Напоминание

Нравственное сознание педагога.


Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное сознание педагога.
Раздел: начальное образование





Назад




Нравственное сознание педагога.

Нравственным

сознанием

называется

осознание

норм

своего

поведения,

характера

взаимоотношений

в

обществе

и

ценности

качеств

человеческой

личности,

что

закрепляется

во

взглядах,

представлениях,

чувствах

и

привычках.

Общественное

сознание

даёт

обобщённое

теоретическое

и

идеологическое

обоснование

морали

как

общественного

явления;

в

индивидуальном

нравственном

сознании

отражается

ещё

и

специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

Нравственные

взгляды

учителя

характеризуются

полнотой

и

устойчивостью.

Одним

из

элементов

нравственного

сознания

учителя

является

осознание

им

нравственных

ценностей

и

осмысление

того,

как

осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой

формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов,

требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической

деятельности.

Педагогическая

этика

рассматривает

нравственные

убеждения

как

моральные

знания,

ставшие

нормой

поведения

учителя,

его

собственной

позицией

в

системе

отношений

к

обществу,

своей

профессии,

труду,

коллегам,

учащимся

и

их

родителям.

Учитель

не

может

ограничиваться

знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием

правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые

идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной

сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности

воспитанника.

Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями

личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных

условий

трудовой

деятельности.

Требованиям

профессиональной

педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с

подлинной

сознательностью,

принципиальностью

и

требовательностью

к

себе.

В

профессиональной

педагогической

этике

нравственные

чувства

учителя

рассматриваются

как

эмоциональная

сторона

его

духовной

деятельности,

характеризующая

наряду

с

убеждениями

субъективную

моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и

участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как

средство

формирования

личности

и

как

одна

из

задач

нравственного

воспитания.

Нравственные

чувства

учителя

можно

условно

разделить

на

несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств,

регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства

профессионального

долга,

ответственности;

самокритичность,

гордость,

честь

и

др.

определяют

отношение

учителя

к

себе

как

представителю

педагогической

профессии;

наконец,

особую

группу

составляют

чувства,

отражающие отношение к участникам педагогического процесса.



В раздел образования