Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное сознание педагога.
Раздел: начальное образование
Нравственное сознание педагога.
Нравственным
сознанием
называется
осознание
норм
своего
поведения,
характера
взаимоотношений
в
обществе
и
ценности
качеств
человеческой
личности,
что
закрепляется
во
взглядах,
представлениях,
чувствах
и
привычках.
Общественное
сознание
даёт
обобщённое
теоретическое
и
идеологическое
обоснование
морали
как
общественного
явления;
в
индивидуальном
нравственном
сознании
отражается
ещё
и
специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные
взгляды
учителя
характеризуются
полнотой
и
устойчивостью.
Одним
из
элементов
нравственного
сознания
учителя
является
осознание
им
нравственных
ценностей
и
осмысление
того,
как
осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой
формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов,
требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической
деятельности.
Педагогическая
этика
рассматривает
нравственные
убеждения
как
моральные
знания,
ставшие
нормой
поведения
учителя,
его
собственной
позицией
в
системе
отношений
к
обществу,
своей
профессии,
труду,
коллегам,
учащимся
и
их
родителям.
Учитель
не
может
ограничиваться
знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием
правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые
идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной
сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности
воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями
личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных
условий
трудовой
деятельности.
Требованиям
профессиональной
педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с
подлинной
сознательностью,
принципиальностью
и
требовательностью
к
себе.
В
профессиональной
педагогической
этике
нравственные
чувства
учителя
рассматриваются
как
эмоциональная
сторона
его
духовной
деятельности,
характеризующая
наряду
с
убеждениями
субъективную
моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и
участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как
средство
формирования
личности
и
как
одна
из
задач
нравственного
воспитания.
Нравственные
чувства
учителя
можно
условно
разделить
на
несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств,
регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства
профессионального
долга,
ответственности;
самокритичность,
гордость,
честь
и
др.
определяют
отношение
учителя
к
себе
как
представителю
педагогической
профессии;
наконец,
особую
группу
составляют
чувства,
отражающие отношение к участникам педагогического процесса.