Автор: Иванова Александра Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Новодвинск
Наименование материала: практический семинар для педагогов
Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности на тему «эмоциональное
развитие детей дошкольного возраста»
Задачи:
- выяснить уровень знаний по теме;
- познакомить с понятием «эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»;
- разработать и представить интеллект-карту по теме;
- выполнить практическое индивидуальное задание по теме;
- сделать выводы.
Количество участников – 8-12 педагогов дошкольного образования.
Необходимый материал: 2 листа А3, фломастеры, цветные карандаши на каждого
участника, лист А4 на каждого участника, доска, раздаточный материал «Эмоции».
Ход семинара:
Добрый
день,
коллеги.
Сегодня
мы
с
вами
попытаемся
разобраться
с
темой
«эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». Уверена, что тема для вас близка
и знакома: вы каждый день сталкиваетесь с эмоциями дошкольников (кто-то из детей
принес радостную весть и улыбается во все зубы, у другого что-то не получается и он
начинает плакать или злиться) и, отталкиваясь от эмоций ребенка, вы понимаете, как
выстраивать дальнейшую работу. То есть, эмоциональный отклик важен не только детям,
но и нам с вами.
Прежде чем разбираться с тем, как же можно эмоции развить, нам необходимо
вспомнить: а какие базовые эмоции вообще существуют? Хотелось бы услышать ваши
ответы. (Отвечают. Ответы записываются на доску).
Вы назвали достаточно много эмоций. Хотелось бы уточнить, какие из них Мы
будем считать «базовыми».
Теперь
обратите
внимание
на
«цветочек»,
который
вам
раздали,
он
поможет
уточнить и скорректировать наши предположения, какие эмоции являются базовыми, и
какие от каких происходят. (Разбираемся, «читаем этот цветок»).
Ну, вот мы и разобрались с базовыми эмоциями, то есть теми, которые уже наш с
вами дошкольник может испытывать. Как же происходит развитие эмоций у детей?
Эмоции могут возникать постепенно, длительное время оставаясь латентными.
Именно в таком случае не наблюдается специфическое эмоциональное проявление и
существует только повышенная готовность к эмоциональной реакции.
Эмоции
–
состояния,
которые
связаны
с
оценкой
значимости
для
индивида
действующих на него факторов.
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.
Когда ребенок рождается его часто называют «чистый лист». Это не просто так. То,
что мы в него вложим, то он и будет по итогу выдавать.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь
лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте
является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою
активность,
деятельность,
начинает
объективно
себя
оценивать.
Усложняется
эмоциональная
жизнь
дошкольника:
обогащается
содержание
эмоций,
формируются
высшие чувства.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и
эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он
делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Первые попытки сдержать свои
чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года.
Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает
управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
Эмоциональное развитие в жизни ребёнка играет большую роль и имеет свои
особенности.
Так,
ребенок,
которому
ещё
не
исполнилось
3-х
лет,
характеризуется
отсутствием
эмпатии,
характерными
эмоциональными
реакциями,
связанными
с
его
желаниями,
неумением
выбирать
и
принимать
решения,
эгоцентризмом.
Взрослея,
ребенок
начинает
«считывать»
эмоциональное
состояние
других
людей,
начинает
понимать эмоции, сдерживать их и уже к 7 годам может испытывать сложные эмоции.
Взрослый мир практически не возможен без понимания эмоций других людей, а
своих в первую очередь. Для того, чтобы ребенок, а впоследствии и взрослый человек,
умел
правильно
выражать
и
воспринимать
эмоции,
уже
в
дошкольном
возрасте
необходимо их правильно развить.
Предлагаю
вам
разделиться
на
2
группы
и
создать
интеллект-карту,
где
необходимо создать «дерево», в котором будет понятно, в каких видах деятельности мы с
вами можем развить эмоции детей (и чуть подробнее).
(Делятся на группы, создают карты, представляют карты).
Хорошо, отличные вышли карты! Отлично постарались. Одной из деятельностью
вы назвали «изобразительную». И именно с ней нам предстоит выполнить задание.
Вы видите у себя на столах листы А4, которые разлинованы на 8 частей. Эти 8
частей отвечают за определенную эмоцию. А задание заключается в том, чтобы мы
попробовали цветными карандашами изобразить каждую базовую эмоцию. НО! Нельзя
рисовать смайлики, или что-то, похожее на мимику человека.
(Выполняют задание).
Какие у вас впечатления после выполнения данного задания?
(Ответы).
Что было сложного?
(Ответы).
Что было простого?
(Ответы).
Какой вывод мы можем сделать?
(Ответы). Если для нас было сложно, не используя мимику, выразить эмоции, то
ребенку, который не имеет такого опыта, ещё сложнее. Именно поэтому мы должны
правильно учить выражать эмоции уже детей дошкольного возраста.