Автор: Богданова Ольга Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: САФУ им.М.В.Ломоносова
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Раздел: дошкольное образование
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ.
В данной статье представлен комплекс мероприятий с детьми дошкольного
возраста,
направленный
на
улучшение
всех
компонентов
психологической
готовности
ребенка
к
систематическому
обучению.
Игровые
упражнения
проводятся как с группой детей, так и индивидуально.
1.
Упражнение “Мое настроение”
Цель:
Создать
положительный
эмоциональный
фон,
закрепить
умение
понимать свое настроение, видеть его причины.
Дети сидят в кругу. Первый рассказывает о своем настроении с которым он
пришел в детский сад, высказвает его причины. Передает следующему ребенку
мяч. И так далее. В конце дня упражнение проводится повторно. Дети наблюдают
динамику своего настроения. Предполагают ее причины.
2.
Упражнение “Пожелание”
Цель:
Создать
положительный
эмоциональный
фон,
продолжить
формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Дети сидят в кругу. Передавая мяч соседу говорят ему пожелания.
3.
Упражнение “Комплимент”
Цель: Развивать коммуникативность, доброжелательность друг к другу,
повышение самооценки, помочь ребенку увидеть свои положительные стороны,
дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.
Дети садятся в круг, передают мячик по кругу, делая комплименты друг
другу. Учить детей описывать не только внешний вид друг друга, а называть
положительные
черты
характера
своих
друзей.
И
ребенок,
которому
сказали
комплимент, благодарит.
4.
Проигрывание ситуации “Твой друг плачет”
Цель: Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие
эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Один ребенок лежи на подушках и делает вид что плачет. Остальные дети
по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают
все
дети
по
очереди,
педагог
помогает
подобрать
как
можно
больше
утешительных слов.
5.
Игра “Волшебное зеркало”
Цель: Развивать способность оценивать себя, и своих сверстников, создать
положительный эмоциональный фон
Дети
делятся
на
пары.
Один
остается
ребенком,
другой
становится
“зеркалом”. Ребенок смотрится в “зеркало”, которое повторяет все его движения,
жесты,мимику. Можно изображать не только себя. Потом дети меняются ролями.
6.
Игра “Пастух”
Цель: Повышение самооценки ребенка.
“Пастуху” дают в руки музыкальный инструмент, например дудку, а всем
остальным участникам завязывают глаза – они играют роль “овечек”. “Овечки”
ходят по кругу, а “пастух” с помощью дудки созывает их к себе, если при этом
кто-нибудь заблудится, то пастух начинает играть громче. Когда все “овечки”
будут в сборе, можно выбирать нового «пастуха» и продолжать игру.
7.
Игра “Нос – пол - потолок”
Цель: Рзвитие внимания
Дети встают в круг и выполняют команды, которые говорит и показывает
ведущий. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок –
поднимают руки вверх. Ведущий называет и выполняет все команды вместе с
детьми, но при этом специально ошибается.
8.
Игра “Снежный ком”
Цель: Развитие слуховой памяти
Дети сидят в кругу. Первый называет любое слово и передает следующему
ребенку мяч. Следующий ребенок повторяет первоеслово и произносит свое,
новое.
Также
передает
мяч
следующему
за
ним
ребенку.
Третий
ребенок
произносит
уже
два
слова
и
добавляет
свое
и
так
далее:
каждый
ребенок
повторяет все предыдущие слова и добавляет новое.
9.
Игра “Что изменилось”
Цель: Развитие памяти и внимания
На столе лежат игрушки. Дети запоминают их расположение на столе.
Затем
дети
отворачиваются,
а
педагог
переставляет
или
убирает
несколько
игрушек. Задача детей отгадать, что изменилось и положить игрушки на свои
места.
10.
Рисование “Несуществующее животное”
Цель: Развитие воображения, творческих способностей.
Детям предлагается вспомнить существование таких рыб как: рыба-молот,
рыба-игла, рыба-меч. Далее детям предлагается пофантазировать:“Как выглядит
рыба-кастрюля? Рыба-арбуз?” и т.п, а затем нарисовать.
11.
Игра “Рассказываем сказку”
Цель: Развитие слуховой памяти, объема запоминания.
Дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает.
Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
12.
Игра “Цветные треугольники”
Цель: Развитие произвольного внимания и вербальной памяти.
Детям
дают
бумагу,
цветные
карандаши
и
предлагают
нарисовать
под
диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур.
После этого дается инструкция по закрашиванию и штриховке фигур.
13.
Игра “Не пропусти профессию”
Цель: Развитие
способности
к
переключению
внимания,
расширение
кругозора.
Дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит
ведущий. Когда среди слов встречается название профессии, дети хлопают в
ладоши.
14.
Игра “Скажи наоборот”
Цель: Развитие
мышления,
активизация
памяти,
словарного
запаса,
быстроты реакции при подборе нужного слова.
Дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при
этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по
значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.
15.
Игра “Ладонь в ладонь”
Цель: Развитие
коммуникативных
навыков,
получение
о п ы т а
взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Дети
становятся
в
пары,
соединяют
ладони
(можно
предложить
детям
зажать какой-то предмет между ладонями). Соединенные таким образом, они
должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: столы, стулья,
разложенные по полу игрушки и т. д.
Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом,
на корточках ит. д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать
нельзя.
16. Упражнение “Лишнее слово”
Цель: Развитие слуховой памяти, мышления и умения анализировать.
Перечисляете несколько слов, просите детей их запомнить. Предлагаете
определить, какое слово лишнее, объяснить, почему. Затем просите повторить
названные слова еще раз.
17. Игра “Я знаю...”
Цель: Развитие памяти, внимания, моторики.
“Я знаю Число и наименование...”. Произнося каждое наименование, делать
хлопок мячом о пол или о стену.
18. Игра “Вспомни пару”
Цель: Развитие смысловой памяти
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно.
Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать
второе слово пары.
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга –
читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима,
петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор –
кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги –
котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.