Автор: Мякишева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Радость" структурное подразделение детский сад № 66
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская обл.
Наименование материала: Итоговое занятие по ФЭМП
Тема: "Путешествие в неизведанные дали"
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в неизведанные дали»
Математическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети
получили в течение года, развивать интеллектуальные способности детей в
условиях соревнования.
Задачи: Образовательные:
-совершенствовать умение находить место числа в ряду;
- упражнять в прямом и обратном счете;
-закреплять умение увеличивать или уменьшать число на единицу, знание
геометрических фигур.
Развивающие: - способствовать развитию логического мышления, внимания,
сообразительности.
- развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные: - воспитывать усидчивость, умение слушать.
- воспитывать интерес к математическим знаниям.
- воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.
-доставить радость и удовольствие от игр, проявлять настойчивость,
целеустремленность.
- воспитывать умение работать в команде для достижения единой цели.
Материал:
фонограмма
голоса
Лесовика,
поролоновые
к ру ги .
Музыкальное сопровождение – по выбору воспитателя. Листы бумаги в клетку,
таблицы на поиск недостающей фигуры; листы с изображенной логической
последовательностью геометрических фигур, разных по форме и цвету; схемы
кораблей и ботискафа, составленные из геометрических фигур, и необходимые
геометрические фигуры;
геометрические фигуры разного цвета и формы,
вырезанные из картона; листы с изображением треугольников, разделенных на
части, фломастеры, мелки, наборы цифр, магниты, магнитная доска, призы для
детей.
Демонстрационный материал и оборудование: мешочек с фишками для деления
на команды, названия команд для крепления на магнитную доску, кружочки из
бумаги, символизирующие баллы, магнитола с аудиозаписями.
Раздаточный материал: эмблемы с названием команд, листы в клетку, простые
карандаши (на каждого ребенка),
цифры от 1 до 9 несколько комплектов,
листы с нарисованными геометрическими фигурами, расположенными рядами,
с пропущенными ячейками, набор пластиковых геометрических фигур (много),
листы А4 с изображенными треугольниками 2 штуки.
Методы и приемы:
- словесные - беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий;
- наглядные - показ, демонстрация наглядно-дидактического счетного
материала; - практические - работа с раздаточным счетным материалом, работа
с цифрами, игровые упражнения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская.
Этап, его
продолжит
ельность
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
Методы, формы,
приемы,
возможные
виды
деятельности
Организац
ионный
1 мин.
Под весёлую музыку в зал входит капитан (на шее большой бинокль).
Капитан: Здравствуйте, ребята!
Я – отважный капитан, повидал немало стран,
Был
я
в
жаркой
Африке
и
в
ледяной
Антарктике.
А
вы,
ребята,
любите
приключения?
Хотите
отправиться
в
морское
путешествие?
Поплывём
в
неизведанные дали, Много чудес откроется вам.
Дети
усаживаются на
стульчики,
встречают гостя с
интересом.
Появление
сказочного
героя.
Основной
этап
Тогда отправляемся в конструкторское бюро.
- Как вы думаете, что там делают?
**Я
приглашаю
3
конструкторов.
Задание1.
«Построй
корабль
(батискаф)». Детям
предлагаются
схемы
кораблей
и
батискафа
и
геометрические фигуры, вырезанные из картона, с помощью которых их нужно
выложить.
** (В это время с остальными детьми) Давайте узнаем кому из конструкторов
потребуется больше всего фигур. Как можно это выяснить? (Сравнение и
уравнивание количества фигур).
Чтобы отправиться в путь проведем Разминку.
В: Если дерево выше куста, то куст….?
В: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….?
В: Если канат толще нитки, то нитка…?
В: Если сестра старше брата, то брат …?
В: Сколько дней в неделе?
В: Сколько месяцев в году?
-Ну что ж, корабль готов, разминка проведена. .
Занимайте, ребята, места на корабле.
Отправляемся в путь, полный вперёд!
Изобретают
корабли.
Ниже дерева
Короче
линейки
Тоньше каната
Младше сестры
Семь
Двенадцать..
Диалог,
художественное
слово,
проблемная
ситуация,
игровая
ситуация
Математики тропинки приглашают всех нас в путь.
И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь!
(звучит фонограмма с шумом моря, криками чаек).
Капитан (смотрит в бинокль):
Бьётся о борт морская волна,
Как чиста и прозрачна она!
Вижу впереди остров я,
Давайте высадимся на нём, друзья!
Дети выходят из корабля.
- На мониторе волшебный лес,
Верхушки сосен до небес.
В этом лесу живёт Лесовик.
Вообще-то он добрый старик,
Но тех, кто его задания не выполняет,
Он в пеньки превращает!
звучит фонограмма
Лесовик: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Куда путь
держите?...
Лесовик: Вы попали в волшебный лес. Обратно вы пройдёте
беспрепятственно, но сейчас вы должны выполнить мои задания.
Здесь лежат какие-то старинные таблички, на них нанесены фигуры. Со
временем
вода
размыла
некоторые
фигуры
и
их
не
видно.
Давайте
их
восстановим.
Задание 2. «Найди недостающую фигуру».(
«Заполни магический квадрат»)
Детям предлагаются
таблицы, в каждой из которых оставлена
пустая
клеточка, в которую нужно нарисовать недостающую фигуру.
Задание 3. «Продолжи цепочку».
Детям нужно продолжить логический ряд из геометрических фигур разного
цвета и разной формы.
Дети и капитан
занимают
места на
импровизирова
нном корабле
Дети отвечают.
Выполняют
задание
Восстанавлива
ют фигуры
Задание 4. «Ежкино болото».
Сейчас
болото,
в
которое
любит
заманивать
людей
баба
Яга,
сковано
сказочным льдом и вам предлагается расположить кочки на его поверхности в
порядке расположения цифр, чтобы попавшие в него могли спастись.
Звучит фонограмма: Лесовик: Я очень рад, что вы справились с моими
заданиями и приглашаю вас поиграть.
Проводится
**игра
«Один,
два,
три,
четыре,
пять».
Под
музыку
дети
выполняют
различные
движения
(маршируют,
скачут
боковым
галопом,
подскоками). В конце каждого музыкального фрагмента ведущий ударяет в
бубен.
Количество
ударов
указывает, как дети должны встать (по одному,
парами, тройками, четвёрками и т.д.).
Капитан Садимся в батискаф и спустимся на морское дно. Как красиво вокруг.
Кого здесь только нет.
На мониторе появляется морской царь (в руках держит трезубец):
Морской царь: Я – морской царь. Я не отпущу вас! Вы будете моими
пленниками, а то одному мне очень скучно, даже поговорить не с кем. А я ведь
т ак
люблю
пе сни
петь,
т анцевать
и
в
разные
игры
и г р а т ь !
Капитан: Морской царь, не расстраивайся, мы тебя развеселим и в интересную
игру поиграем. Только пообещай, что отпустишь нас!
**Игра «Море волнуется».
Морской царь: Вот спасибо, ребята, давно я так не веселился! Придётся
выполнить своё обещание и отпустить вас из моего плена. Но расскажите, что
вы успели интересного увидеть в море?
Сейчас самые внимательные покажут нам, кого им удалось увидеть.
-Задание 5. "Зеркало"
Детям предлагаются листы в клетку с половинным изображением.
Остальные отгадывают загадки;
1. У родителей и деток
Вся одежда из монеток
Дорисовывают
недостающую
фигуру
Продолжают
логический ряд
Располагают
цифры
Выполняют
движения под
музыку
2. Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
3. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.
4.Рыба-меч его не тронет, Даже если и догонит;
В нём электрический заряд. Он разрядиться будет рад.
5.Подставляют людям спины, В море нас спасут
6.Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит — Так живет на свете...
7.Может рыба-великан Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит? Житель океана — ...
8.Глубоко на дне она Словно на небе видна.
Но не светит и не греет, Потому что не умеет.
9.Пронеслась о нем молва: Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было, Выпускает он чернила.
Щупальца, в присосках весь, Восемь ног, не пять не шесть.
Может кто-то скажет: «Много!», Но как раз, для – .
Белокрылые хозяйки, над волной летают… По реке плывёт бревно, ох и
злющее оно!
Тем, кто в реку угодил, нос откусит… В воде она живёт, нет клюва, а клюёт .
Морской царь: Вы молодцы, ребята. Многое успели рассмотреть,
запомнить. Да и загадки хорошо отгадываете. Я очень рад, что повстречался с
вами. Но теперь мне пора. Счастливого пути.
Капитан Давайте-ка проверим наши запасы. Мы с вами брали на борт
----- + --- = --- За время плавания мы часть припасов съели
--- - --- = Конечно можно обойтись и этим, но лучше бы пополнить
Играют.
Выполняют
задание.
Отгадывают
загадки
запасы. Всплываем.
Бьётся о борт морская волна, Как чиста и прозрачна она! Ну вот мы и на
берегу.
Пополним запасы:** игра «Столько же»
.
Нужно положить в тазик столько
предметов, какое количество выпало на кубике.
Задание 6. «Кто в домике живет?»
1.Надо поселить предметы в домик, учитывая определенные условия. В этом
домике не должны жить предметы круглой, квадратной формы и предметы
красного цвета.
2.Надо расселить в домики предметы, которые не треугольной и
прямоугольной формы и не синего цвета.
Задание 9. Кто быстрее?
Команды получают карточки с графическим изображением геометрических
фигур. Дети с помощью гимнаст. палочек выкладывают эти фигуры на столах.
Решают задачи.
Расставляют
предметы в
зависимости от
условия.
Рефлексия
В конце развлечения воспитатель подводит итог о том, какая из команд
победила.
Воспитатель интересуется, понравилось ли детям развлечение.
Воспитатель оценивает работу детей, награждает всех призами
Высказывают свое
мнение,
аргументируют.