Напоминание

Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума" на уроках русского языка в 9 классе


Автор: Емельянова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №6 с углубленным изучением французского языка" г. Рязани
Населённый пункт: Город Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума" на уроках русского языка в 9 классе
Раздел: полное образование





Назад




Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» на уроках русского

языка в 9 классе

Учитель Емельянова Людмила Александровна

МБОУ «Школа №6 с углубленным изучением французского

языка» г.Рязани

Рязань

2020

Дидактический материал предназначен для практических занятий со

школьниками, которым предстоит сдавать ЕГЭ. Цель подборки –

совершенствование навыков развития устной и письменной речи,

грамотного, выразительного говорения и письма.

Задание 1

Вставьте буквы. Расставьте знаки препинания. Вспомните, кто еще из

персонажей относится к фамусовскому обществу. Коротко (в трех – четырех

предложениях охарактеризуйте этих героев.

Мир…во (зз/з)рение предст…вителей «века м…нувшего» сл…

жилось в прошлом ст…лети… в золотой (Е/е) катерининский век и с

тех пор (н…)каких изм…нений (н…) пр…терпело.

«Век м…нувший» это люди разного возр…ста и пол…жения Фамусов

Ск…л…зуб М…лчалин графиня Хлестова Заг…рецкий гости на балу.

Основная черта их об…ед…няющая к…нс…рватизм желание сохр…

нить все «как делали отцы». Жизне(нн/н)ый ид…ал «когда же надо

подслужит…ся и он …гибался (в) п…региб» ( о Максиме Петровиче)

«уг…ждать всем людям без из…ятья» « С ключ…м и сыну ключ

умел д…ставить» «Б…гат и на б…гатой был женат».

Р…днит всех предст…вителей «века м…нувшего» ненависть к

просв…щению. «Ученье вот чума уч…ность вот пр…чина что нынче

пуще чем когда безумных разв…лось людей и дел и мнений».

Фамусов показ…ва…т свою непр…язнь к засилью ин…земного «А

все Кузнецкий мост и вечные французы!»

Однако это (не) пр…ятие основа(нн/н)о н… на глубоком чу…стве

патр…отизма а на желани… огр…дит…ся от «губителей к…рманов и

сердец». На бал Фамусов (не) забыва…т пр…гласить французика из

Бордо.

Задание 2

Вычеркните «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Составьте словосочетания с оставшимися словами.

1.Выразить, сформулировать, назвать, придумать

2.Воплотить, реализовать, привести, осуществить

3.Употреблять, использовать, находиться, применять

4.Храбрый, веселый, отважный, бесстрашный

5.Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый

6.Мысли, думы, размышления, чувства

Задание 3

Исправьте орфографические, пунктуационные, стилистические, логические

и фактические ошибки. Как бы Вы выразили те идеи, которые даны в

тексте?

Не смотря на то, что в произведение наблюдается смешивание трех

литературных методов, «Горе от ума» Грибоедова можно уверенно счетать

реалистичиским произведением. Да, в нем есть признаки класицизма

(единство места, времени и действия) и романтизма (культ личности, которая

протевопоставляется обществу) и всеже она обращенна к реальности и

отображает типичный характер эпохи через Фамусова и Чацкого. Это и

является главной идеей произведения.

Задание 4

Напишите сочинение «Куда же поедет Чацкий?»

Куда же поедет Чацкий?

Действие V

Явление 1

(Михайловское, кабинет Пушкина. Стол, кресло, топится печь. На столе

разбросаны листы рукописи. За сценой стук в дверь.)

Голос Чацкого

Где друг мой, Александр любезный?

Голос слуги

Искать его здесь бесполезно.

Он обещался через час,

Не ожидал он нынче вас.

Дождаться коль его хотите,

(Чацкий и слуга входят в кабинет)

Здесь, в кабинете посидите.

Малашка, ставь – ка самовар,

Стол приготовь для встречи бар.

(Слуга уходит)

Явление 2

Чацкий

Ну наконец – то я у друга,

Здесь проведу часы досуга.

От сплетен отдохну душою,

От лжи, навеянной Москвою.

(Подходит к окну, задумывается)

Какой покой, какая тишь,

За печкою скребется мышь,

А за окном метет метель,

Скрипит надломленная ель…

Но для бежавшего изгоя

И здесь на сердце нет покоя,

И здесь я остаюсь печален.

Унылой чередой

Проходят предо мной

Предательница Софья, Скалозуб, Молчалин.

(Подходит к столу, рассматривает рукописи, читает вслух)

«…Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опала ожидает,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы…»

Да, мысль верна. Но, право слово,

Как это для России ново –

Такую мысль вслух произнести

И до читателя пытаться донести.

Голос Пушкина

Но где же он? Его и следа нет?

Голос слуги

Пожалуйте сюда. Прошел он в кабинет.

Явление 3

(Вбегает Пушкин)

Пушкин

Любезный тезка, друг сердечный!

Тебе я счастлив бесконечно!

Какими судьбами у нас?

Чацкий

Сейчас услышишь мой рассказ.

Скажи одно мне прежде слово:

Что я читал здесь?

Пушкин

«Годунова»

И как нашел?

Чацкий (с жаром)

Великолепен!

А как Бориса образ слеплен,

Показан у тебя он славно.

Он будет главный здесь герой?

Пушкин

Нет, братец, не спеши, постой,

Не Годунов герой здесь главный,

Народ – вот истинный герой!

Mais mon ami читал твое письмо.

Московские подробности все знаю.

Чем кончилось твое к ней сватовство?

На свадьбу звать приехал? Понимаю.

Чацкий

Скажу тебе: ужасен свет.

Любви в нем, право, места нет.

Оставим, Пушкин, тему эту,

Уехал я искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

И вот вступил на твой порог.

(Бросается в кресло, с горечью)

А завтра еду на Кавказ,

Сжигая за собой мосты,

И, может быть, в последний раз

Меня сегодня видишь ты.

Действие VI

Явление 1

(Полгода спустя. Пушкин сидит в кресле, задумавшись. Входит слуга, подает

письмо. Пушкин, улыбаясь, ломает печать на конверте)

Пушкин

От Грибоедова. Давненько не писал он с Кавказа.

(Читает вслух)

…А сейчас, Пушкин, скажу тебе грустную новость. Помнишь ли ты Чацкого?

Так вот, он нашел свою смерть в перестрелке с чеченцами. Его московская

история, о которой он мне как – то рассказал, столь трагична и поучительна,

что я начал писать пьесу…

(Занавес)



В раздел образования