Напоминание

Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития


Автор: Минаева Ксения Игоревна
Должность: учитель-олигофренопедагог
Учебное заведение: ГБОУ школа №90
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое

место

среди

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Они

представляют собой разнородную группу.

Как правило, это учащиеся в

выраженными

нарушениями

интеллектуального

развития:

умеренной,

тяжелой,

глубокой

умственной

отсталостью.

Так,

под

множественными

нарушениями

развития

имеются

в

виду

такие,

при

которых

у

ребенка

одновременно

существуют

три

и

более

первичных

нарушений,

причем

каждое

имеет

отрицательные

последствия,

усугубляющие

отклонения

в

развитии. В этой группе детей отмечается значительная неоднородность по

количеству,

характер

и

тяжести

выражения

первичных

и

вторичных

нарушений в развитии и специфике их сочетания. Уровень психофизического

развития детей с подобной структурой дефекта невозможно соотнести с

какими-либо возрастными параметрами.

Таким образом, особенности и своеобразие психофизического развития детей

с

умеренной,

тяжелой,

глубокой

умственной

отсталостью,

с

ТМНР

определяют

специфику

их

образовательных

потребностей.

Для

данной

категории

детей

характерны

значительные

недоразвития

познавательной

деятельности, не позволяющие им в полной мере овладеть предметными

учебными знаниями; так же нарушены базовые психические функции, такие

как: внимание, память, восприятие, мышления. Зачастую, у детей ТМНР

отмечается

своеобразное

недоразвитие

структурных

компонентов

речи,

вплоть до ее полного отсутствия.

Часто такие дети не в состоянии сами позаботиться о себе, таким образом,

необходимо

обеспечить

возможность

формирования

социально-бытовых

навыков и других практических умений, способствующих нормализации и

улучшению качества ежедневной жизни.

Речь – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека, нарушения

развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение

ребёнка. Поэтому необходимо оказать детям специальную помощь в развитии

средств вербальной и невербальной коммуникации.

Особенное

место

в

учебной

деятельности

отводится

изобразительному

искусству, раскрытию возможных избирательных способностей и интересов

ребенка в разных видах практической и художественной деятельности.

Обучение

детей

с

ТМНР

требует

особого

образовательного

подхода

-

создания

специальной

индивидуальной

программы

развития.

Результатом

освоение

учеником

такой

программы

является

приобретение

различных

жизненных

и

социальных

компетенций,

которые

позволяют

ему

стать

максимально

независимым

и

самостоятельным

в

решении

повседневных

задач, включиться в социальную жизнь на доступном для обучающегося

уровне.



В раздел образования