Напоминание

Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с нарушением слуха.


Автор: Сеина Любовь Артемьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: логопедическое занятие
Тема: Формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с нарушением слуха.
Раздел: начальное образование





Назад




Логопедическое занятие

Формирование лексико-грамматических категорий у младших

школьников с нарушением слуха.

Темы:

Логопедическая: Упражнение детей в овладении

грамматическими категориями имени прилагательного и

существительного.

Лексическая: Животные сибирской тайги.

Грамматическая: Совершенствование описательной речи.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Коррекционно-развивающая: формирование умение описывать животное по картинке,

активизация словаря по заданной теме

Цели.

Коррекционные:

1.

Упражнять детей в практическом овладении грамматическими категориями имени

существительных

через

игры:

«Вставь

нужное

слово

по

смыслу»,

«Составь

словосочетания», «Подбери нужное слово-предмет».

2.

Закрепление навыка составления предложения по модели: Кто? Что делает? Что?

3.

Развитие мелкой моторики рук через упражнение «Гном заваривает чай», «Гномик».

Оборудование: мягкие

игрушки:

Гном,

бельчонок,

мышонок,

медвежонок,

зайчик.

Рисунок домика гнома. Предметные картинки: кирпич, конфета, мяч, флаг, гном, сосна,

ель, береза.

Ход занятия.

I.

Этюд - имитация.

Сегодня

мы

отправимся

в

гости

к

маленькому человечку, который живет в лесу. А

кто

он

узнаете

сами,

если

отгадаете

загадку

(загадка о гноме). Гном живет в лесу, где много

высоких и низких деревьев. Набежит ветерок, и

колышет верхушки деревьев, а они качаются и

шумят: «ш-ш-ш …» (Предложить детям поднять

руки вверх, как веточки у деревьев и пошуметь,

как деревья, когда на них дует ветерок: «ш-ш-ш

…»).

Вокруг

много

деревьев

(выставить

предметные картинки) – берез, сосен и ёлочек.

Гном

часто

любуется

березкой,

называя

её

-

белоствольной,

высокой

кудрявой

(выслушиваются ответы детей).

А как он называет ёлочку – (заслушиваются ответы

детей) - маленькая, колючая, треугольная, зеленая.

II.

Объявление темы занятия:

Понравилось гному жить в окружении такой красоты, и он решил построить дом.

Дом непростой, а похожий на терем, чтобы видно его было издалека. Дом должен быть не

1

только красивым, но и гостеприимным. О том, как гном строил дом, мы узнаем на

сегодняшнем занятии.

III.

Логопедическая зарядка:

Развитие общей моторики:

Выполнение действий по сюжету стихотворения:

Однажды теплым вечерком,

Когда в траве кузнечик

Лег спать, укрывшись лепестком,

Задумал гном

Построить дом

Из крохотных дощечек.

Шесть раз он бегал в темный лес,

Шесть раз на ель, как белка лез,

Сбивая хворостинки.

А, сбив, пилил, рубил, строгал,

Но дело шло да шло, и, наконец

(Какой, однако, молодец!),

Работая ретиво,

Малютка-гном

Построил дом.

И вышел дом на диво!

(Выставляется иллюстрация домика гнома).

Вопросы: (заслушиваются ответы детей)

Какой получился дом у гнома - … маленький, удобный, комфортный, светлый.

Как работал гном - … добросовестно, быстро, ловко, умело, качественно.

Почему гном в лесу построил дом - потому что в лесу чистый воздух.

Развитие мелкой моторики: гимнастика для пальчиков «Гномик».

Гномик по лесу гулял, указательный и средний пальчик идут по столу.

Колпачок свой потерял! соединить пальцы правой и левой руки вместе.

Колпачок был не простой -

Со звоночком золотым! тыльные стороны рук обращены вверх. пальцы

обеих рук скрещены.

Гному кто точней подскажет средний палец правой руки свободно опущен вниз,

Где ему искать пропажу. ребенок свободно им вращает.

По какой пойти дорожке –

Сразу гномику скажи!

Инструкция: нарисовать в воздухе линии – это дорожка гномика. В какой-то момент

раздается звонок колокольчика, и дети меняют рисунок линии дорожки гномика.

Развитие артикуляционной моторики: артикуляционное упражнение «Ау, кричу я в

лесу», «Звуки природы» – шум ветра (С-Ш), пролетает самолет (Л), рычание медведя

(Р), вой волка (У).

IV.

Словесная игра «Вставь нужное по смыслу слово».

2

А.

Инструкция: У

детей

на

столах

предметные

картинки.

Педагог

начинает

предложение, а дети вставляют нужное по смыслу слово.

Примерный речевой материал: Дует холодный, пронизывающий … ветер. Моросит

мелкий, осенний, холодный … дождь. С деревьев опадают … листья.

Б. Беседа по предложениям:

Вопросы детям: От чего спасал домик гнома? Какой дует осенью ветер? С каких

деревьев опадают осенью листья? Почему с ёлки не опадает хвоя?

V.

Словесная игра «Опиши своего друга, а мы узнаем его».

Инструкция : Педагог

показывает

предметную

картинку

одному

ребенку,

который

описывает

животное. Остальные дети должны узнать животное,

которое он описал. Описываются животные: белка,

медведь, заяц, волк.

Примерный речевой материал:

Это очень маленький рыжий зверек. Зимой он серый,

а летом носит рыжую шубку. У него короткие лапы,

небольшое вытянутое тело и пушистый хвост-руль. (Белка).

VI.

Динамическая пауза «Пестрый колпачок» (песня с движениями и упражнениями

для пальчиков)

Раз сидел веселый гном

На пеньке под ёлкой.

И латал свой колпачок

Хвойною иголкой.

Ти-ла-ла-ла, да ти-ла-ла-ла,

На пеньке под ёлкой.

Он латал свой колпачок

Хвойною иголкой.

Гному было много лет,

Он не удивлялся,

Что за столько лет

У него порвался.

Ти-ла-ла-ла, да ти-ла-ла-ла

Гном не удивлялся,

Что за столько лет

У него порвался.

VII.

Словесная игра «Подарки гному на новоселье».

Инструкция:

На новоселье гному подарили много подарков. Среди них была очень интересная

игра «Объяснялки» - нужно объяснить, почему слово «кирпич» – тяжелое, а слово

«конфета» – сладкое. Гном очень старенький, поможем ему объяснить некоторые

слова (предметные картинки).

Примерный речевой материал:

Кирпич – это слово тяжелое. (потому что одному ребенку его не поднять.)

3

Мяч – это слово веселое. (с мячиком можно играть и в вверх его бросать.)

Друг – это слово прекрасное. (без друзей наша жизнь будет не веселая.).

VIII.

Итог занятия в соответствии с настроением разукрасить домик гнома

4



В раздел образования