педагог

загадывает

признак,

по

которому

собирается

множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать

этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению,

тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому

признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на

уроках.

Прием: «Аплодисменты»

….А теперь, мне хотелось бы узнать: уходя с урока, какие знания вы

возьмёте с собой в жизнь?

Сделайте один хлопок те, кто плохо понял сегодняшнюю тему урока?

Сделайте два хлопка те, кто понял частично, похлопайте те, кто хорошо

понял тему.

- А я аплодирую всем вам, потому что мне с вами было интересно

сегодня работать.



В раздел образования