Автор: Третьякова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: САФУ
Населённый пункт: Г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в формировании социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Компетентностный подход в формировании социально-коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста
Повышение качества образования является одной из ключевых задач,
решение
которой
связано
в
первую
очередь
с
переосмыслением
цели
и
результата образования.
В
компетентностном
подходе
отражен
такой
вид
содержания
образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту,
а
включает
целостный
опыт
решения
жизненных
проблем,
выполнения
ключевых
функций,
социальных
ролей,
проявление
компетенций.
Компетентностный подход в дошкольном образовании в противоположность
концепции
«усвоения
знаний»
предполагает
освоение
дошкольниками
умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных
ситуациях.
Социально
—
коммуникативное
развитие
рассматривается
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования как одно из основных направлений.
Исследования многих
учёных показывают, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте
во многом определяет успешность человека в сфере общения на протяжение
всех
последующих
этапов
развития.
Современное
общество
предъявляет
строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека.
Поэтому
формирование
социально-коммуникативной
компетентности
и
приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и
целенаправленного внимания педагога.
Социально-коммуникативная
компетентность
дошкольников
заключается в развитии определенных умений:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого
(весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нём;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его
мнению, интересам;
- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать своё мнение;
- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других
людей;
-
умение
принимать
участие
в
коллективных
делах
(договориться,
уступать, т.д.);
- умение уважительно относиться к окружающим людям;
- умение принимать и оказывать помощь;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Для
реализации
и
достижения
целевых
ориентиров
стандарта
необходимо учитывать возрастные особенности развития сферы общения
ребенка
и
становления
социально-коммуникативной
коммуникативной
компетентности.
Существует
целый
ряд
предпосылок
формирования
социально-
коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.
В основе социально-коммуникативной компетентности лежат предпосылки,
основными
из
которых
являются
возрастные
особенности
развития
(социальная
ситуация
развития,
ведущая
деятельность,
особенности
психического
развития)
и
индивидуальные
особенности
самого
ребенка
(индивидуальность и индивидуальный опыт). Социально-коммуникативная
компетентность
формируется
исключительно
в
процессе
реального
взаимодействия, совместной деятельности.
Старший
дошкольный
возраст
сензитивен
для
освоения
основных
направлений
развития,
в
том
числе,
формирование
социально-
коммуникативной
компетентности,
что
обусловлено
возрастными
возможностями детей.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, какое
положение он занимает в обществе, свои желания и реальные возможности, у
ребёнка
активно
формируется
потребность
в
уважении
и
признании
со
стороны взрослого. Старшие дошкольники способны самостоятельно, без
помощи
взрослых
разрешать
разногласия,
возникшие
в
и г р е ,
аргументировать
свою
точку
зрения
и
соотносить
её
с
точкой
зрения
сверстников.
Развивается
внутренний
план
действий –
способность
оперировать
в
уме
различными
представлениями,
что
является
благоприятным условиям для развития рефлексии – способности осознавать
свои
цели,
способы
их
достижения,
полученные
результаты,
чувства
и
переживания.
Данный
возрастной
период
наиболее
благоприятен
для
педагогического
воздействия.
Закладывается
будущий
моральный
облик
человека. Дошкольники успешно овладевают навыками соблюдения норм.
Учёт данных возрастных особенностей оказывает влияние на успешность
формирования
социально-коммуникативной
компетентности
у
старших
дошкольников.
Исходя
из
этого,
педагог
может
подбирать
те
средства,
которые
способны помочь
сформировать
социально-коммуникативную
компетентность. При этом педагог должен четко осознавать цель, задачи и
пути их решения.
Таким образом, компетентностный подход рассматривается как один из
ключевых
подходов
в
современной
дошкольной
образовательной
организации в рамках формирования социально-коммуникативных умений.
1.
Зимняя
И.А.
2003.
«Компетентность
человека
-
новое
качество
результата образования» / Высшее образование сегодня. № 5. с. 34-42.
2.
Компетентностно-ориентированный
подход
в
образовании
детей
дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и
др.]. Тольятти. 2008. 156 с.
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования. М. 2013.