Автор: Ведерникова Ольга Владимировна
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: МБОУДО "ДДТ"
Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: Досуговая программа социально-педагогической направленности
Тема: "АРТ - КОД" Курс организаторов досуга для детей 14-16 лет
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Дом детского творчества»
Досуговая программа
социально-педагогической направленности
«АРТ - КОД»
(Курс организаторов досуга)
для детей 14-16 лет
Составитель - Ведерникова Ольга Владимировна
1
г. Сосновый Бор
Пояснительная записка
Взрослея, подростки пробуют разные виды деятельности, чтобы найти «свое» место в
социуме.
Часть
подростков
изначально
активна,
они
становятся
лидерами
в
своих
микроколлективах,
умеют
организовать
коллективное
творческое
дело,
у
кого-то
потенциал имеется, но не раскрыт ввиду объективных обстоятельств.
Программа «КОД» - курс организаторов досуга, предлагает вовлечь подростков
в
организацию досуговых программ. Главная идея программы - предоставить возможность
подростку
попробовать
себя
в
роли
«организатора»
(игровой
программы,
праздника,
конкурсной
программы,
выставки
и
т.д.),
Программа
рассчитана
на
желающих
реализовать
свои
организаторские
и
творческие
потребности
и
почувствовать
свою
значимость в организации содержательного досуга младших детей и своих сверстников во
время проведения досуговых программ в школьное время и в летний период.
Программа курса организаторов досуга является компилятивной и разработана на
основе программы «Школы педагогической ориентации» М.Г.Андреевой г. Ярославль, а
также
«Положения
о
школе
организаторов
досуга»
Центра
детства
и
юношества
г.
Ярославль, программы «Подготовки вожатых к работе в детском оздоровительном лагере»
Д.В.Мячиной г. Заречный, опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок.
Программа «КОД» рассчитана на учащихся
14-16 лет.
Группы формируются в
сентябре месяце, в каждой группе оптимальное количество участников 10 – 15 человек. В
течение календарного года теоретический и практический курс.
В процессе обучения реализуются виды деятельности: познавательная, практическая и
развивающая.
Практические
занятия
включают
в
себя
моделирование
досуговой
деятельности детского коллектива во внешкольное время, организацию и проведение
игровых
программ,
досуговых
мероприятий
с
детьми
с
учетом
их
возраста
и
особенностей, алгоритм деятельности каждой конкретной формы организации досуга.
Обучение
проводится
по
технологии
коллективного
творческого
дела,
которым
воспитанники овладеют по окончании курса.
Организаторы
досуга
становятся
лидерами
в
подростковой
среде,
авторитетами
и
положительно влияют на поведение детей и подростков, в том числе и девиантного.
Программа «АРТ-КОД» рассчитана на 216 часов (по 2 часа три дня в неделю) 1 год
обучения.
По итогам работы будет издан сборник сценариев игровых программ организаторов
досуга.
Цель:
Предоставление возможности работы подросткам в качестве педагога- организатора.
Задачи:
- развитие социальной и коммуникативной компетенций;
- формирование организаторских способностей;
- формирование основ педагогической культуры;
- формирование уважительного отношения к педагогическому труду;
- развитие интереса и потребности работы в детском коллективе.
Принципы программы:
- предоставление каждому подростку возможности работы на основе его знаний, опыта с
учетом его возрастных и личностных особенностей;
- опора на общественно
значимые и культурные ценности при проектировании и
осуществлении образовательной и воспитательной деятельности;
-
формирование
гуманных
и
толерантных
отношений
взаимодействия
и
совместной
деятельности;
- индивидуальный и дифференцированный подход к личности подростка.
2
Педагогические условия:
- включение детей в реальные социально значимые отношения.
-
стимулирование
проявления
детской
активности
и
инициативы,
в
том
числе
и
творческой.
- обеспечение условий для выбора детьми актуальной для них деятельности, уровня
самореализации.
- индивидуальный подход в работе с подростками и обучение их работе в команде.
- привлечение детей к передаче опыта друг другу.
Формы работы:
Анкетирование, тестирование;
Игровой метод;
Проектный метод;
Зачетные мероприятие.
Предполагаемые результаты обучения
по программе «КОД» (курс организаторов досуга)
В результате реализации программы у обучающихся должны быть сформированы
социально-личностные, нравственные, коммуникативные компетентности.
Должны знать:
Виды и типы игровых технологий;
Возрастные особенности детей младшего и среднего школьного возраста;
Методику коллективной творческой деятельности;
Приемы и методы реализации коллективного дела;
Должны уметь:
Самостоятельно работать с информацией, специальной литературой;
Планировать, организовывать и анализировать работу коллектива;
Планировать и анализировать свою деятельность;
Разрабатывать сценарии досуговых программ;
Работать в команде;
Нести ответственность за свою деятельность;
Работать с мультимедийным оборудованием;
Иметь навыки:
Быстрого вхождения в коллектив;
Практического владения методами сплочения детского коллектива;
Практического использования различных методов стимулирования;
Ориентации в непростых ситуациях.
Публично выступать, корректно отстаивать свою точку зрения;
Организовать
работу
творческой
группы
по
подготовке
и
проведению
мероприятий
различной направленности.
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
используются
следующие виды контроля:
1.
начальный контроль (сентябрь). В ходе дискуссии по теме: «Качества лидера»
определяются знания подростков по вопросу и умение публично выступать;
2.
текущий контроль (в течение всего учебного года). С помощью взаимозачета и
самоанализа
ребята
определяют
уровень
овладения
программой
и
координируют
дальнейшие действия по приобретению знаний, умений, навыков;
3.
промежуточный контроль (январь). Оцениваются ораторские и организаторские
знания и умения в ходе реализации практической деятельности (организация игр и других
массовых мероприятий);
3
4.
итоговый контроль (май). Взаимозачет в рамках защиты проектов
(мероприятий, праздников), которые были подготовлены и проведены в течении года
позволяет оценить знания, умения и навыки, приобретенные в ходе обучения по данной
программе, и проследить положительную динамику развития каждого обучающегося.
1.Вводное занятие 2 час.
Теоретическая часть 0,5 час.
Цели и задачи курса.
Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Практическая часть 1, 5 час.
Знакомство. Игра на знакомство.
Тестирование на организаторские и коммуникативные качества личности.
Тест на темперамент.
2.Законодательные акты по правам детей 1 час.
Теоретическая часть 1 час.
Конвенция о правах детей.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Программа «Дети России».
Трудовой кодекс РФ.
Правила внутреннего трудового распорядка.
Правила охраны труда и техники безопасности.
Правила пожарной безопасности.
Правила безопасности при угрозе террористических актов.
3.Основы педагогики. Теоретическая часть
Основы педагогики. Роль организатора, его функциональные обязанности.
Правила организаторской работы.
Организация труда
Возрастные особенности детей и подростков 1 час.
Теоретическая часть
Возрастные особенности детей и подростков.
Дифференцированный
подход
к
организации
досуговой
деятельности
детей
разного
возраста.
Способы мотивации детей к участию в досуговых программах.
Технологии организации (проведения) игровых программ
Теоретическая часть
Значение игровых программ. Виды и типы игр.
Технологии игровых программ.
Условия игры. Реквизит и материалы.
Алгоритм проведения игровых программ
Практическая часть
Методика организации игровых программ
- игры на знакомство
- интеллектуальные игры
- шоу-технологии
4
- игры-развлечения
- игры-шутки
- спортивные игры, эстафеты
-подвижные игры
- коллективные малые игры
- викторины
- игры-путешествия
Разработка сценария игровой программы
Технология проведения праздников, конкурсных программ
Теоретическая часть
Праздники, конкурсные программы, технологии их организации.
Виды конкурсных программ.
Алгоритм проведения праздников и конкурсных программ.
Способы активации внимания. Способы разделения на команды.
Виды поощрения. Реквизит и материалы.
Практическая часть
Методика организации праздников и конкурсных программ
- праздники красной даты календаря
- Игры с командами
- Игры со зрителями
- Алгоритм проведения праздников и конкурсных программ
- Разработка сценариев праздников и конкурсных программ
Практическая работа в детском коллективе
Подготовка игровой программы: обзор методической литературы,
Определение и выбор формы проведения игровой программы.
Защита творческого проекта
Проведение досуговых программ в детском коллективе
Зачетное мероприятие
Итоговое занятие
5