Напоминание

Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности: достижения, перспективы


Автор: Галина Иосифовна Ушакова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №8" г. Энгельс
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности: достижения, перспективы
Раздел: начальное образование





Назад




Тема публикации

«Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми

начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности:

достижения, перспективы»

учителя начальных классов

МОУ«Гимназия №8» г. Энгельса

Ушаковой Галины Иосифовны

Начальная школа – это стартовая ступень образования. Старт

формирования нового поколения России. Именно здесь закладывается

фундамент компетентностной личности. Очень важно, с какими

компетенциями выйдет молодое поколение в жизнь.

Если оттолкнуться от ФГОС общего начального образования, то

сегодня наиболее актуально решение следующих задач:

1.

Воспитание активной познавательной личности;

2.

Развитие личности ребенка, его творческих способностей;

3.

Формирование интереса к учению через освоение опыта активных

видов учебной деятельности.

Для реализации этих задач считаю необходимым создание научно-

исследовательской образовательной модели для высокомотивированных и

одарённых детей, которая обеспечит высокое качество образования через

становление ключевых компетенций.

По мнению психологов, благоприятным возрастным периодом для

включения детей в исследовательскую деятельность является младший

школьный возраст.

За годы многолетней педагогической деятельности сложилась своя

система работы с одарёнными детьми, создана собственная модель

исследовательской деятельности и спроектирован ее результат. Для меня,

педагога с многолетним стажем, очень важно научить ребёнка мыслить,

творить и не только распознать интеллектуально- творческий потенциал

каждого ребёнка, но и успеть развить его в младшем школьном возрасте.

Могу сказать одно, что в специальном развитии нуждается

интеллектуально- творческий потенциал всех детей.

В рамках организации внеурочной деятельности (в течение 4 лет) по

научно-исследовательскому

направлению

у

обучающихся

класса

формируется

готовность

и

способность

к

саморазвитию,

мотивация

к

обучению

и

познанию. Программа

реализуется

в

рамках

гимназического

обучения

и

основана

на

элементах развивающего

обучения

с

учётом

развития

обучающихся

класса.

Та ко е

о бу ч е н и е

с о х р а н я е т

индивидуальность

каждого

ребенка,

развивает

интерес

к

предмету,

развивает

способность

выдвигать

новые

неожиданные

идеи,

отличающиеся оригинальностью мышления.

Познакомимся с моделью, которая содержит следующие конструкты:

направление исследовательской деятельности – гуманитарное,

естественно-математическое, историко-краеведческое, социально-

психологическое и страноведческое ;

виды исследовательской деятельности -

по количеству участников (индивидуальные, групповые,

коллективные);

по месту проведения (урочные и внеурочные);

по времени проведения (долговременные и краткосрочные);

форма занятий, позволяющих представить результаты

исследований;

возможности УМК;

результаты исследовательской деятельности (ИД), которые

включают в себя образовательные продукты и формирование

общих учебных действий в рамках ИД

Модель проецирует формирование двух ключевых компетенций:

1.

Исследовательская компетенция – ученик ориентированный на активный

поиск информации, имеющий навык самостоятельного движения в

информационном пространстве.

2.

Творческая компетенция – ученик – созидатель, творец, а созидательная

деятельность, это деятельность, в результате которой появляется что-либо

новое и оригинальное.

Считаю, что сформированные ключевые компетенции

рассматриваются, как ключ к формированию универсального качества

КРЕАТИВНОГО человека (креативность понимается как способность к

творчеству, к нестандартным способам решения задач, способность к

открытию нового и созданию уникального продукта).

Что же мы называем исследовательской деятельностью учащихся?

ИДУ – образовательная технология, использующая в качестве главного

средства учебные исследования.

Обратимся к опыту работы.

Рассмотрим наглядно гуманитарное направление исследовательской

деятельности.

Стало традицией в рамках уроков русского языка, литературного

чтения, предметных кружков проводить клубные занятия знатоков русского

языка «Хочу рассказать о слове». Лучшие работы представляю на

гимназическую конференцию и региональный творческий конкурс знатоков

русского языка «Радуга слова». Такая исследовательская работа мобилизует

не только знаниевые основы, заложенные в процессе обучения русскому

языку, но активизирует навыки самостоятельной деятельности в сфере

научного исследования, развивает креативные способности учащихся и

навыки презентации своего творчества. Интересны работы победителей

гимназической конференции: Шевченко Матвея, Козлова Прохора,

Казанцевой Даши.

Инновационные программы и учебники, по которым я работаю-

ориентируют учителя на практическое использование словарей в учебном

процессе.

На протяжении нескольких лет веду продуктивную исследовательскую

работу по созданию школьного этимологического словаря. В процессе

работы с высокомотивированными и одарёнными детьми создан единый

творческий, не побоюсь сказать, научный коллектив учащихся, работающий

над общей проблемой «Этимология слова». Результатом такой деятельности

стал широко используемый образовательный продукт – «Школьный

этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями».

Следующее

направление

исследовательской

деятельно сти–

естественно-математическое. Детская экспериментирование заключается в

том, что при помощи несложных опытов можно объяснить суть многих

явлений и процессов. Метод экспериментирования можно использовать не

только

для

объяснений

на

уроках

окружающего

мира

явлений

живой

и

неживой

природы,

но

и

для

формирования

умений

измерять

величину,

времени.

Перейдем к историко-краеведческому направлению. Развитию

интереса к истории родины, формирования патриотического отношения к

своей

малой

родине,

изучению

семейной

истории,

воспитанию

любви

к

родителям, близким способствует творческие проектно-исследовательские

работы.

Для

итоговой

оценки

метапредметных

результатов

выпускников

начальной школы гимназии в прошлом учебном году проводился практико-

ориентированный

коллективный

проект

с

элементами

поисковой

деятельности,

целью

которого

стала

проверка

сформированности

познавательных,

коммуникативных

и

регулятивных

универсальных

действий. В

рамках

технологии

системно-

деятельностного

подхода

проходила подготовка и защита групповых проектов «Культурное наследие

России. Наши знаменитые земляки». Эта тема прозвучала в историческом

контексте изучения родного края, Саратовской губернии. Ребята пришли к

общему

выводу:

таланты

знаменитых

земляков

составляют

истинную

гордость Саратовской земли.

Результатом информационного проекта 4а класса по теме «Культурное

наследие России. Наши знаменитые земляки» стал образовательный продукт

в форме презентаций «Творческое наследие А.Г. Шнитке, Л.А. Кассиля, А.А.

Мыльникова».

Были

оформлены стенгазеты

по

данной

тематике,

содержательные презентации для

распространения среди

обучающихся

начальных

классов

гимназии,

разнообразные плакаты по следующим

тематикам:

«Художники-земляки»,

«Герои

ХХ

века,

прославившие

Саратовскую

область», «Спортсмены-земляки» и «Музыканты-земляки».

Изучая жизнь и творчество знаменитых земляков, прославивших родной

край,

ребята

испытывали

чувство

гордости,

патриотизма,

желание

сохранить

и

приумножить

культурное

наследие

Саратовской

земли.

Выпускники начальной школы смогли самостоятельно сформулировать цель

и задачи своей деятельности, распределить роли внутри группы, осуществить

самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга, сумели

представить

результаты

своей

деятельности

в

виде

красочных

плакатов,

высказывать

свое

мнение,

защитить

презентацию,

ответить

на

вопросы

одноклассников и гостей по данной теме.

В

ходе

самостоятельной

групповой

деятельности

дети

показали

хороший уровень знаний по многим предметам и одновременно расширили

кругозор по окружающему миру (раздел краеведение), литературе, русскому

языку, информатике, тем самым, подтверждая способность самостоятельно

находить

необходимую

информацию

в

тексте

учебника,

в

Интернете

и

умения применять их в новой ситуации.

Социально-психологическое направление ИД позволяет ребятам под

руководством

психолога

и

педагогов

вести

волонтерское

движение,

представлять на конференции исследовательские проекты. Членами НОУ был

отмечен

исследовательский

проект

учащихся

«Как

справляться

с

немогучками».

Это мотивирует детей к самопознанию, познанию других

людей, пробуждает интерес к внутреннему миру человека, учит принимать во

внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации, обеспечивает

появления у ребят потребности в саморазвитии. В ходе ИД ребята не только

участвуют в ролевых играх, но и сами их придумывают.

Нужно ли заниматься исследовательской деятельностью в

начальной школе? Несомненно. Анализ работы по данному направлению

подтверждает активное участие моих обучающихся в олимпиадах,

марафонах, конференциях, конкурсах и смотрах знаний различного

уровня. Отмечу, что проектно-исследовательская деятельность выходит за

рамки образовательной программы. На протяжении 20 лет в гимназии

работает НОУ обучающихся. Интересные исследовательские проекты имеют

право представлять и обучающиеся начальных классов. Учащиеся моего

класса защищают не только индивидуальные, но и коллективные

исследовательские проекты.

Реализуемая мною программа «Введение в научно-исследовательскую

работу» позволяет ребятам

творчески развиваться

по

интересам

и

в

индивидуальном темпе, а психологический комфорт даёт шанс каждому

открыть себя как индивидуальность, как личность.



В раздел образования