Напоминание

Компетентностный подход в формировании социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста


Автор: Третьякова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: САФУ
Населённый пункт: Г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в формировании социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Компетентностный подход в формировании социально-коммуникативных

умений детей старшего дошкольного возраста

Повышение качества образования является одной из ключевых задач,

решение

которой

связано

в

первую

очередь

с

переосмыслением

цели

и

результата образования.

В

компетентностном

подходе

отражен

такой

вид

содержания

образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту,

а

включает

целостный

опыт

решения

жизненных

проблем,

выполнения

ключевых

функций,

социальных

ролей,

проявление

компетенций.

Компетентностный подход в дошкольном образовании в противоположность

концепции

«усвоения

знаний»

предполагает

освоение

дошкольниками

умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных

ситуациях.

Социально

коммуникативное

развитие

рассматривается

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования как одно из основных направлений.

Исследования многих

учёных показывают, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте

во многом определяет успешность человека в сфере общения на протяжение

всех

последующих

этапов

развития.

Современное

общество

предъявляет

строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека.

Поэтому

формирование

социально-коммуникативной

компетентности

и

приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и

целенаправленного внимания педагога.

Социально-коммуникативная

компетентность

дошкольников

заключается в развитии определенных умений:

- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого

(весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нём;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его

мнению, интересам;

- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

- умение спокойно отстаивать своё мнение;

- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других

людей;

-

умение

принимать

участие

в

коллективных

делах

(договориться,

уступать, т.д.);

- умение уважительно относиться к окружающим людям;

- умение принимать и оказывать помощь;

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Для

реализации

и

достижения

целевых

ориентиров

стандарта

необходимо учитывать возрастные особенности развития сферы общения

ребенка

и

становления

социально-коммуникативной

коммуникативной

компетентности.

Существует

целый

ряд

предпосылок

формирования

социально-

коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.

В основе социально-коммуникативной компетентности лежат предпосылки,

основными

из

которых

являются

возрастные

особенности

развития

(социальная

ситуация

развития,

ведущая

деятельность,

особенности

психического

развития)

и

индивидуальные

особенности

самого

ребенка

(индивидуальность и индивидуальный опыт). Социально-коммуникативная

компетентность

формируется

исключительно

в

процессе

реального

взаимодействия, совместной деятельности.

Старший

дошкольный

возраст

сензитивен

для

освоения

основных

направлений

развития,

в

том

числе,

формирование

социально-

коммуникативной

компетентности,

что

обусловлено

возрастными

возможностями детей.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, какое

положение он занимает в обществе, свои желания и реальные возможности, у

ребёнка

активно

формируется

потребность

в

уважении

и

признании

со

стороны взрослого. Старшие дошкольники способны самостоятельно, без

помощи

взрослых

разрешать

разногласия,

возникшие

в

и г р е ,

аргументировать

свою

точку

зрения

и

соотносить

её

с

точкой

зрения

сверстников.

Развивается

внутренний

план

действий –

способность

оперировать

в

уме

различными

представлениями,

что

является

благоприятным условиям для развития рефлексии – способности осознавать

свои

цели,

способы

их

достижения,

полученные

результаты,

чувства

и

переживания.

Данный

возрастной

период

наиболее

благоприятен

для

педагогического

воздействия.

Закладывается

будущий

моральный

облик

человека. Дошкольники успешно овладевают навыками соблюдения норм.

Учёт данных возрастных особенностей оказывает влияние на успешность

формирования

социально-коммуникативной

компетентности

у

старших

дошкольников.

Исходя

из

этого,

педагог

может

подбирать

те

средства,

которые

способны помочь

сформировать

социально-коммуникативную

компетентность. При этом педагог должен четко осознавать цель, задачи и

пути их решения.

Таким образом, компетентностный подход рассматривается как один из

ключевых

подходов

в

современной

дошкольной

образовательной

организации в рамках формирования социально-коммуникативных умений.

1.

Зимняя

И.А.

2003.

«Компетентность

человека

-

новое

качество

результата образования» / Высшее образование сегодня. № 5. с. 34-42.

2.

Компетентностно-ориентированный

подход

в

образовании

детей

дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и

др.]. Тольятти. 2008. 156 с.

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования. М. 2013.



В раздел образования