Автор: Исабекова Гульмира Сапиритдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Буратино"
Населённый пункт: г.Тарко -Сале
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио дошкольника как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка
Раздел: дошкольное образование
Портфолио дошкольника
как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка
Личностно-ориентированный
подход образования ставит в центр внимания ребенка с его
индивидуально- возрастными особенностями развития. Технология «Портфолио» в дошкольном учреждении
является
одной
из
инновационных
образовательных
технологий,
обеспечивающих
личностно-
ориентированный подход в образовании.
Портфолио дошкольника — это начальный шаг в открытии ребенком своего Я: своих чувств, эмоций,
переживаний, побед, разочарований, каких-либо открытий через призму детского восприятия.
Цель
портфолио дошкольника – систематизирование и зафиксирование результатов развития ребёнка, его
достижений в тех или иных областях, демонстрирование и презентация его способностей, интересов,
склонностей, знаний и умений.
Обычно у ребенка фиксируются физические данные и как он изменился в
общем, а введение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о
ребенке, фиксировать индивидуальные, психологические и творческие проявления детей как субъектов. Это
особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью,
скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление
субъективного опыта. Самое главное преимущество, что есть возможность у воспитателя сравнивать
творческий рост и достижения ребенка «недавно каким был , а каким стал, то есть может проследить как
«растет» ребенок , а не сравнения ребенка с другими детьми.
Задачи портфолио дошкольников
-создать для ребенка ситуацию переживания успеха;
-поддерживать ребенка в определенном направлении, где проявлены способности;
-похвалить его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования дошкольника;
-укреплять работу с семьей воспитанника, мотивировать родителей (законных представителей) в для
совместной работы в целях развития ребенка.
Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора, в данном случае ребенка. Страницы
его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт
речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, т.е еще должно привлекать красочность.
Этапы работы при создании портфолио:
1. Постановочный
Приступая
к
реализации
технологии портфолио,
необходимо
определится
–
с
какой
целью
создается оно,
разработать «Положение о портфолио дошкольника»,
где
определены
функциональные
обязанности участников воспитательно -образовательного процесса.
Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно(можно учесть мнение родителей), в
зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
При
обсуждении
с
детьми,
как
должен
выглядеть портфолио,
необходимо
обратить
их внимание на следующие моменты: как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое
время и когда будут анализироваться, на какое время он рассчитан. Титульный лист, обложку портфолио в
группе, обычно сопровождют эмблемой группы, детского сада. Какие будут разделы тоже определяются
совместно с родителями.
2. Поисковый
- Сбор информации;
- Индивидуальная работа с детьми;
При работе с портфолио педагог заранее готовит материал и продумывает вопросы к ребенку при
работе с каждой страничкой.
-
Взаимодействие
с
родителями.
В
разделе
«Достижения» родители
могут
вложить
грамоты,
дипломы, полученные вне детского сада (конкурсы городские, мероприятия и т.д.)
Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи- уклада ее
жизни, интересов, традиций.
- Консультации с педагогами.
В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.
3. Заключительный
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в
раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы
за круглым столом, беседы, индивидуальные разговоры.
Чтобы
портфолио
достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован
в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. Но все детишки изъявили
завести такие папки, где авторами являются именно они
И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно.
Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
для
сбора
достижений,
которые
отражают
результаты
работы
по
какому-то
направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и
т. д.) и можно сочетать насколько направлений;
накопительной, когда
информация
собирается
за
определённый
период.
Таким
образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени, но ни в коем
случае не в сравнивать достижения разных детей;
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется по разному, индивидуально для каждого
случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его
использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо
члены семьи. Нужен контроль, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6.
Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает
постоянное
пополнение
и
анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1
раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Так
как строгих ГОСТов к портфолио
пока
не
существует,
в
нем
можно
использовать
следующие рубрики:
«Познакомьтесь
со
мной».
Раздел
пополняется
данными
о
рождении,
знаке
зодиака,
информацией,
кто
из
знаменитостей
родился
в
этот
день.
Можно разместить информацию о
том,
что
означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных
этапах
- «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший
год.
«Моя
семья»:
помещаются
фотографии
членов
семьи,
рисунки
ребёнка.
Каждое
изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок,
походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками
или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя
детского сада и друга.
«Размышления
вслух»:
высказывания
детей,
интересные
речевые
обороты,
слова,
размышления.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка,
наиболее
полно
отражают
особенности
роста
и
развития
дошкольника.
Даже
за
один
год
ведения
такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и
за его пределами
Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять
ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из
детского сада портфолио является лучшим подарком ребенку.