Напоминание

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ


Автор: Богданова Ольга Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: САФУ им.М.В.Ломоносова
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ.

В данной статье представлен комплекс мероприятий с детьми дошкольного

возраста,

направленный

на

улучшение

всех

компонентов

психологической

готовности

ребенка

к

систематическому

обучению.

Игровые

упражнения

проводятся как с группой детей, так и индивидуально.

1.

Упражнение “Мое настроение”

Цель:

Создать

положительный

эмоциональный

фон,

закрепить

умение

понимать свое настроение, видеть его причины.

Дети сидят в кругу. Первый рассказывает о своем настроении с которым он

пришел в детский сад, высказвает его причины. Передает следующему ребенку

мяч. И так далее. В конце дня упражнение проводится повторно. Дети наблюдают

динамику своего настроения. Предполагают ее причины.

2.

Упражнение “Пожелание”

Цель:

Создать

положительный

эмоциональный

фон,

продолжить

формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Дети сидят в кругу. Передавая мяч соседу говорят ему пожелания.

3.

Упражнение “Комплимент”

Цель: Развивать коммуникативность, доброжелательность друг к другу,

повышение самооценки, помочь ребенку увидеть свои положительные стороны,

дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Дети садятся в круг, передают мячик по кругу, делая комплименты друг

другу. Учить детей описывать не только внешний вид друг друга, а называть

положительные

черты

характера

своих

друзей.

И

ребенок,

которому

сказали

комплимент, благодарит.

4.

Проигрывание ситуации “Твой друг плачет”

Цель: Развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие

эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Один ребенок лежи на подушках и делает вид что плачет. Остальные дети

по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают

все

дети

по

очереди,

педагог

помогает

подобрать

как

можно

больше

утешительных слов.

5.

Игра “Волшебное зеркало”

Цель: Развивать способность оценивать себя, и своих сверстников, создать

положительный эмоциональный фон

Дети

делятся

на

пары.

Один

остается

ребенком,

другой

становится

“зеркалом”. Ребенок смотрится в “зеркало”, которое повторяет все его движения,

жесты,мимику. Можно изображать не только себя. Потом дети меняются ролями.

6.

Игра “Пастух”

Цель: Повышение самооценки ребенка.

“Пастуху” дают в руки музыкальный инструмент, например дудку, а всем

остальным участникам завязывают глаза – они играют роль “овечек”. “Овечки”

ходят по кругу, а “пастух” с помощью дудки созывает их к себе, если при этом

кто-нибудь заблудится, то пастух начинает играть громче. Когда все “овечки”

будут в сборе, можно выбирать нового «пастуха» и продолжать игру.

7.

Игра “Нос – пол - потолок”

Цель: Рзвитие внимания

Дети встают в круг и выполняют команды, которые говорит и показывает

ведущий. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок –

поднимают руки вверх. Ведущий называет и выполняет все команды вместе с

детьми, но при этом специально ошибается.

8.

Игра “Снежный ком”

Цель: Развитие слуховой памяти

Дети сидят в кругу. Первый называет любое слово и передает следующему

ребенку мяч. Следующий ребенок повторяет первоеслово и произносит свое,

новое.

Также

передает

мяч

следующему

за

ним

ребенку.

Третий

ребенок

произносит

уже

два

слова

и

добавляет

свое

и

так

далее:

каждый

ребенок

повторяет все предыдущие слова и добавляет новое.

9.

Игра “Что изменилось”

Цель: Развитие памяти и внимания

На столе лежат игрушки. Дети запоминают их расположение на столе.

Затем

дети

отворачиваются,

а

педагог

переставляет

или

убирает

несколько

игрушек. Задача детей отгадать, что изменилось и положить игрушки на свои

места.

10.

Рисование “Несуществующее животное”

Цель: Развитие воображения, творческих способностей.

Детям предлагается вспомнить существование таких рыб как: рыба-молот,

рыба-игла, рыба-меч. Далее детям предлагается пофантазировать:“Как выглядит

рыба-кастрюля? Рыба-арбуз?” и т.п, а затем нарисовать.

11.

Игра “Рассказываем сказку”

Цель: Развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает.

Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

12.

Игра “Цветные треугольники”

Цель: Развитие произвольного внимания и вербальной памяти.

Детям

дают

бумагу,

цветные

карандаши

и

предлагают

нарисовать

под

диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур.

После этого дается инструкция по закрашиванию и штриховке фигур.

13.

Игра “Не пропусти профессию”

Цель: Развитие

способности

к

переключению

внимания,

расширение

кругозора.

Дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит

ведущий. Когда среди слов встречается название профессии, дети хлопают в

ладоши.

14.

Игра “Скажи наоборот”

Цель: Развитие

мышления,

активизация

памяти,

словарного

запаса,

быстроты реакции при подборе нужного слова.

Дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при

этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по

значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

15.

Игра “Ладонь в ладонь”

Цель: Развитие

коммуникативных

навыков,

получение

о п ы т а

взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети

становятся

в

пары,

соединяют

ладони

(можно

предложить

детям

зажать какой-то предмет между ладонями). Соединенные таким образом, они

должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: столы, стулья,

разложенные по полу игрушки и т. д.

Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом,

на корточках ит. д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать

нельзя.

16. Упражнение “Лишнее слово”

Цель: Развитие слуховой памяти, мышления и умения анализировать.

Перечисляете несколько слов, просите детей их запомнить. Предлагаете

определить, какое слово лишнее, объяснить, почему. Затем просите повторить

названные слова еще раз.

17. Игра “Я знаю...”

Цель: Развитие памяти, внимания, моторики.

“Я знаю Число и наименование...”. Произнося каждое наименование, делать

хлопок мячом о пол или о стену.

18. Игра “Вспомни пару”

Цель: Развитие смысловой памяти

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно.

Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать

второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга –

читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима,

петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор –

кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги –

котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.



В раздел образования