Напоминание

"Развивающие занятия для детей от 1,5 до 3 лет ( с одним из родителей) по технологии М. Монтессори


Автор: Смирнова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Развивающие занятия для детей от 1,5 до 3 лет ( с одним из родителей) по технологии М. Монтессори
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 «РЯБИНКА»

ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 8 «РЯБИНКА»

Программа дополнительного образования

«Развивающие занятия для детей от 1,5 до 3 лет

( с одним из родителей) по технологии М. Монтессори
(срок реализации 1 год) Воспитатель: I кв. категории Смирнова Татьяна Николаевна

г. Лангепас 2015-2016 г.

Содержание дополнительной образовательной программы
I. Пояснительная записка. 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы 1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ 1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) 1.7. Формы и режим занятий 1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 1.1. Перечень разделов, тем. 1.2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. III. Содержание дополнительной образовательной программы. IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. a. Обеспечение программы методическими видами продукции b. Рекомендации по проведению практических работ и т.д. c. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе. V. Список используемой литературы.

I. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Монтессори-школа для малышей» является модифицированной. Программа составлена на основании Закона Российской Федерации «Об образовании».В основу этой программы положены педагогические идеи позитивистско-антропологической концепции итальянского философа, врача и педагога Марии Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики», а также образовательная программа В.В. Михайловой НОУ «Санкт- Петербургская Монтессори- школа Михайловой», программу МОУ «Начальная школа- детский сад Монтессори» для детей в возрасте от 3 до 6 лет, г. Томск, 2002 и учебник Сороковой М.Г. Система М Монтессори: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. За последние 20 лет в России стремитетельно растет количество групп и детских садов, где педагоги и родители делают выбор в пользу педагогики Монтессори. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори: • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • сотрудничество организации с семьей; • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности; • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка); • учет этнокультурной ситуации развития детей. Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX века итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори. Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори). Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность монтессори- педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания — впитывающим разумом, строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи В основу предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Эти материалы почти 100 лет назад были адаптированы к социокультурным особенностям России Ю. И. Фаусек и позднее другими российскими педагогами. Исследовательский характер работы современного педагога требует постоянного
совершенствования сред развития в ответ на индивидуальные запросы детей. Таким образом, современные педагоги создают авторские дидактические материалы, опираясь на критерии, предложенные Марией Монтессори. Согласно возрастной психологии развития, у ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет происходит переход от бессознательного восприятия мира к осознанному. С помощью работы рук ребенок доводит до своего сознания то, что было им воспринято ранее на подсознательном уровне. Именно благодаря работе рук он начинает осознанно мыслить и формировать себя. «Он развивается при помощи своих рук, пользуясь ими как инструментом человеческого интеллекта», — писала Мария Монтессори. Важнейшей целью педагогической работы с детьми от 1 года до 3 лет является создание условий для их активной разнообразной манипулятивной деятельности с предметами, а также для развития крупной моторики. Центральной точкой сенситивного периода развития движений является момент первого шага, начало прямохождения. Следовательно, детям от 1 года до 3 лет мы представляем наилучшие условия для совершенствования навыков движения (спускаться и подниматься по лестнице, бегать, прыгать, отбивать мяч и др.) и постепенного овладения собственным телом. В ранний период детства дети подражают поведению взрослых. Мы в этот период ставит перед собой задачу создать детям условия для элементарного самообслуживания (мыть и вытирать руки, раздеваться и одеваться и др.). От 1 года до 3 лет у детей интенсивно развивается речь, поэтому еще одной педагогической задачей является поддержка их стремления пополнять свой словарный запас, говорить целостными фразами, выражать с помощью речи свои желания.
1.2

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна.
Актуальность данной программы возрастает в связи с современной социо- культурной ситуацией российского общества, которая характеризуется изменениями ценностных ориентиров. На современном этапе перед системой образования стоит задача воспитания успешной, сильной, стрессоустойчивой личности, умеющей самостоятельно, позитивно мыслить, преодолевать стереотипы, проявлять инициативу, при этом способной нести ответственность за принятые решения. Огромную важность играет создание условий для развития этих качеств как в ребенке с раннего возраста, когда он начинает демонстрировать взрослому потребность в независимости, так и в самих родителях, воспитанных в авторитарных традициях.
Педагогическая

целесообразность
данной образовательной программы обусловлена гуманистическими взглядами на развитие ребенка. Ребенок - это не взрослый в миниатюре, он живет и развивается по особым законам, каждый ребенок уникален, наделен внутренними помощниками саморазвития, которые утрачиваются к 7 годам: • У него абсорбирующее (впитывающее) сознание • Он переживает сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости к отдельным характеристикам среды, к овладению определенными умениями и навыками, к чертам поведения людей и т.д. Основные сензитивные периоды в жизни ребенка: - период чувствительности к порядку в мире вещей, отношений и времени - от 0 до 4 лет - период сенсорного развития - от 0 до 5,5 лет - период восприимчивости к социальным аспектам - от 3 до 6 лет - период развития речи - от 1,5 до 6 лет
- период интереса к мелким предметам - от 1,5 до - период ходьбы - от 1 до 3 лет -период интереса к мелким объектам - от 1,5 до 3 лет • Каждый ребенок хочет учиться, то есть имеет врожденную мотивацию к обучению; • Ребенок учится через игру – работу • Ребенок хочет быть независимым • Ребенок проходит несколько этапов развития. Характерными особенностями периода от 1,5 до 3 лет являются упорядочение, структурирование, осознание предлагаемых образцов на основе сознательного «овладения средой», познание ребенком самого себя. Чтобы ребенок мог раскрыть свой внутренний потенциал, необходимы два очень важных условия: благоприятная подготовленная среда и свобода. - Включение родителей в образовательный процесс через различные формы: совместная деятельность родителей и ребенка на занятии, наблюдение, консультирование по проблемам воспитания и развития ребенка, родительско-детских отношений.
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной .

Цель:
это создание условий для достижения нормализации развития ребенка. Под нормализацией мы понимаем оптимум возможностей развития индивидуума в связи с его природными задатками и данными конкретными условиями жизни. Нормальный ребенок обнаруживает такие качества как: • трудолюбие и стремление к порядку; • терпеливость и поглощенность занимаемой деятельностью; • самостоятельность («самодоверие», уверенность в себе, высокий уровень самооценки); • инициативность. Вместе с тем, в нормально развивающемся ребенке раскрываются социальные задатки: способность воспринимать, понимать и уважать других людей. Ребенок демонстрирует также стремление к познанию окружающего мира, мира природы, продуктов материальной и духовной культуры, основных видов человеческой деятельности. Особую цель программа ставит в отношении родителей: создание условий для осознания родительской позиции «культурного посредника» в образовательном пространстве, способного помочь ребенку «сделать все самому».
Задачи программы.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Образовательных:
• Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцы и мускулатуру рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта. • Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке и овладении своим телом. • Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла, веса и стереогностическое чувство • Способствовать совершенствованию и расширению активного словарного запаса. • Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения. • Развивать математическое мышление, навыки счета и счислений в десятичной системе.  Расширять представления об окружающем мире.
Воспитательных:
 Упражнять детей в проявлении заботы о себе и окружающей его среде
 Развивать способность эстетического восприятия культурной среды.  Способствовать приобретению ребенком социальных навыков  Развивать родительские компетенции через создание рефлексивного пространства (методические пособия по программе, консультирование).
Развивающих:
 Создать развивающее Монтессори - пространство соответствующее возрастным потребностям и особенностям детей.  Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений, группировать их по признакам. Возраст детей, участвующих в программе. Обязательным условием формирования Монтессори- группы является разновозрастность участников программы (от 1 до 3 лет). Поскольку в этом возрастном периоде подражание является формой усвоения и расширения способов деятельности и поведения, то нахождение ребенка в разновозрастной группе позволяет: - прожить разные социальные роли от младшего - подражающего, до старшего - помогающего - познать границы своих возможностей - осуществить переход из зоны актуального в зону ближайшего развития - почувствовать себя успешным Особенности набора В группу могут попасть все желающие соответствующего программе возраста.
1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от

уже существующих программ
 Отличительными чертами программы «Монтессори-школа для малышей» являются: - Совместное развитие детей с разными ресурсными возможностями.  Включение родителей в образовательный процесс через различные формы: совместная деятельность родителей и ребенка на занятии, наблюдение, консультирование по проблемам воспитания и развития ребенка, родительско-детских отношений.  Свободная деятельность детей с дидактическим материалом Монтессори помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга.  Ребенок с малых лет получает опыт организованной индивидуальной и коллективной работы в группе.  Уважение, проявляемое со стороны взрослых к желаниям ребенка, поддержка его собственной инициативы и предоставление возможности выбора предмета познавательной деятельности.  В Программе предусматривается принцип разновозрастной организации групп, который способствует естественному получению детьми разнообразного социального опыта благодаря взаимодействию и взаимообучению детей разного возраста. Группы организуются по принципу объединения детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.
1.5.

Возраст детей, учащихся в реализации данной дополнительной программы.
Возраст детей участвующих в реализации программы дополнительного образования составляет 1,5 – 3 года.
1.6.

С р оки

р еа лизации

д ополнительной

обр азов ательной

п р о г р а м м ы .

(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Реализуется программа дополнительного образования в течение 1 года. Программа по технодлогии М.Монтессори рассчитана на 64 занятия, срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Весь год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 1 академический час. Совместная деятельность проводится по подгруппам – 4 детей (во второй половине дня) при присутствии одного из родителей. Этапы образовательного процесса. Подготовительный этап 1. Составление перспективного плана мероприятий. 2. Подбор методической литературы. 3. Консультация для родителей по запросам
Практический этап. 1. Реализация разработанной системы работы по технологии М.Монтессори. 2. Повышение педагогической компетентности родителей. Заключительный этап.  Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
1.7. Формы и режим занятий:
Участники посещают занятия по программе 2 раза в неделю по 1 академическому часу, рассчитана на 64 занятия в год, срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Во время проведения занятия педагоги имеют возможность позаниматься с группой детей, с малыми группами и индивидуально. Варьирование разных форм занятий дает возможность ребенку получить различный опыт работы, педагогу осуществить личностноориентированный и ситуативно-ориентированный подход к организации образовательного процесса. Состав разновозрастной группы - постоянный в течение 1 учебного года. В конце года, когда выпускаются дети (в основном, по причине устройства в детский сад, либо в школу), группа пополняется новыми детьми.
Режим работы:
День недели Время в режиме дня Понедельник Среда 18.00 – 18.45 18.00 – 18.45
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Оценка знаний и умений участников программы проводится с помощью тестирования в начале и в конце учебного года. Тесты-карты наблюдения, которые включают вопросы из разных областей развития ребенка, заполняются родителями совместно с педагогами программы. Результатами регулярного посещения занятий являются качественные изменения в ребенке: • Стал более самостоятельным в деятельности • Умеет сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца • Убирает материалы на место • С интересом и удовольствием исследует окружающий мир • Стремится все вокруг упорядочить и систематизировать • Развил мелкую моторику • Расширил словарный запас • Узнал много стихов и пальчиковых игр • Может работать как индивидуально, так и в группе.
С родителями:
• Знают психологические особенности возраста своего ребенка • Лучше понимают его образовательные потребности и интересы • Грамотно интерпретируют изменения в поведении ребенка • Обогатили арсенал идей совместных с ребенком игр и занятий • Стали более терпеливыми и организованными. Информацию об эффективности и результативности посещения занятий по программе мы получаем через следующие формы: - Тестирование - Анкетирование по итогам учебного года - Включенное педагогическое наблюдение - Беседа, интервью с родителями.
1.9. Формы подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Карты наблюдений - Анкеты для родителей (на старте и в конце учебного года) - Индивидуальный подбор материалов для детей - Фото- и видеоматериалы.

II. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы:
Учебный план Монтессори-групп имеет форму спирали. Каждый материал дети начинают изучать на самом примитивном уровне, а затем возвращаются к нему неоднократно, каждый раз вскрывая все более глубокие пласты. Постоянно возникает интеграция одного предмета с другим, формируя картину мира ребенка. Учебный план педагога разрабатывается таким образом, чтобы потребности и способности каждого ребенка реализовывались через разнообразную деятельность, обусловленную индивидуальной и групповой активностью.
Учебно-тематический план на 1 учебный год в режиме 2-часового занятия (36 недель)



Раздел

Кол-во часов для

занятий на «Круге»

Количество часов

индивидуальной

работы
1 Упражнение в практической жизни 0,5 10 2 Сенсорика 1,5 20 3 Формирование математических представлений 0,5 6 4 Развитие речи и ознакомление с окружающим миром 2,5 20 5 Экспрессия 1 10 6 Итого: 72 часа 6 66
Примерная схема занятия.
• «Круг» 1 (ритуал приветствия, групповой урок с Монтессори-материалами) - от 5минут (для детей от 1,5 до 3 лет ) до 20 минут. • Свободная работа с развивающими материалами - 1 академический час • «Круг» 2 (игры на взаимодействия, игры с элементами театрализации, ритуал прощания - 5- 10 минут). № Направление развития Формы деятельности в соответствии с режимом Возрастная категория (дети 1,5 –3 лет) 1 Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое. Художественно-эстетическое. Физическое Свободная деятельность в образовательной среде всех детей группы 1 академический час Дидактические круги: «Уроки вежливости». «Уроки тишины». «Движение по линии». Коммуникативные игры. 5 минут 2 Художественно-эстетическое. Речевое. Социально-коммуникативное С о в м е с т н а я т в о р ч е с к а я деятельность в изостудии или в г р у п п е ( г р у п п а и л и подгруппа) 1раз в неделю 10-15 минут 3 Художественно-эстетическое. Речевое. Социально-коммуникативное Деятельность по музыкальному развитию детей (группа или подгруппа) 1раз в неделю 10-15 минут 4 Физическое. Социально-коммуникативное Деятельность по физическому развитию (группа или подгруппа) 1раз в неделю 10-15 минут

Особенности планирования

Формы работы

детей

Направления

развития

В режиме

Планирование
Свободная работа с материалами — самостоятельная и совместная деятельность детей в предметно- пространственной развивающей среде (исследовательская деятельность детей / индивидуальная или в малой группе) Социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое На занятии Педагогом не планируется Индивидуальная работа с детьми (презентации новых материалов и упражнений) Социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое По необходимости Педагогом не планируется Дидактический круг» (ходьба по линии, «Урок тишины», коллективное упражнение / игра) Социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое не более 15–20 мин. Планируется монтессори- педагогом (планирование гибкое) Творческие занятия в малых группах: «Элементарное музицирование и театрализация», «Художественная студия», «Физкультура» и др. Художественно- эстетическое, физическое. с участием родителей Планируется монтессори- педагогом (планирование гибкое) Общие групповые образовательные события / участие в праздничных событиях. По всем областям с участием родителей Планируется монтессори- педагогом (планирование гибкое)
Примерный учебный план

Направле

ния

развития

Индивидуальные

формы

Подгрупповы

е

формы(c

малыми

подгруппами

и

возрастными

Основная форма

деятельности детей


подгруппами)

Общие

групповые

формы

(дидактическ

ие круги)
Социально - коммуника тивное Обсуждение с ребенком проблемной социальной ситуации, проявление чувств Проговаривани е способов разрешения конфликтов, социальных ситуаций Уроки социальной жизни (уроки вежливости и грации); урок тишины; коммуникативные игры Свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде Познавате льное Презентация материалов; трехступенчатый урок; упражнения Игры на расстоянии; тематические игры; презентации материалов Дидактические тематические круги; презентации материалов; обсуждение событий; Свободная самостоятельная деятельность в образовательной развивающей среде Речевое Презентация материалов; трехступенчатый урок; упражнения Игры на расстоянии; тематические игры; презентации материалов Речевые игры; дидактические тематические круги; презентации материалов; обсуждение событий Свободная самостоятельная деятельность в образовательной развивающей среде Художеств енноэстети ческое Презентация материалов; упражнения Совместная творческая деятельность в изостудии, в группе Деятельность в изостудии Свободная самостоятельная деятельность в образовательной развивающей среде Физическо е Упражнения; презентация способов движения Движение по линии; подвижные игры Занятия физкультурой в спортивном зале Свободная самостоятельная деятельность в образовательной развивающей среде
III. Содержание дополнительной образовательной программы

Специально подготовленная предметно-пространственная образовательная среда для

детей от 1 года до 3 лет включает
:  площадку со снарядами для развития движений;  пространство с материалами для развития чувств (сенсомоторное развитие), или «Сенсорный уголок»: • для упражнений в установлении причинно-следственных связей; • для упражнений в сенсомоторном развитии; • для упражнений с сыпучими веществами; • для упражнений с водой; игровой уголок «Эвристика» с «Корзинкой сокровищ»;  пространство с материалами для рисования, аппликации, лепки;  пространство с материалами для развития устной речи и понимания высказываний, или «Уголок русского языка»;
 пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания, или «Уголок жизненной практики».
Площадка со снарядами для развития движений
Естественное стремление к движению помогает ребенку овладеть своим телом. Выводы исследований российских антропологов показывают, что наиважнейшими видами движений для маленького ребенка являются ползание и лазанье. В организации общих движений участвуют: а) ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга; б) механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений; в) зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия; г) двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими. Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение. Результатом освоения простых снарядов может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов.
Оборудование и материалы (базовый набор)
1. Комплекс с горкой, лесенкой и перекладиной. 2. Мат для прыгания и кувыркания. 3. Тактильные (сенсорные) дорожки. 6. Горка. 7. Мягкие качели. 9. Поролоновые мячи разного диаметра (2–3 шт.). 10. Тачка с тяжелыми мешочками.
Пространство с материалами для развития чувств (сенсомоторное развитие)
Переход от манипулятивных действий к целенаправленной деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т. е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Действия, которые ранее совершались бессознательно, затем становятся частью более сложного и важного навыка. В данном случае мы имеем дело с эволюционным рядом поведения человека, которому свойственна функциональная подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к целенаправленной деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, цвета, формы, шероховатости и т. д.). В подготовленной среде детского сада ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение сериационного ряда. Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Как известно, мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития. Развитие органов чувств у детей от рождения до 3 лет протекает интенсивно, процессы сенсорного восприятия, «утончение» (термин Марии Монтессори) восприятия. У ребенка до 5,5 лет велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, когда ребенок идет по пути сенсомоторного развития. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами: а) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость/мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности дети узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти ребенка и силу для наилучшего захвата;
б) зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними; в) механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро; г) двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков. Все сенсорные материалы устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, то есть: • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; • развивает наблюдательность; • готовит к реальной жизни; • позитивно влияет на эстетическое чувство; • является основой для развития воображения; • развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала); • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Настенные модули (базовый набор)
1. Настенный модуль «Зубчатые колеса». 2. Настенный модуль с дверцами «Замки и задвижки». 3. Настенный модуль «Сравнение цветов». 4. Настенный модуль для развития запястья «Движение по прорези». 5. Настенный модуль с объемными телами и зеркалом. 6. Индивидуальные рабочие коврики.
Материалы для упражнений в установлении причинно- следственных (базовый набор)
1. Коробочка с выдвижными ящичками. 2. Коробочка с цветными цилиндрами-вкладышами. 3.Возвращающийся шарик. 4. Набор крышек разного размера к баночкам. 5. Игрушки с резьбовым соединением.
Материалы для упражнений в сенсомоторном развитии (базовый набор)
1. Вкладывающиеся коробочки. 2. Матрешка-пятерка. 3. Пирамидка. 4. Мозаика. 5. «Чудесный мешочек». 6. «Тактильные мешочки» (мешочки с крупой). 7. Бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок. 8. Сенсорные книжки (1–2 шт.).
Материалы для упражнений с сыпучими веществами (базовый набор)
1. Набор для пересыпания из пиалки в пиалку. 2. Набор для перекладывания ложкой. 3. Набор для просеивания. 4. Ящик для рисования на песке (манке).
Материалы для упражнений с водой (базовый набор)
1. Два тазика и половник для переливания воды.
2. Миска с плавающими шариками, сито. 3. Набор для переливания воды из пиалки в пиалку. Большая часть материалов этого раздела для детей от 1,5 года до 3 лет расположена на низких столиках стационарно: ребенок работает с материалом, никуда его не перенося.
Игровой уголок «Эвристика» с «Корзинкой сокровищ»
«Корзинка сокровищ» и игра «Эвристика» были описаны английским педагогом Элинор Гольдшмит и давно закрепились в культуре NIDO (организации по уходу и обучению детей от 4 месяцев до 3 лет), работающих по системе Монтессори в Италии. В «Корзинку сокровищ» собирают маленькие вещицы из дерева, ткани, кружев, металла, керамики. Работа с предметами из корзинки развивает сенсорные ощущения, мелкую моторику и косвенно пополняет словарный запас ребенка. «Корзинка сокровищ» предназначена для детей 8–12 месяцев. В игровом уголке «Эвристика» располагаются природные материалы, рассортированные в специальные мешки по форме (например: все квадратные, круглые, цилиндрические) или по материалу, из которого они сделаны (все металлические, картонные, деревянные, пластмассовые, пробковые и т. д.). Детям предоставляется возможность спонтанно и самостоятельно исследовать эти предметы.
Пространство с материалами для рисования, аппликации, лепки
Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза — оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическими каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны, как писала Мария Монтессори, помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку — к действию и душу — к чувствованию».
Материалы для упражнений в изобразительной деятельности (базовый набор)
1. Мольберт/стол. 2.Вырезанные педагогом простые контуры из бумаги для раскрашивания и составления композиций. 3. Штампики. 4. Материал для резания: ножницы, картонные полоски. 5. Различные материалы для аппликаций и коллажей. 6. Различные виды бумаги, картона. 7. Соленое тесто. 8. Природные материалы (набор «Большое приклеивание»).
Пространство с материалами для развития устной речи и понимания высказываний
В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к 3 годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется наличием у детей впитывающего разума и языковой среды, в которой они находятся. С 1 года и примерно до 3 лет происходит лавинообразное нарастание словарного запаса детей. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять его словарный запас, давать ему много новых ощущений, впечатлений и возможность понимания речи взрослых.
Материалы для упражнений на пополнение словарного запаса и понимание речи

(базовый набор)
1. Коробка с тестовыми картинками «Что это?», «Кто это?». 2. Коробка с тестовыми картинками «Один или много». 3. Коробка «Предмет — картинка». 4. 5. Карточки с предметами домашней утвари «Что ими делают?».
6. Наборы фигурок диких и домашних животных с подносом для сортировки. 7. Карточки животных «Мама — папа — детеныш».
Пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков

самообслуживания
Вновь пришедшие в группу дети раннего возраста в течение одного-двух месяцев проходят адаптационный период. Игры-занятия с дидактическим материалом проводятся с ними в этот период преимущественно через совместную, совместно-разделенную дозированную деятельность в предметно-пространственной развивающей среде.
Материалы для упражнений в обыденных умениях жизненной практики (базовый

набор)
1. Набор для уборки мусора. 2. Набор для подметания пола. 3. Набор для уборки пыли/мусора со стола. 4. Сушка для белья с прищепками. 5. Корзинка для одевания и раздевания куклы. 6. Рамка с большими пуговицами. 7. Рамка с липучками. 8. Лейка для полива цветов. 9. Стойка с одеждой (костюмерная).
III. Содержание дополнительной образовательной программы
В педагогической деятельности в рамках программы «Монтессори-школа для малышей» мы придерживаемся принципов Монтессори-педагогики: 1) содействия естественному развитию; 2) взаимодействия с «подготовленной средой»; 3) свободы выбора в «подготовленной среде»; 4) индивидуальной активности в учении; 5) предметности в учении. Достижение целей программы связано с применением в работе следующих методов: • Метод открытого включения в деятельность предполагает, что (при наличии места в группе) семья, желающая заниматься, может войти в состав группы на любом временном этапе реализации программы • Метод наблюдения за ребенком (родителем) и оказание помощи в нужный момент • Показ способа рациональной деятельности с материалом и способа контроля ошибок • Тактичное предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребенка • Поддержание порядка и рабочей атмосферы в «подготовленной среде» • Метод совместной деятельности предполагает создание условий для совместной творческой деятельности детей с разными ресурсными возможностями и взрослых - родителей и педагогов. Во время занятий педагоги передают родителям эффективные технологии совместной с ребенком деятельности и общения. • Метод активного информационного воздействия заключается в использовании таких форм работы с родителями, как распространение «Путеводителя по программе», методического пособия для родителей «Помоги мне это сделать самому». В программе выделяются следующие основные виды образовательной деятельности: 1. Свободная работа в специально подготовленной развивающей среде - характеристика «Развивающей среды» - понятие «свободы» - индивидуальный урок - индивидуальное ситуативно-ориентированное психолого-педагогическое консультирование родителей 2. «Круг» или групповой мини-урок
1. Свободная работа в подготовленной развивающей среде Нормализация ребенка происходит в процессе естественной СВОБОДНОЙ РАБОТЫ в специально подготовленной развивающей среде. Под развивающей средой мы понимаем совокупность предметов, соответствующих различным сферам психофизического развития детей и их сензитивным периодам. Для удобства поддержания детской сензитивности к порядку все материалы распределяются в пространстве учебной комнаты в определенных зонах: - занятий с водой и другими неструктурируемыми материалами - упражнений по самообслуживанию и обслуживанию среды - сенсорного развития - формирования математических представлений - речевого развития - совершенствования крупной и мелкой моторики - художественного развития - экспрессии Каждый из элементов среды отвечает общим принципам Монтессори- материалов: - привлекательность - автодидактизм - наличие прямой и косвенной целей использования - изоляция свойства - изоляция трудностей - от простого к сложному - наличие в одном экземпляре Количественная ограниченность, точная и ясная структура, логичная последовательность, возможности самоконтроля, преодоления трудностей без посторонней помощи придают Монтессори-материалам большую педагогическую ценность. Благодаря им ребенок испытывает состояние внутренней концентрации, необходимое для его физического здоровья. Обязательными компонентами подготовленной среды являются также столы и стульчики, соответствующие росту детей, коврики для занятий на полу, обозначающие автономное пространство на время занятия. Индивидуальное психическое развитие возможно только в социальной среде, которая в рамках данной программы представлена детьми, отличающимися друг от друга по возрасту, уровню психического и физического развития, отношению к окружающему, родителями, подготовленными Монтессори-педагогами. Педагоги группы обеспечивают реализацию права каждого ребенка - участника Монтессори-занятия на свободу: - выбора деятельности, - способа действия, - выбора места работы, - в темпе и времени деятельности, - решать, одному заниматься или с кем-то вместе, - в совершении ошибок . Во время свободной работы детей в специально подготовленной среде педагог проводит индивидуальные развивающие занятия (уроки). Необходимость в тех или иных индивидуальных уроках, сообразных природе ребенка предложениях заняться каким-то делом, возникает у педагога, исходя из его наблюдений за поведением детей и способами взаимодействия родителя и ребенка. Урок состоит из трех ступеней: 1. Презентация. Ключевая фраза: «Это- ...» 2. Закрепление: «Дай мне ... (покажи мне..., где...)» 3. Проверка усвоения материала ребенком: «Что это? ...» Характеристиками трехступенчатого урока является: - индивидуальный - короткий по времени - направлен на введение 2-4 новых понятий
- лаконичен с точки зрения использования речевых средств . Индивидуальное ситуативно-ориентированное психолого-педагогическое консультирование родителей В Монтессори-пространстве родители получают возможность наблюдать за развитием своего ребенка, видеть то, что его особенно интересует, совместно с педагогом анализировать возникшие ситуации, интерпретировать поведение ребенка. Консультации предоставляются в тех случаях, когда родители испытывают недостаток информации о том, как развивать ребенка, как справиться с преходящими трудностями, когда на занятии ребенок или родитель не может самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Возникающие во взаимодействии взрослого и ребенка проблемы не оцениваются, а воспринимаются педагогами как своего рода учебные ситуации, которые предоставляют детям и родителям возможность решить возникшую проблему, попробовать поискать пути преодоления противоречия. Основная задача консультативной работы - профилактика возникновения более серьезных проблем в развитии. Вопросы, обсуждаемые с педагогом, могут быть самыми разнообразными, выходя за рамки педагогических, и касаться проблем агрессивности, застенчивости, нарушения взаимодействия с ребенком. 2. «Круг» или групповой мини-урок Программа предусматривает проведение традиционных общих уроков. Общие занятия (так называемые «круги») носят характер интересных для всех презентаций новых материалов или новых видов работы с известными материалами, включают разучивание стихов, пальчиковых игр, тематические беседы, настраивают на работу в начале занятия, подводят итоги в конце занятия. Круг занимает не более 7 минут часового занятия, 15-20 минут – академического часа занятия.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Обеспечение программы методическими видами продукций.
- составление календарно-тематического плана работы; - разработка планов-конспектов по технологии М.Монтессори от 1,5- 3 лет; - составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики; - создание картотеки пальчиковых игр; - оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук;
Материально – техническое обеспечение
- Материалы для занятий с водой, песком (стол-ванна для игр с песком и водой, тазы, сосуды разной формы и размеров, , губки и пр.) - Материалы для упражнений по самообслуживанию и обслуживанию среды - Сенсорные Монтессори-материалы - Материалы для формирования элементарных математических представлений - Языковые Монтессори-материалы - Материалы для совершенствования крупной моторики (горка, шведская стенка, мат, мячи, обручи и пр.) - Материалы для совершенствования мелкой моторики (бусы, шнуровки, мозаика, паззлы и пр.) - Материалы для художественного развития (кисти, краски, восковые мелки, бумага, ножницы, клей, пластилин, мольберт и пр.) - Материалы для театрализации (Ткани, элементы костюмов, куклы на руку и пальчиковый театр и пр.) - Библиотека детских книг - Природные материалы (шишки, косточки фруктов, ракушки, чурочки и пр.).
V. Список используемой литературы.
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М., 1999. 2. Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф. - М., 1999 3. История педагогики на пороге XXI века: Историография, методология, теория / Под. ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. - М., ООО. - 4.14. 4. Монтессори в России. Новый взгляд. - Вып. 1-2. - М., 1998 - 1999.
5. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат.дом «Карапуз», 2000. 6. Монтессори М. Разум ребенка // Монтессори. - М.. 1999. 7. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 8. Сорокова М.Г. Монтессори-педагогика: Вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10; 2000.- №10,12. 9. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори- педагогике). - М., 1999. 10. Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом: Учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ; 1999. И. Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори- детском саду и начальной школе. - М, 2000.


В раздел образования