Автор: Свольская Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №5"
Населённый пункт: г.Муравленко, Ямало-Ненецкий АО
Наименование материала: Программа кружка
Тема: "За страницами учебника русского языка"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 5»
Программа кружка
«За страницами
учебника
русского языка»
на 2019/2020 учебный год
Направление - общеинтеллектуальное
Составлена учителем
русского языка и
литературы
высшей квалификационной
категории МБОУ «Школа № 5»
г. Муравленко
Свольской Е.П.
2019 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет
сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только
сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения
предстают
перед
ними
в
совершенно
новом
аспекте,
создают
новые
ассоциации,
устанавливают
интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень
интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского
языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы,
связанные
с
грамматикой.
Материал
подобран
таким
образом,
что
каждое
занятие
призвано
обогащать
детей
новыми
знаниями.
Часы
занятий
кружка
–
это
часы
увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными
и разнообразными знаниями по языку.
Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы.
Наиболее
привлекательными
для
школьников
любой
возрастной
категории
являются
задания
с
игровыми
элементами,
поэтому
основу
занятий
кружка
составляют
игры,
турниры, решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические
сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа
языковых единиц.
Как
всякая
игра,
решение
кроссвордов,
ребусов
и
т.
п.
требует
смекалки,
сообразительности,
находчивости.
Отгадывание
различных
занимательных
загадок
способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности
к волевым усилиям, настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у
детей расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний,
обогащается их словарный запас.
Основная цель - пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,
желание познать богатства языка.
Программа кружка «За страницами учебника русского языка» для обучающихся
5-7 -х классов ставит следующие задачи:
выявление и поддержка одарённых учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация
деятельности
школьников
на
занятиях
основывается
на
следующих
принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа
данного
кружка удовлетворяет
познавательные
потребности
учащихся
в
вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся,
как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной
деятельности.
В
процессе
изучения
грамматики
школьники
могут
увидеть
“волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Воспитание интереса к кружку должно пробуждать у учащихся стремление расширять
свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Без
хорошего
владения
словом
невозможна
никакая
познавательная
деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка обращается на задания, направленные на
развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка на
примерах текстов художественных произведений.
Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в
воспитании у школьников этических норм речевого поведения. Поэтому на занятиях
широко
используются
ролевые
игры.
Работа
по
воспитанию
правильного
речевого
поведения проводится на всех занятиях. Кроме того, кружок “За страницами учебника
русского языка” позволяет работать не только над основными разделами русского языка,
но и над развитием правильной речи.
Содержание
программы
и
используемые
методы
кружка
“За
страницами учебника
русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний
и
навыков,
полученных
на
уроках
русского
языка,
обеспечивают
единство
развития,
воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их
любить и чувствовать родной язык.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями;
работа с тестами художественных произведений.
Виды деятельности:
теоретические:
- лекция с элементами беседы;
- составление кроссвордов и ребусов;
- путешествие;
- грамматические сказки;
- викторина;
- выступление, рассказ.
практические:
- игра, турнир;
- выполнение тестов;
- работа над словом, работа с книгой, словарем;
- составление диалогов, лингвистических сказок;
- редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
- выборка материала из художественной литературы, его анализ;
- подготовка сообщений;
- практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Программа
кружка
«За
страницами
учебника
русского
языка»
предусматривает
работу в течение всего учебного года и рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1
раз в неделю.
Учебно- тематический план
№
п/п
Тема
Кол
-во
часо
в
Краткое
содержание
занятия
Форма
проведения
Образователь-
ный продукт
1.
В начале было
Слово...
1
В в е д е н и е .
С л о в о
о
р у с с к о м
я з ы к е .
Высказывания
великих
людей о русском языке.
Презентация
Составление
книжки
высказываний.
2.
Д о р о г а
к
письменности.
1
История
письменности
от
древности
до
наших
дней.
Путешествие
Журнал путевых
заметок
3.
Кириллица
или глаголица.
1
Основатели
славянской
письменности Кирилл и
М е ф о д и й .
П е р в а я
русская книга.
Устный
журнал
Иллюстрации
4.
«Сперва Аз да
Буки
–
потом
все науки»
1
Славянский
алфавит
и
его особенности. Судьбы
отдельных букв.
Лингвистичес
кий журнал
Сочинение-
отзыв
5.
К а к
у ч и л и
г р а м о т е
н а
Руси.
1
Особенности
изучения
р у с с к о й
а з б у к и
в
старину. Библиотеки.
Путешествие
О т з ы в
о
путешествии
6.
«Без
грамматики не
выучишь
ни
истории,
н и
математики.
1
Что
такое
грамматика?
Основатели
р у с с ко й
грамматики.
Радиопередач
а
Книжка-
раскладушка
« У ч е н ы е
–
русисты»
7.
Грамматика
и
история.
1
Из истории грамматики и
грамматических
терминов.
Происхождение
названий
грамматических
терминов.
Исторический
калейдоскоп
Словарь
грамматических
терминов
8.
Правильно
ли
мы говорим?
1
Особенности
русского
ударения. Ударение как
средство
смыслового
различения слов.
Практикум
Словарь
ударений
9-
10.
От
точки
до
многоточия.
Среди знаков
препинания.
2
З н а к и
п р е п и н а н и я .
История
происхождения
знаков препинания.
Их
роль
в
русской
грамматике.
Экскурсия
в
музей
знаков
препинания.
Сочинение-
отзыв
11.
В
м и р е
вежливых
слов.
1
Речевой этикет. Золотые
с л о в а
э т и к е т а :
приветствие,
прощание,
слова
благодарно сти,
просьбы, Ты и Вы и др.
Ролевая игра
Составление
словаря
вежливых слов
12-
13.
«Что
в
имени
твоём?»
2
Из истории русских имен
и фамилий.
Беседа
Сочинение
«Имена в нашей
семье»
14-
15.
Зри в корень.
Всё
растёт
из
корня.
2
Р о д о с л о в н а я
с л о в .
Однокоренные
слова.
Э кс ку р с
в
и с т о р и ю
русских слов.
Исследование
.
Составление
родословной
однокоренных
слов
16.
В
с т р а н е
морфем.
1
Из
истории
морфем.
Р о л ь
м о р ф е м
в
грамматике.
Экскурсия
Маршрутный
лист экскурсии
17.
Почему мы так
1
Правила
правописания
Практикум
пишем?
морфем.
18.
Пестрое
семейство
синонимов.
1
Синонимы.
Лабораторная
работа
Таблица
синонимов
19.
Тезки
наоборот.
1
Антонимы.
Лабораторная
работа
Таблица
антонимов
20-
21.
С л о в а
-
двойники
2
Омонимы.
Омоформы.
Омофоны. Омографы.
Заседание
ученого
совета
Протокол
заседания
22-
23.
Г д е
ж е
хранятся
слова?
Копилки слов.
2
Словари. Типы словарей.
Роль словарей.
Лингвистичес
кий журнал
Составление
оригинального
словаря
24.
С л о в а
–
пришельцы.
1
Заимствованные слова.
Лингвистичес
кий бой
25.
И з
гл у б и н ы
веков.
1
Архаизмы и историзмы.
С т а р о с л а в я н и з м ы
в
русском языке.
Экспедиция
в
прошлое
Журнал
экспедиции
26.
В
м и р е
крылатых слов
и выражений.
1
Фразеологизмы. История
происхождения
фразеологизмов.
Источники
фразеологизмов.
Интеллектуал
ьный марафон
Альбом
«Фразеологизмы
в рисунках»
27.
Почему мы так
говорим?
1
Э т и м ол о г и я
с л о в
и
выражений.
Турнир
знатоков
Этимологически
й словарь
28.
В
г о с т я х
у
сказки.
1
И с т о р и я
н а з в а н и й
сказочных героев.
Телепередача
Иллюстрации
29-
30.
В
м у з е е
истории слов.
Словесные
раскопки.
2
П р о и с х о ж д е н и е
и
употребление
слов
и
выражений.
История слов.
Экскурсия.
Археологичес
кие раскопки
Маршрутный
лист
Составление
мини-словаря
31.
Всех
скороговорок
не
1
Скороговорк и.
Р о л ь
скороговорок в речи.
Практикум
Составление
скороговорок
перескорого-
воришь.
32.
Пословицы,
поговорки.
1
Народная
мудрость
в
п о с л о в и ц а х
и
поговорках,
тематическое
богатство
русских пословиц.
КВН
Составление
книжки-
м а л ы ш к и
п о
пословицам
народов России.
33-
34.
Язык,
давай
с
тобой
дружить!
2
Подготовка и проведение
итогового занятия.
Лингвистичес
кий коктейль
Сценарий
мероприятия
35
Итоговое
занятие
1
Список литературы.
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко
С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 2006.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому
языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2007.
4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В.Домрачева, Г.Е.Окулова. – Оса, Росстани, 2009.
5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова,
З.А.Потиха, Э.Д.Розенталь. – Л.: Просвещение, 2009.
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся /
С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2010.
7.
Люстрова
З.Н.
и
др.
Беседы
о
русском
слове
/
З.Н.Люстрова,
Л.И.Скворцова,
В.Я.Дерягин. – М.: «Знание», 2008.
8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и
экскурсии,
исследования,
конкурсы
и
соревнования,
игры
и
КВН-ы
/
Авт-
сост.
Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
9. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе:
Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В
2-х тетрадях. - М.: Владос, 2010.
10.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе:
Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. В
2-х тетрадях. - М.: Владос, 2005.