Автор: Емельянова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №6 с углубленным изучением французского языка" г. Рязани
Населённый пункт: Город Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума" на уроках русского языка в 9 классе
Раздел: полное образование
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» на уроках русского
языка в 9 классе
Учитель Емельянова Людмила Александровна
МБОУ «Школа №6 с углубленным изучением французского
языка» г.Рязани
Рязань
2020
Дидактический материал предназначен для практических занятий со
школьниками, которым предстоит сдавать ЕГЭ. Цель подборки –
совершенствование навыков развития устной и письменной речи,
грамотного, выразительного говорения и письма.
Задание 1
Вставьте буквы. Расставьте знаки препинания. Вспомните, кто еще из
персонажей относится к фамусовскому обществу. Коротко (в трех – четырех
предложениях охарактеризуйте этих героев.
Мир…во (зз/з)рение предст…вителей «века м…нувшего» сл…
жилось в прошлом ст…лети… в золотой (Е/е) катерининский век и с
тех пор (н…)каких изм…нений (н…) пр…терпело.
«Век м…нувший» это люди разного возр…ста и пол…жения Фамусов
Ск…л…зуб М…лчалин графиня Хлестова Заг…рецкий гости на балу.
Основная черта их об…ед…няющая к…нс…рватизм желание сохр…
нить все «как делали отцы». Жизне(нн/н)ый ид…ал «когда же надо
подслужит…ся и он …гибался (в) п…региб» ( о Максиме Петровиче)
«уг…ждать всем людям без из…ятья» « С ключ…м и сыну ключ
умел д…ставить» «Б…гат и на б…гатой был женат».
Р…днит всех предст…вителей «века м…нувшего» ненависть к
просв…щению. «Ученье вот чума уч…ность вот пр…чина что нынче
пуще чем когда безумных разв…лось людей и дел и мнений».
Фамусов показ…ва…т свою непр…язнь к засилью ин…земного «А
все Кузнецкий мост и вечные французы!»
Однако это (не) пр…ятие основа(нн/н)о н… на глубоком чу…стве
патр…отизма а на желани… огр…дит…ся от «губителей к…рманов и
сердец». На бал Фамусов (не) забыва…т пр…гласить французика из
Бордо.
Задание 2
Вычеркните «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Составьте словосочетания с оставшимися словами.
1.Выразить, сформулировать, назвать, придумать
2.Воплотить, реализовать, привести, осуществить
3.Употреблять, использовать, находиться, применять
4.Храбрый, веселый, отважный, бесстрашный
5.Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый
6.Мысли, думы, размышления, чувства
Задание 3
Исправьте орфографические, пунктуационные, стилистические, логические
и фактические ошибки. Как бы Вы выразили те идеи, которые даны в
тексте?
Не смотря на то, что в произведение наблюдается смешивание трех
литературных методов, «Горе от ума» Грибоедова можно уверенно счетать
реалистичиским произведением. Да, в нем есть признаки класицизма
(единство места, времени и действия) и романтизма (культ личности, которая
протевопоставляется обществу) и всеже она обращенна к реальности и
отображает типичный характер эпохи через Фамусова и Чацкого. Это и
является главной идеей произведения.
Задание 4
Напишите сочинение «Куда же поедет Чацкий?»
Куда же поедет Чацкий?
Действие V
Явление 1
(Михайловское, кабинет Пушкина. Стол, кресло, топится печь. На столе
разбросаны листы рукописи. За сценой стук в дверь.)
Голос Чацкого
Где друг мой, Александр любезный?
Голос слуги
Искать его здесь бесполезно.
Он обещался через час,
Не ожидал он нынче вас.
Дождаться коль его хотите,
(Чацкий и слуга входят в кабинет)
Здесь, в кабинете посидите.
Малашка, ставь – ка самовар,
Стол приготовь для встречи бар.
(Слуга уходит)
Явление 2
Чацкий
Ну наконец – то я у друга,
Здесь проведу часы досуга.
От сплетен отдохну душою,
От лжи, навеянной Москвою.
(Подходит к окну, задумывается)
Какой покой, какая тишь,
За печкою скребется мышь,
А за окном метет метель,
Скрипит надломленная ель…
Но для бежавшего изгоя
И здесь на сердце нет покоя,
И здесь я остаюсь печален.
Унылой чередой
Проходят предо мной
Предательница Софья, Скалозуб, Молчалин.
(Подходит к столу, рассматривает рукописи, читает вслух)
«…Уверены ль мы в бедной жизни нашей?
Нас каждый день опала ожидает,
Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы…»
Да, мысль верна. Но, право слово,
Как это для России ново –
Такую мысль вслух произнести
И до читателя пытаться донести.
Голос Пушкина
Но где же он? Его и следа нет?
Голос слуги
Пожалуйте сюда. Прошел он в кабинет.
Явление 3
(Вбегает Пушкин)
Пушкин
Любезный тезка, друг сердечный!
Тебе я счастлив бесконечно!
Какими судьбами у нас?
Чацкий
Сейчас услышишь мой рассказ.
Скажи одно мне прежде слово:
Что я читал здесь?
Пушкин
«Годунова»
И как нашел?
Чацкий (с жаром)
Великолепен!
А как Бориса образ слеплен,
Показан у тебя он славно.
Он будет главный здесь герой?
Пушкин
Нет, братец, не спеши, постой,
Не Годунов герой здесь главный,
Народ – вот истинный герой!
Mais mon ami читал твое письмо.
Московские подробности все знаю.
Чем кончилось твое к ней сватовство?
На свадьбу звать приехал? Понимаю.
Чацкий
Скажу тебе: ужасен свет.
Любви в нем, право, места нет.
Оставим, Пушкин, тему эту,
Уехал я искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
И вот вступил на твой порог.
(Бросается в кресло, с горечью)
А завтра еду на Кавказ,
Сжигая за собой мосты,
И, может быть, в последний раз
Меня сегодня видишь ты.
Действие VI
Явление 1
(Полгода спустя. Пушкин сидит в кресле, задумавшись. Входит слуга, подает
письмо. Пушкин, улыбаясь, ломает печать на конверте)
Пушкин
От Грибоедова. Давненько не писал он с Кавказа.
(Читает вслух)
…А сейчас, Пушкин, скажу тебе грустную новость. Помнишь ли ты Чацкого?
Так вот, он нашел свою смерть в перестрелке с чеченцами. Его московская
история, о которой он мне как – то рассказал, столь трагична и поучительна,
что я начал писать пьесу…
(Занавес)