Автор: Глухих Сергей Евгеньевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Снежинка"
Населённый пункт: П. Игрим, Березовский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: План-конспект экскурсии в "Центр ремесел"
Тема: Экскурсия в "Центр ремесел"
Раздел: дошкольное образование
План-конспект экскурсии в Центр ремесел
«Ханты- коренные жители Югры»
Подготовил:
Педагог ДО
Глухих С.Е.
Игрим, 2017 г.
Цель:
Познакомить детей с элементами быта и культуры народа ханты.
Задачи:
- сформировать представление о ремесле коренных народов;
- расширить и углубить знания воспитанников о коренном народе Югры-
ханты, учить понимать социальную значимость мужчины и женщины в жизни
хантыйской семьи;
-
развивать
логическое
мышление,
любознательность,
умение
проводить
сравнительный анализ;
- воспитывать интерес к промыслу коренных жителей нашего края, уважение
к их традициям, культуре, основным занятиям .
Предварительная работа:
1. Рассматривание альбома «Мы живём на севере»
2. Рассказы по иллюстрациям об особенностях жизни хантыйского народа.
4. Рассматривание игрушек из природного материала.
5. Чтение сказок «Айога», «Кукушка», «Снежная королева».
6. Разучивание подвижных игр народов севера.
Предварительная беседа в группе
Педагог:
Ребята,
как
называется
город,
в
котором
мы
живем?
Как
называется наш округ? Какой главный город в округе?
Педагог: В нашем округе много городов
Педагог: В
каждом
городе
живут
люди
разных
национальностей.
Но
коренные жители нашего округа- ханты и манси. Они живут в лесу. Как вы думаете,
легко ли жить в лесу, где нет домов с горячими батареями, магазинов, где всё
можно
купить,
нет
электричества?
Наверное,
там
мужчины
должны
быть
сильными, чтобы построить жильё, добывать еду для своей семьи, никого не
бояться, защищать женщин и детей. А женщины тоже должны быть особенными -
сильными, суметь сделать теплым и уютным жильё, приготовить еду, позаботиться
о детях, сшить одежду для всех членов семьи. Хотите узнать, как живет народ-
ханты? Мы отправляемся в Центр ремесел.
Педагог: Сегодня
мы совершим путешествие в Центр ремесел нашего
города.
Педагог: Как надо вести себя в таком месте? Почему нельзя шуметь, трогать
экспонаты?
П е д а г о г : К а к
в ы
д у м а е т е ,
ч т о
м ы
м о ж е м
т а м
у в и д е т ь ?
Педагог: Ребята,
а
кто
проводит
экскурсии
в
музеях?
Педагог: Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод: Сегодня я вам расскажу о народах севера, которые
называются – ханты. Ханты живут в селах, а некоторые в тайге Красива тайга
зимой, куда не посмотришь, покрыта она белым пуховым одеялом. Зимой солнце
почти совсем не показывается на небе, день становится короче, а ночь длиннее. В
морозные дни иногда появляется на небе северное сияние. Северное сияние очень
яркое, красивое, как будто кто-то разрисовал небо яркими красивыми красками.
Экскурсовод:
Долго властвует на севере зима, дуют сильные, студёные
ветры и вьюги. Но вот появляется солнце, дни становятся длиннее. На севере
наступает весна, а за ней и лето. Красива тайга летом, она одевается ярким пёстрым
ковром цветов.
Экскурсовод: А что же такое тайга?
Экскурсовод: Тайга, ребята, называется земля, на которой растёт много мха,
много хвойных деревьев. На этой земле и живут ханты. Они трудятся на своих
угодьях.
Экскурсовод:
народ Ханты трудолюбивый и талантливый. Они своими
руками создают предметы быта из бересты, дерева, кости животных.
Экскурсовод: Ребята, а вы видели когда-нибудь изделия из бересты?
Экскурсовод: Без предметов, выполняющих функцию
хранения
и
вместилищ,
невозможно
ведение
домашнего
хозяйства -исконно женской сферы деятельности. У каждого
народа образуется свой набор таких предметов. У хантов и
манси он включает в себя большое количество берестяной
утвари
различной
формы,
размеров
и
назначения:
от
миниатюрных
солонок
д о
крупногабаритных
заплечных
кузовов.
Чаши
для
хранения продуктов питания или мелких предметов по
настоящее
время
изготавливают
как
из
весенне-
осенней,
так
и
летней
бересты.
В
первом
случае
орнамент наносится техникой процарапывания или выскабливания на боковые
поверхности чаши, иногда, в случае изготовления из двойного слоя бересты, и на
внутреннюю.
Отличительной
стилистической
чертой
выскобленных
узоров
является
контурность
образующей
линии.
Летняя
береста
окрашивается
естественными красителями или не орнаментируется.
Для
восточнохантыйского
декора
в
целом
характерны
изгибы
орнаментальной
линии
под
прямым
углом.
Выскобленная
орнаментация
на
поверхности изделий и по сей день принимает очертания прямо- и криволинейных
стилизованных
изображений
с
различной
степенью
абстрагирования.
Они
именуются
«червями»
и
походят
на
стилизован-ное
изображение
«медведя»
у
северных хантов.
Экскурсовод: Ребята, а сейчас я расскажу вам про изделия из кости?
Экскурсовод: Обработка кости является традиционным занятием коренного
населения Югры. В XIX - XX вв. из кости изготавливали в основном предметы,
имеющие бытовой характер: наконечники стрел, щитки лучника, мерки для пороха,
пряслица,
крепилки
для
ниток,
иглы
и
проколки,
детали
оленьей
упряжи,
курительные трубки, рукоятки ножей, ручки для берестяных сосудов, штампики, а
также
накладки
и
пряжки
для
мужских
поясов.
Для
обработки,
как
правило,
использовали оленью кость, рог. Кость предварительно вываривали, а затем резали
ножом.
Использовали
такие
приемы,
как
трехгранно-выемчатая,
циркульная,
контурная и точечная резьба, профилировка краев.
К числу наиболее архаичных изделий из кости
относятся
щитки
лучника
-
защитные
пластинки,
накладывавшиеся на большой палец руки при стрельбе
из лука. Щитки имеют выгнутую форму и отверстия
для ремешков по бокам. Внешняя поверхность щитка
орнаментирована. У восточных хантов преобладают узоры, созданные точечной,
циркульной и контурной резьбой. У северных хантов приемом контурной резьбы
выполнены изображения «медведя», «выдры», «бобра».
Резные крепилки из кости были распространены у восточных хантов. Они
представляют собой костяные пластинки овальной или четырехугольной формы с
про-резями
по
всему
периметру.
Сквозную
резьбу
дополняют
трехгранно-
выемчатая и точечная техники.
В
настоящее
время
сохраняется
традиция
изготовления
из
кости
резных
накладок и пряжек для мужских поясов и деталей оленьей упряжи. Накладные
п л а с т и н к и
м у ж с к и х
п о я с о в
и м е ю т
с а м у ю
разнообразную
форму,
прорабатываются
в
технике
сквозной резьбы и иногда имеют подкладной фон.
Обработка кости в настоящее время сохраняется
на
территории
проживания
восточных
и
северных
хантов, северных манси.
Экскурсовод:
Ребята,
а
что
вы
знаете
про
плетение из корней и травы?
Экскурсовод:
Вымоченный
корень
кедра,
характеризующийся
высокой
пластичностью
и
прочностью,
раньше
являлся
одним
из
на¬иболее
востребованных
в
быту
материалом
у
хантов
и
манси.
В
настоящее
время
сохраняется традиция изготовления плетеных из корня коробок, так называемых
корневатиков.
По форме плетеные коробки бывают круглые, овальные и подпрямоугольные
в плане. Стенки круглых коробочек расширяются, начиная от дна, а к крышке снова
сужают ся;
у
под-прямоугольных
с т е н к и
вертикальные
и
лишь
в
верхней
части
резко
сужаются.
Крышки
накладные,
п л о с к и е ,
конусовидные,
четырехскатные
или
с
уступами.
Размеры
плетеных
коробок
по
р а й о н а м
варьируются.
Стенки
и
крышка
украшаются
геометрическим узором, который получается при вплетении полосок, окрашенных
естественным красителем, чаще всего из отвара коры лиственницы. Такие коробки
применяют для хранения швейных принадлежностей.
Для изготовления циновок, которые широко применялись для покрытия пола,
стен, ханты и манси использовали высушенную траву (осоку). Известны циновки
прямоугольные и круглые, с орнаментом и без. В настоящее время одной из
наиболее простейших технологий их изготовления является сшивание сплетенных
из
травы
полос
в
большое
полотнище.
Так,
восточные
ханты
первоначально
изготавливают узкие полоски длиной до 30 см, затем от них отрезают куски
нужной
длины,
которые
соединяют
сухожильными
нитями.
Края
циновок
обшивают налимьей кожей, выкрашенной красной краской, или ровдугой. Узор
получают путем вплетения лыка ивы. Лыко снимают
из-под слоя коры, а затем выдерживают в земле, пока
оно не почернеет и не станет мягким. В некоторых
местах лыко предварительно вымачивали дочерна в
болотной жиже. Декор представляет собой сетку из
простых
геометрических
фигур:
квадраты,
ромбы.
Орнаментированные экземпляры циновок в настоящее
время представляют исключительную редкость.
Плетение из корней кедра и травы в настоящее
время практикуется у северных и восточных хантов.
Экскурсовод: Хотели
бы
вы,
ребята,
иметь
игрушки,
сделанные
из
природного материала папой или мамой?
По
возвращении
в группу
спросить
детей,
было
ли
им
интересно,
что
мальчики узнали о мужчинах хантах, чему бы хотели у них научиться? Хотели бы
девочки
стать
такими
умелыми
хозяйками,
как
женщины
хантыйки?
Что
интересного о них узнали?
Экскурсовод:
Теперь
мы
предлагаем
посмотреть
этнографическую
коллекцию.
Экскурсовод: Как раньше жили ханты? Чем любят заниматься ханты?
Экскурсовод: На этом наша экскурсия подходит к концу.
Педагог: Кто водил нас в музее?
Педагог: О чём рассказывал экскурсовод?
Педагог: С чем он вас познакомил ?
Педагог: Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?
Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о том, какой народ проживает на
севере, чем они занимаются. Давайте скажем нашему экскурсоводу «спасибо» за ее
труд и за ее рассказ и попрощаемся.