Напоминание

Портфолио дошкольника как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка


Автор: Исабекова Гульмира Сапиритдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Буратино"
Населённый пункт: г.Тарко -Сале
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио дошкольника как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Портфолио дошкольника

как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка

Личностно-ориентированный

подход образования ставит в центр внимания ребенка с его

индивидуально- возрастными особенностями развития. Технология «Портфолио» в дошкольном учреждении

является

одной

из

инновационных

образовательных

технологий,

обеспечивающих

личностно-

ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника — это начальный шаг в открытии ребенком своего Я: своих чувств, эмоций,

переживаний, побед, разочарований, каких-либо открытий через призму детского восприятия.

Цель

портфолио дошкольника – систематизирование и зафиксирование результатов развития ребёнка, его

достижений в тех или иных областях, демонстрирование и презентация его способностей, интересов,

склонностей, знаний и умений.

Обычно у ребенка фиксируются физические данные и как он изменился в

общем, а введение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о

ребенке, фиксировать индивидуальные, психологические и творческие проявления детей как субъектов. Это

особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью,

скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление

субъективного опыта. Самое главное преимущество, что есть возможность у воспитателя сравнивать

творческий рост и достижения ребенка «недавно каким был , а каким стал, то есть может проследить как

«растет» ребенок , а не сравнения ребенка с другими детьми.

Задачи портфолио дошкольников

-создать для ребенка ситуацию переживания успеха;

-поддерживать ребенка в определенном направлении, где проявлены способности;

-похвалить его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования дошкольника;

-укреплять работу с семьей воспитанника, мотивировать родителей (законных представителей) в для

совместной работы в целях развития ребенка.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора, в данном случае ребенка. Страницы

его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт

речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, т.е еще должно привлекать красочность.

Этапы работы при создании портфолио:

1. Постановочный

Приступая

к

реализации

технологии портфолио,

необходимо

определится

с

какой

целью

создается оно,

разработать «Положение о портфолио дошкольника»,

где

определены

функциональные

обязанности участников воспитательно -образовательного процесса.

Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно(можно учесть мнение родителей), в

зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.

При

обсуждении

с

детьми,

как

должен

выглядеть портфолио,

необходимо

обратить

их внимание на следующие моменты: как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое

время и когда будут анализироваться, на какое время он рассчитан. Титульный лист, обложку портфолио в

группе, обычно сопровождют эмблемой группы, детского сада. Какие будут разделы тоже определяются

совместно с родителями.

2. Поисковый

- Сбор информации;

- Индивидуальная работа с детьми;

При работе с портфолио педагог заранее готовит материал и продумывает вопросы к ребенку при

работе с каждой страничкой.

-

Взаимодействие

с

родителями.

В

разделе

«Достижения» родители

могут

вложить

грамоты,

дипломы, полученные вне детского сада (конкурсы городские, мероприятия и т.д.)

Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи- уклада ее

жизни, интересов, традиций.

- Консультации с педагогами.

В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

3. Заключительный

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в

раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы

за круглым столом, беседы, индивидуальные разговоры.

Чтобы

портфолио

достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1.  Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован

в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. Но все детишки изъявили

завести такие папки, где авторами являются именно они

И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно.

Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:

для

сбора

достижений,

которые

отражают

результаты

работы

по

какому-то

направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и

т. д.) и можно сочетать насколько направлений;

накопительной, когда

информация

собирается

за

определённый

период.

Таким

образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени, но ни в коем

случае не в сравнивать достижения разных детей;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется по разному, индивидуально для каждого

случая.

4.  Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его

использовать.

5.  Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо

члены семьи. Нужен контроль, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. 

Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает

постоянное

пополнение

и

анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1

раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Так

как строгих ГОСТов к портфолио

пока

не

существует,

в

нем

можно

использовать

следующие рубрики:

«Познакомьтесь

со

мной».

Раздел

пополняется

данными

о

рождении,

знаке

зодиака,

информацией,

кто

из

знаменитостей

родился

в

этот

день.

Можно разместить информацию о

том,

что

означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

- «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных

этапах

- «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший

год.

«Моя

семья»:

помещаются

фотографии

членов

семьи,

рисунки

ребёнка.

Каждое

изображение дополняется рассказом.

«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».

«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок,

походов.

«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками

или фотографии.

«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя

детского сада и друга.

«Размышления

вслух»:

высказывания

детей,

интересные

речевые

обороты,

слова,

размышления.

«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка,

наиболее

полно

отражают

особенности

роста

и

развития

дошкольника.

Даже

за

один

год

ведения

такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и

за его пределами

Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять

ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из

детского сада портфолио является лучшим подарком ребенку.



В раздел образования