Автор: Минаева Ксения Игоревна
Должность: учитель-олигофренопедагог
Учебное заведение: ГБОУ школа №90
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Раздел: среднее профессиональное
Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое
место
среди
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Они
представляют собой разнородную группу.
Как правило, это учащиеся в
выраженными
нарушениями
интеллектуального
развития:
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью.
Так,
под
множественными
нарушениями
развития
имеются
в
виду
такие,
при
которых
у
ребенка
одновременно
существуют
три
и
более
первичных
нарушений,
причем
каждое
имеет
отрицательные
последствия,
усугубляющие
отклонения
в
развитии. В этой группе детей отмечается значительная неоднородность по
количеству,
характер
и
тяжести
выражения
первичных
и
вторичных
нарушений в развитии и специфике их сочетания. Уровень психофизического
развития детей с подобной структурой дефекта невозможно соотнести с
какими-либо возрастными параметрами.
Таким образом, особенности и своеобразие психофизического развития детей
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью,
с
ТМНР
определяют
специфику
их
образовательных
потребностей.
Для
данной
категории
детей
характерны
значительные
недоразвития
познавательной
деятельности, не позволяющие им в полной мере овладеть предметными
учебными знаниями; так же нарушены базовые психические функции, такие
как: внимание, память, восприятие, мышления. Зачастую, у детей ТМНР
отмечается
своеобразное
недоразвитие
структурных
компонентов
речи,
вплоть до ее полного отсутствия.
Часто такие дети не в состоянии сами позаботиться о себе, таким образом,
необходимо
обеспечить
возможность
формирования
социально-бытовых
навыков и других практических умений, способствующих нормализации и
улучшению качества ежедневной жизни.
Речь – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека, нарушения
развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение
ребёнка. Поэтому необходимо оказать детям специальную помощь в развитии
средств вербальной и невербальной коммуникации.
Особенное
место
в
учебной
деятельности
отводится
изобразительному
искусству, раскрытию возможных избирательных способностей и интересов
ребенка в разных видах практической и художественной деятельности.
Обучение
детей
с
ТМНР
требует
особого
образовательного
подхода
-
создания
специальной
индивидуальной
программы
развития.
Результатом
освоение
учеником
такой
программы
является
приобретение
различных
жизненных
и
социальных
компетенций,
которые
позволяют
ему
стать
максимально
независимым
и
самостоятельным
в
решении
повседневных
задач, включиться в социальную жизнь на доступном для обучающегося
уровне.