Напоминание

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Блахова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №5
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство формирования логического

мышления у детей старшего дошкольного возраста

Современный

дошкольник

не

бесстрастный

созерцатель

того,

что

происходит

вокруг,

он

действует,

решает

мыслительные

задачи,

делает

выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает их

причинно-следственные

связи,

а

затем

на

этой

основе

преобразует

мир.

Логическое

мышление

это

высшая

ступень

познания

человеком

действительности.

Благодаря

логическому

мышлению

человек

может

устанавливать закономерности между явлениями в природе и обществе

Старший

дошкольный

возраст

-

период

впитывания,

накопления

знаний.

Успешному

выполнению

этой

важной

жизненной

функции

благоприятствуют

характерные

особенности

детей

этого

возраста:

повышенная

восприимчивость

к

знаниям,

впечатлительность,

игровое

отношение

к

различным

видам

деятельности,

необычная

познавательная

активность,

повышенная

потребность

в

новых

впечатлениях,

тяга

к

умственному

напряжению.

Также,

заметно

проявляется

своеобразие

мышления и направления познавательной деятельности. Одни дети хорошо

умеют рассуждать, другие обращают на себя внимание сообразительностью в

практических вопросах; одним нравится разбираться с компьютером, другим

- иметь дело с растениями и птицами; одним легко удается обнаруживать

ошибки

и

неправильности,

другим

-

придумывать

что-нибудь

новое,

изобретать. Эти особенности существенно сказываются на познавательных

возможностях

детей

и

обуславливают

дальнейший

ход

общего

развития.

Таким образом, старший дошкольный возраст является важным периодом в

формировании логического мышления.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, они

более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, в

дальнейшем дети лучше будут осваивать программу школьного обучения. В

своей работе я большое внимание уделяю развитию логического мышления

детей.

Использывание различных дидактических игр, занимательных

упражнений в работе с детьми могут воздействовать на развитие умственных

способностей детей дошкольного возраста, в том числе и на

развитие логического мышления.

Педагогические задачи:

• Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу,

сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, обобщению,

умозаключениям;

• Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать

пространственное мышление;

• Развивать высшие психические функции, умение рассуждать,

доказывать;

• Воспитывать стремление к преодолению трудностей, воспитывать

уверенность в себе, желания прийти на помощь товарищу;

• Разработать систему работы по

использованию дидактических (обучающих) игр в развитии логического

мышления.

Логическое мышление дошкольников будет развиваться если :

- будет использоваться система специализированных

упражнений дидактических (обучающих) игр ;

- будут учитываться индивидуальные особенности детей, осуществляться

дифференцированный подход;

- совместная деятельность взрослого и детей будет проводиться в

игровой форме.

Основная целью педагогической деятельности - повышение уровня

мыслительных операций, умения рассуждать и доказывать, развитие

интеллектуальных возможностей детей старшего дошкольного возраста,

создание условий для максимального развития логического мышления

дошкольников, использование дидактических игр обучающего и

развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.

Ведущей педагогической идеей заключается в создании необходимых

условий для развития активного познания окружающего мира, логического

мышления старших дошкольников посредством использования в

образовательном процессе дидактических (обучающих) игр.

Дидактическая игра- ведущая форма обучающего воздействия на ребенка.

Не случайно дидактические игры заняли прочное место среди методов

обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой

деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные

задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной

игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт

ребенка, развить его умственные способности, умение сравнивать, обобщать,

классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои

суждения, делать умозаключения. Включая дидактическую игру в

педагогический процесс, важно помнить о доступности игры и

соответствии возрасту ребенка, ибо как легкая дидактическая задача,

заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у ребенка

интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

В дошкольной педагогике многообразие дидактических игр объединяется

в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным

материалом; настольно-печатные и словесные игры.

В старшем дошкольном возрасте у детей начинают появляться

элементы логического мышления, которые так важно развивать. И только

через игру можно ненавязчиво дать ребенку знания, развить мышление,

внимание, память. Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-

то знания, навыки и умения. Обучение через игру способствует

постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на

учебную. Дидактическая игра, увлекающая детей, не перегружает их ни

умственно, ни физически. Главное - это «заразить» ребенка игрой, не просто

разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять,

что, играя, можно многому научиться и многое узнать.

Именно дидактическая игра обучающего характера сближает новую

познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая

переход от игры к серьезной умственной деятельности. Вначале внимание и

интерес ребенка проявляется только к игре, а затем и к тому программному

материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждается

интерес к учебному материалу.

В работе с дошкольниками очень важно учитывать, что дети одного

календарного возраста могут иметь различный психологический возраст.

Кто-то из них раньше, кто-то чуть позже своих сверстников достигает

следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен

пройти все эти ступени развития. Если ребенок, легко и безошибочно

справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему

следует предложить дидактические игры и упражнения следующей группы

сложности. Однако, переводить ребенка к следующим игровым упражнениям

можно только в случае,если он «вырос» из предыдущих, т. е когда они для

него не составляют труда. Если же передержать ребенка на определенной

ступени или преждевременно дать более сложное задание,то интерес к

занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они

для них трудноваты, но выполнимы.

Важно помнить, что любые умения и навыки, вырабатываются в процессе

многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для

разных детей различно. Для того,чтобы ребенок не потерял интерес

к дидактической игре, каждое обучающее задание и упражнение должны

содержать несколько игровых и практических задач. Например, смастерить

волшебную гирлянду к празднику для малышей, построить чудо-мост для

гномов, проложить дорожки к сказочным героям для того, чтобы их спасти,

собрать бусы для царевны Несмеяны.

Используются множество дидактических игр и упражнений, которые

влияют на развитие логического мышления, творческих способностей детей

дошкольного возраста, развитие воображения, памяти, внимания,

нестандартного мышления. Это такие игры, как «Найди лишнюю

фигуру» «Чем отличаются картинки?», «Мастерская сказочных

ковров», «Кого не хватает?», «Рассели жильцов», «Головоломки», «Найди

место фигуре», «Дорисуй карман царскому платью», «Найди нужный

фрагмент» и многие другие.

Большой популярностью у детей пользуются задания на нахождение

пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск недостающей

детали или фигуры. Знакомство с такими заданиями необходимо начинать с

элементарных заданий на логическое мышление- цепочки закономерностей.

В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических

фигур, предлагать детям найти пропущенный элемент или продолжить ряд.

Задания постепенно усложняются - продолжи ряд, чередуя в определенной

последовательности квадраты,большие и маленькие круги желтого и

красного цвета. После того, как дети справились с заданиями такого уровня

сложности, предлагать выполнить упражнения, в которых необходимо

чередовать предметы, учитывая одновременно и цвет, и величину. Все успехи

и старания детей всегда надо поддерживать добрыми словами,

подбадриваниями и это является одним из важных факторов успеха в работе.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют в

совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной

деятельности дошкольников с целью закрепления знаний о геометрических

фигурах, развития творческого воображения,логического и нестандартного

мышления. Задания носят разный уровень сложности в зависимости от

уровня развития ребенка,например: составление изображения предмета из

геометрических фигур ; работа по образцу; работа по условию (собрать

фигуру марсианина,робота и т. д); работа по собственному замыслу. В

завершении работы дети анализируют свои фигуры, находят сходства и

различия, дают названия, имена и т. д. Для поддержания интереса детей по

необходимости меняю игровую задачу, с целью повышения интереса

предлагаю увлекательные сказочные сюжеты с любимыми героями

мультфильмов, стимулирую и поощряю стремление детей преодолевать

трудности, находить самостоятельно пути выхода из проблемных ситуаций,

организую ситуации, в которых воспитатель нуждается в помощи детей и

воспитанники с удвоенным старанием принимаются за работу.

Использывание различных дидактических (обучающих) игр в работе с

детьми дошкольного возраста, дети лучше усваивают программный

материал,правильно и с интересом выполняют различные

упражнения логического характера, кроме того, такие игры способствуют

развитию памяти,мышления,воображения,оказывая большое влияние на

умственное развитие дошкольников в целом.

У детей старшего дошкольного возраста следует активно тренировать

образное мышление посредством словесных дидактических игр, учить

решать задачки в уме. Развитию логики в способствуют игры в различные

настольные игры- шахматы, шашки, складывание пазлов и сложных

конструкторов из множества мелких деталей, сборные игрушки и

головоломки. Обращайте внимание детей на явления в окружающем мире и

учите устанавливать причинно-следственные связи, моделируя будущие

события. Например, обсуждайте, что будет, если в доме случится пожар.

Интересное задание для старших дошкольников игра в «Веселые клеточки»,

т. е рисование фигурок на листке в клеточку. Это также хорошая тренировка

руки к письму.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с приёмами

кодирования. Для этого используем кодовые карточки, на которых с помощью

символов обозначены свойства предметов. Карточки сгруппированы в

специальных блокнотах. Листы блокнота разрезаются на четыре части,

соответствующие таким свойствам блоков, как цвет, размер, форма и толщина.

В первой части блокнота в виде пятна красного, желтого или синего цвета

обозначается цвет рассматриваемого блока. Во второй части с помощью двух

изображений домиков показан размер блока (большой или маленький). В

третьей части блокнота в виде геометрических фигур (круг, квадрат,

треугольник и прямоугольник) обозначены формы блоков. И в четвертой

части показана толщина блока с помощью изображения тонкого или толстого

человечка. Используя эти коды можно придумать множество вариантов

закодированных фигур. Со временем кодировка усложняется,

Например: на карточке закодировано одно свойство, например круг. К

такому коду ребенок может подобрать блок любого цвета, размера и

толщины, но обязательно круглой формы.

Усложняем: на карточке закодированы два свойства. Например, ребенку

предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей

карточке. К такому коду он может подобрать блок любого цвета и формы, но

он должен быть маленьким и тонким.

Если дети справляются с такими заданиями, то на карточке закодированы

уже три свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства

которого закодированы на следующей карточке Он может подобрать блок

любой формы но он должен быть синим, маленьким и тонким.

Самым сложным является, если на карточке закодированы 4 свойства.

Ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на

карточке. Нужно подобрать блок синий,маленький, тонкий, треугольник.

С детьми 5-6 лет проводятся дидактические игры: «Найди, что

спрятано!», «Путешествие по групповой комнате.», «Напиши письмо

другу», игры с двумя и тремя обручами. Они развивают

такие психологические процессы, как память, внимание и мышление.

В подготовительной к школе группе знания детей о геометрических

фигурах расширяются и систематизируются. В процессе применения блоков

Дьенеша переходим на более высокую ступень декодирования, т. е

знакомлю детей с такой логической операцией,как отрицание свойств

предметов. У ребенка появляется большой выбор свойств предметов и

больше возможностей их варьирования. Сначала предлагаю определить

отрицание одного свойства, а затем это могут быть четыре свойства, что

зависит от уровня развития дошкольников. Подобные вариации вполне

доступны и интересны детям, они поднимают уровень их умственного

развития, повышают самооценку.

Одним из обязательных условий формирования познавательных

интересов ребенка, формирования логического мышления, развития

познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности

является наличие в группе уголка занимательной математики. В рамках

реализации этого условия в группах создаются уголки «Развивающие игры»,

в котором размещаются разнообразные занимательные материалы, с тем,

чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру.Это настольно- печатные

игры: «Геометрическая мозаика», игры для развития логического

мышления: «Логическая мозаика», «Парные картинки», «Сложи

узор», «Найди отличия» и другие. Регулярное использование системы

специальных дидактических игр, логических задач и заданий,

интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления,

способствует интеллектуальному развитию дошкольников, повышает

качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно

ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их

действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Дидактическая игра является основным средством формирования основ

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, ведь именно

через логическое мышление происходит интеллектуальное и эмоционально-

личностное развитие ребенка.

Важным моментом в развитии логического мышления у детей является

заинтересованность родителей. С помощью разных способов сотрудничества

необходимо

пополнить

знания

родителей

о

воспитании

детей

общедоступными научными сведениями.



В раздел образования