Автор: Галина Иосифовна Ушакова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №8" г. Энгельс
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности: достижения, перспективы
Раздел: начальное образование
Тема публикации
«Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми
начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности:
достижения, перспективы»
учителя начальных классов
МОУ«Гимназия №8» г. Энгельса
Ушаковой Галины Иосифовны
Начальная школа – это стартовая ступень образования. Старт
формирования нового поколения России. Именно здесь закладывается
фундамент компетентностной личности. Очень важно, с какими
компетенциями выйдет молодое поколение в жизнь.
Если оттолкнуться от ФГОС общего начального образования, то
сегодня наиболее актуально решение следующих задач:
1.
Воспитание активной познавательной личности;
2.
Развитие личности ребенка, его творческих способностей;
3.
Формирование интереса к учению через освоение опыта активных
видов учебной деятельности.
Для реализации этих задач считаю необходимым создание научно-
исследовательской образовательной модели для высокомотивированных и
одарённых детей, которая обеспечит высокое качество образования через
становление ключевых компетенций.
По мнению психологов, благоприятным возрастным периодом для
включения детей в исследовательскую деятельность является младший
школьный возраст.
За годы многолетней педагогической деятельности сложилась своя
система работы с одарёнными детьми, создана собственная модель
исследовательской деятельности и спроектирован ее результат. Для меня,
педагога с многолетним стажем, очень важно научить ребёнка мыслить,
творить и не только распознать интеллектуально- творческий потенциал
каждого ребёнка, но и успеть развить его в младшем школьном возрасте.
Могу сказать одно, что в специальном развитии нуждается
интеллектуально- творческий потенциал всех детей.
В рамках организации внеурочной деятельности (в течение 4 лет) по
научно-исследовательскому
направлению
у
обучающихся
класса
формируется
готовность
и
способность
к
саморазвитию,
мотивация
к
обучению
и
познанию. Программа
реализуется
в
рамках
гимназического
обучения
и
основана
на
элементах развивающего
обучения
с
учётом
развития
обучающихся
класса.
Та ко е
о бу ч е н и е
с о х р а н я е т
индивидуальность
каждого
ребенка,
развивает
интерес
к
предмету,
развивает
способность
выдвигать
новые
неожиданные
идеи,
отличающиеся оригинальностью мышления.
Познакомимся с моделью, которая содержит следующие конструкты:
направление исследовательской деятельности – гуманитарное,
естественно-математическое, историко-краеведческое, социально-
психологическое и страноведческое ;
виды исследовательской деятельности -
по количеству участников (индивидуальные, групповые,
коллективные);
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по времени проведения (долговременные и краткосрочные);
форма занятий, позволяющих представить результаты
исследований;
возможности УМК;
результаты исследовательской деятельности (ИД), которые
включают в себя образовательные продукты и формирование
общих учебных действий в рамках ИД
Модель проецирует формирование двух ключевых компетенций:
1.
Исследовательская компетенция – ученик ориентированный на активный
поиск информации, имеющий навык самостоятельного движения в
информационном пространстве.
2.
Творческая компетенция – ученик – созидатель, творец, а созидательная
деятельность, это деятельность, в результате которой появляется что-либо
новое и оригинальное.
Считаю, что сформированные ключевые компетенции
рассматриваются, как ключ к формированию универсального качества
КРЕАТИВНОГО человека (креативность понимается как способность к
творчеству, к нестандартным способам решения задач, способность к
открытию нового и созданию уникального продукта).
Что же мы называем исследовательской деятельностью учащихся?
ИДУ – образовательная технология, использующая в качестве главного
средства учебные исследования.
Обратимся к опыту работы.
Рассмотрим наглядно гуманитарное направление исследовательской
деятельности.
Стало традицией в рамках уроков русского языка, литературного
чтения, предметных кружков проводить клубные занятия знатоков русского
языка «Хочу рассказать о слове». Лучшие работы представляю на
гимназическую конференцию и региональный творческий конкурс знатоков
русского языка «Радуга слова». Такая исследовательская работа мобилизует
не только знаниевые основы, заложенные в процессе обучения русскому
языку, но активизирует навыки самостоятельной деятельности в сфере
научного исследования, развивает креативные способности учащихся и
навыки презентации своего творчества. Интересны работы победителей
гимназической конференции: Шевченко Матвея, Козлова Прохора,
Казанцевой Даши.
Инновационные программы и учебники, по которым я работаю-
ориентируют учителя на практическое использование словарей в учебном
процессе.
На протяжении нескольких лет веду продуктивную исследовательскую
работу по созданию школьного этимологического словаря. В процессе
работы с высокомотивированными и одарёнными детьми создан единый
творческий, не побоюсь сказать, научный коллектив учащихся, работающий
над общей проблемой «Этимология слова». Результатом такой деятельности
стал широко используемый образовательный продукт – «Школьный
этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями».
Следующее
направление
исследовательской
деятельно сти–
естественно-математическое. Детская экспериментирование заключается в
том, что при помощи несложных опытов можно объяснить суть многих
явлений и процессов. Метод экспериментирования можно использовать не
только
для
объяснений
на
уроках
окружающего
мира
явлений
живой
и
неживой
природы,
но
и
для
формирования
умений
измерять
величину,
времени.
Перейдем к историко-краеведческому направлению. Развитию
интереса к истории родины, формирования патриотического отношения к
своей
малой
родине,
изучению
семейной
истории,
воспитанию
любви
к
родителям, близким способствует творческие проектно-исследовательские
работы.
Для
итоговой
оценки
метапредметных
результатов
выпускников
начальной школы гимназии в прошлом учебном году проводился практико-
ориентированный
коллективный
проект
с
элементами
поисковой
деятельности,
целью
которого
стала
проверка
сформированности
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
универсальных
действий. В
рамках
технологии
системно-
деятельностного
подхода
проходила подготовка и защита групповых проектов «Культурное наследие
России. Наши знаменитые земляки». Эта тема прозвучала в историческом
контексте изучения родного края, Саратовской губернии. Ребята пришли к
общему
выводу:
таланты
знаменитых
земляков
составляют
истинную
гордость Саратовской земли.
Результатом информационного проекта 4а класса по теме «Культурное
наследие России. Наши знаменитые земляки» стал образовательный продукт
в форме презентаций «Творческое наследие А.Г. Шнитке, Л.А. Кассиля, А.А.
Мыльникова».
Были
оформлены стенгазеты
по
данной
тематике,
содержательные презентации для
распространения среди
обучающихся
начальных
классов
гимназии,
разнообразные плакаты по следующим
тематикам:
«Художники-земляки»,
«Герои
ХХ
века,
прославившие
Саратовскую
область», «Спортсмены-земляки» и «Музыканты-земляки».
Изучая жизнь и творчество знаменитых земляков, прославивших родной
край,
ребята
испытывали
чувство
гордости,
патриотизма,
желание
сохранить
и
приумножить
культурное
наследие
Саратовской
земли.
Выпускники начальной школы смогли самостоятельно сформулировать цель
и задачи своей деятельности, распределить роли внутри группы, осуществить
самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга, сумели
представить
результаты
своей
деятельности
в
виде
красочных
плакатов,
высказывать
свое
мнение,
защитить
презентацию,
ответить
на
вопросы
одноклассников и гостей по данной теме.
В
ходе
самостоятельной
групповой
деятельности
дети
показали
хороший уровень знаний по многим предметам и одновременно расширили
кругозор по окружающему миру (раздел краеведение), литературе, русскому
языку, информатике, тем самым, подтверждая способность самостоятельно
находить
необходимую
информацию
в
тексте
учебника,
в
Интернете
и
умения применять их в новой ситуации.
Социально-психологическое направление ИД позволяет ребятам под
руководством
психолога
и
педагогов
вести
волонтерское
движение,
представлять на конференции исследовательские проекты. Членами НОУ был
отмечен
исследовательский
проект
учащихся
«Как
справляться
с
немогучками».
Это мотивирует детей к самопознанию, познанию других
людей, пробуждает интерес к внутреннему миру человека, учит принимать во
внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации, обеспечивает
появления у ребят потребности в саморазвитии. В ходе ИД ребята не только
участвуют в ролевых играх, но и сами их придумывают.
Нужно ли заниматься исследовательской деятельностью в
начальной школе? Несомненно. Анализ работы по данному направлению
подтверждает активное участие моих обучающихся в олимпиадах,
марафонах, конференциях, конкурсах и смотрах знаний различного
уровня. Отмечу, что проектно-исследовательская деятельность выходит за
рамки образовательной программы. На протяжении 20 лет в гимназии
работает НОУ обучающихся. Интересные исследовательские проекты имеют
право представлять и обучающиеся начальных классов. Учащиеся моего
класса защищают не только индивидуальные, но и коллективные
исследовательские проекты.
Реализуемая мною программа «Введение в научно-исследовательскую
работу» позволяет ребятам
творчески развиваться
по
интересам
и
в
индивидуальном темпе, а психологический комфорт даёт шанс каждому
открыть себя как индивидуальность, как личность.