Автор: Антонова Галина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦВР "Подросток"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Организация образовательной деятельности с учащимися "группы риска" курсов "Контролёр-кассир"
Раздел: дополнительное образование
1
Сообщение на тему
Организация образовательной деятельности
с учащимися «группы риска» курсов «Контролер-кассир»
п.д.о. Г.И. Антонова
Изменение
социально-экономических
и
политических
условий
в
современном
обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого
поколения,
ухудшило
положение
детей
и
возможности
государства
по
их
жизнеобеспечению и развитию, привело к увеличению количества детей, лишенных
возможности
получить
необходимое
содержание,
воспитание
и
образование.
В
результате произошло отторжение значительной части детей из сферы внимания семьи и
общества в целом. В новых условиях наименее защищенной категорией оказывается
именно новое поколение. Данная ситуация способствует формированию личности, не
приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу
ценностей, норм и форм поведения.
Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной
программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически
здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта;
сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям;
научить находить свою социальную нишу.
У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушения
зрения
и
осанки,
заболевания
желудочно-кишечного
тракта.
Ввиду
этого
особенно
актуальным становится контроль здоровья и самочувствия учащихся, оптимизация их
режима труда и отдыха, валеологическое просвещение учащихся и их родителей.
В
вопросах
воспитания
значительное
место
занимает
приучение
учащихся
гигиенически
целесообразному
поведению.
В
работе
с
детьми
классными
руководителями
используются
различные
формы
санитарно-просветительного
воздействия: консультации, беседы индивидуальные и групповые.
Все
эти
негативные
факты,
несомненно,
оказывают
влияние
и
на
уровень
обученности учащихся. Дети, не получающие достаточного тепла, внимания, любви, а
постоянно
испытывающие
чувство
безнадежности,
незащищенности,
дискомфорта,
начинают хуже учиться, пропускать учебные занятия.
Базовый план работы с учащимися группы риска:
Общеорганизационные моменты
1.
Формирование
банка
данных
об
учащихся
(и
их
семьях),
имеющих
низкую
учебную мотивацию
2.
Определение
оптимального
количества
часов
школьного
компонента
по
предметам
3.
Проведение мероприятий по вопросу «Создание условий успешности обучения
учащихся данной категории».
4.
Организация
совместной
деятельности
школы
и
комиссии
по
делам
несовершеннолетних.
5.
Организация
системы
дополнительного
образования.
Вовлечение
учащихся
в
занятия кружков и секций.
6.
Организация досуга учащихся.
7.
Систематизация
работы
классных
руководителей
по
контролю
за
обучением
учащихся, имеющих низкую мотивацию.
2
Работа с педагогическими кадрами
1.
Контроль за посещаемостью учащимися уроков, мероприятий в рамках классно-
урочной и дополнительной системы образования.
2.
Индивидуальные
беседы
с
учащимися
и
их
родителями,
классными
руководителями
и
учителями
–
предметниками
по
выявлению
затруднений,
препятствующих усвоению учебного материала.
3.
Включить
в
анализ
по сещенных
уроков
вопро с
по
о р г а н и з а ц и и
дифференцированного подхода к обучению.
4.
Контроль за системой работы учителя по ведению тетрадей, их проверкой и
отработкой допущенных ошибок.
5.
Контроль
за
работой
классных
руководителей
и
учителей-предметников
с
дневниками
по
вопросу
своевременного
доведения
до
родителей
результатов
обучения.
6.
Организация малых педсоветов с цель. Выявления проблем неуспеваемости и
определения перспектив работы с ними.
7.
Отчёты классных руководителей о результатах деятельности, способствующей
организации обучения данной категории учащихся.
8.
Контроль за наполняемостью оценок и системой оценивания .
9.
Подготовка рекомендаций для учителей и классных руководителей по работе с
учащимися «группы риска».
10. Контроль за объемом домашних заданий с целью устранения перегрузки.
Работа с учащимися и их родителями
1.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями.
2.
Привлечение учащихся к участию в общешкольных мероприятиях.
3.
Организация досуга в рамках дополнительного образования.
4.
Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
5.
Создание комфортных условий на уроке и занятиях дополнительного образования.
6.
Проведение индивидуальных консультаций для учащихся и их родителей.
7.
Проведение занятий родительского всеобуча.
8.
Посещение родителями уроков и занятий дополнительного образования.
Сбор информации о ребенке из группы риска
кто его воспитывает,
каковы отношения в семье,
успеваемость,
посещаемость занятий,
досуг,
интересы и склонности,
с кем дружит,
как складываются отношения с учителями.
личностные качества, проявляющиеся в поведении и деятельности.
Особенности работы на определенном возрастном этапе
1. «Трудный»: средний школьный возраст
Подчеркивать
взрослость
подростка,
его
ответственность
за
себя
и
свою
деятельность.
Учить различать истинную и ложную красоту человека.
Воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку
3
Формировать
коллективизм
и
предупреждать
эгоистичность,
формируя
адекватную самооценку.
Помочь подобрать ребенку интересное дело.
Создать ситуацию успеха в учебном процессе.
2. «Трудный»: старший школьный возраст
Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность,
направленная на самопознание и самоопределение.
Формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение
к труду, достижение личных и общественных целей.
Высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера
в силы подростка.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Метод, помогающий собрать сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях,
мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают: открытые (свободный ответ
формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
БЕСЕДА
Стандартизированная (заранее сформулированные вопросы задаются в определенной
последовательности). Свободная (позволяет изменять вопросы с целью получения более
точных, развернутых сведений; использование открытых вопросов).
При проведении беседы необходимо соблюдать следующие правила:
1.
Необходимо
настроиться
на
слушание:
на
время
забыть
о
своих
проблемах,
освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых
установок и предубеждений относительно этого ученика. Только в этом случае Вы
можете почувствовать то, что чувствует Ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.
2. Своей реакцией на слова ребенка Вы должны в точности отразить переживание,
чувство,
эмоцию,
стоящие
за
его
высказыванием,
но
сделать
это
так,
чтобы
продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и
принято Вами.
3. Необходимо держать паузу. После Вашего ответа ребенку необходимо помолчать.
Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными
соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того,
чтобы разобраться в своем переживании.
4. В тех случаях, когда ребенок возбужден, когда беседа складывается таким образом,
что, переполненный чувствами, он говорит, «не закрывая рта», или же ему просто
свойственно так разговаривать, а Ваша беседа носит уже достаточно доверительный
характер,
вовсе
необязательно
отвечать
развернутыми
фразами.
Достаточно
просто
поддерживать ребенка междометиями, короткими фразами типа: «Да-да», «Угу», кивать
головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).
ТЕСТ-ПРОВЕРКА
Система
заданий,
позволяющих
измерить
уровень
развития
определенного
психологического качества (свойства) личности.
Виды тестов:
тесты интеллекта, способностей, личностные и т.д.
проективные методики - получение данных на основе анализа действий испытуемого с
материалом (методика незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого либо
события, разыгрывание ситуации и т.д.).
4
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
выявление отношения к делам, проводимым в классе, интересов и ожиданий ребенка от
его жизнедеятельности с помощью изобразительных средств, образных художественных
форм, специальных знаков охарактеризовать свой класс, его достоинства, недостатки,
достижения посмотреть, может ли ребенок дать себе правильную самооценку и т.д.
НАБЛЮДЕНИЕ
Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии
личностных особенностей ребенка с целью изучения их изменений в определенных
условиях.
Вести непрерывное наблюдение в следующих сферах:
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к труду, профессиональная ориентация
Поведение и поступки
ОЧЕНЬ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ:
Нарушения
и
несформированность
эмоционально-волевой
сферы
-
одна
из
самых
актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми обучающих программ. В
обучении детей «группы риска» эта проблема приобретает приоритетное значение, так
как
несформированность
эмоциональной
сферы,
влекущая
за
собой
проблемы
саморегуляции,
препятствует
успешному
освоению
знаний
и
получению
учебных
навыков. Девиантное поведение (отклоняющееся от действующих социальных норм),
определяемое системой поступков или отдельным поступком чаще всего выражается в
противоречащих
принятым
в
обществе
нормам.
Это
проявляется
в
виде
несбалансированности психических процессов самоактуализации или же отклонения от
нравственного
или
эстетического
контроля
над
собственным
поведением.
Поэтому
основной
целью
работы
педагога-психолога
является
гармонизация
и
развитие
эмоциональной сферы детей, имеющих те или иные нарушения здоровья, поведения,
социальной
адаптации.
Нередко
у
детей
появляются
несобранность,
излишняя
активность или напротив, замкнутость, робость, часто агрессивность и плаксивость.
Уравновешенный, казалось бы, радостный ребёнок вдруг становится беспокойным и
вследствие этого конфликтным. Всё это признаки внутреннего психоэмоционального
напряжения, следствие какой-то проблемы, которая до конца ещё не понятна. Поэтому
очень
важно
научить
ребёнка
помогать
самому
себе,
т.е.
обучить
методам
саморегуляции.
Так
же
одной
из
задач
педагога
является
снятие
у
детей
психологических
зажимов,
«раскрепостить
зажатые
эмоции»
или
«укротить
расторможенные». Важно познакомить детей с эмоциями: как показывает практика, дети
не осознают ни свои, ни чужие эмоции; если их спросить, какие эмоции они знают, то
чаще отвечают: радость, грусть, страх; а сколько их ещё на самом деле существует! –
дети
либо
не
осознают
их,
либо
не
испытывали.
Так
же
необходимо
научить
распознавать свои и чужие эмоции, выражать и правильно управлять своими эмоциями.
Всё это, безусловно, влияет на развитие и коррекцию эмоциональной сферы учащегося -
формирование
саморегуляции
как
одной
из
основных
составляющих
личностной
успешности.