Напоминание

Организация ученического самоуправления в условиях внедрения ФГОС НОО


Автор: Полонская Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Школа № 35
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Организация ученического самоуправления в условиях внедрения ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Организация ученического самоуправления в начальной школе

в условиях внедрения ФГОС НОО

Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности

своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам

коллективной работы, без развития их творческих инициатив.

Детское самоуправление является одним из видов деятельности школьников. Отвечая

за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организуют остальных на

выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют,

поддерживают и проверяют друг друга. Эту деятельность мы называем организаторской.

Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый

ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные

нравственные качества и черты характера. Когда одноклассник выступает с критикой,

смело и открыто указывая на недостатки, он развивает в себе принципиальность, умение

объективно оценить поступки. Наравне с этим наблюдается и постоянно растущая

требовательность к себе.

Считаю, что невозможно решать проблемы воспитания только лишь путем

разъяснений и бесед: никакие книги, уговоры, нравоучения не заменят ребенку его

непосредственного жизненного опыта, личного участия в обещественно-полезной

деятельности. Действительно, ведь основной смысл воспитательной работы состоит не в

бесплодных ежедневных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций,

в которых будут проявляться лучшие черты личности.

Не следует думать, что положительные качества будут воспитываться у детей

стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в коллективе ученическое самоуправление.

Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим

самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты совершенно

противоположные ожидаемым: зазанайство, высокомерие. Следует постоянно держать

руку на пульсе. Причины могут быть различными: неправильное осуществление

выборности, когда одни и те же ученики выполняют обязанности в течение года,

отсутствие объективности в оценивании, отсутствие отчетности перед другими детьми. Но

главной будет ослабление или полное отсутствие пед.руководства над данным процессом.

Поэтому важнейшим условием достижения положительных воспитательных результатов

при введении ученического самоуправления, является умелое педагогическое руководство

над деятельностью учащихся.

В 1 классе этот процесс начинается с распределения конкретных обязанностей

между отдельными учениками. На данном этапе надо приучить детей к основным

обязанностям, к соблюдению основных правил поведения в школе, в классе;

закладывается фундамент классного коллектива. Все начинается с выполнения

простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе используется памятка для

дежурного, в которой прописывается, что он должен делать. К середине 1 класса вводятся

должности: помощник учителя, цветовод, игровик и др. Обязанности каждого также

прописываются в памятках. Дети проводят игры, раздают тетради, протирают листья

цветов, проверяют внешний вид и т.д. Все это они делают по прямым поручениям

учителя. Каждую неделю ребята меняются. В 1 классе никаких постоянных обязанностей

за одними и теми же учениками закреплять не рекомендуется. Стоит обратить внимание на

то, что в течение года необходимо вести учет, кому и какое поручение было дано, сколько

раз, чтобы каждый ребенок попробовал себя в разных ипостасях.

В начале 2 класса проходят выборы президента класса и разделение ребят на

группы. Предварительно обсуждается, какими качествами должен обладать этот человек,

какие у него могут быть права и обязанности. Проводится аналогия с действующим

президентом страны. В анкетных листах дети отвечают на 2 вопроса:

1.

Кого бы ты хотел видеть президентом класса?

2.

С кем из ребят ты бы хотел быть в 1 группе?

Ребенок, набравший наиболшее количество голосов, объявляется президентом. Он

произносит клятву, как и президент страны, но только руку кладет не на Конституцию

страны, а на учебники. Дети, набравшие меньшее количество голосов, провозглашаются

министрами: образования, печати, спорта, здравоохранения, труда, культуры. По сути, эти

ребята берут на себя часть обязанностей учителя: контроль за внешним видом,

поведением, дежурством и т.д. Сразу обговариваются и вывешиваются в классном уголке

их права и обязанности. Помимо этого, весь класс делится на 4-5 групп по интересам. В

каждой группе может оказаться и президент, и любой из министров.

С этого момента каждый ребенок в группе имеет свой рейтинговый лист. В нем

отражаются следующие параметры: активность на уроке, поведение на уроке, на

перемене, ведение дневника, внешний вид, чит.дневник, сам.работа, контрольная работа,

олимпиада, конкурсы, словарный диктант. Ежедневно каждый ученик получает баллы за

данные параметры, внося их в копилку общих баллов группы. Баллы каждого

фиксируются в рейтинге групп. Еженедельно определяется группа-победитель по сумме

набранных баллов. Ежедневно на утренней десятиминутке называются имена учеников,

набравших в своих группах наибольшее количество баллов. Рейтинговые листы в течение

недели заполняют командиры групп, но, в начале 2 класса эту роль выполняет учитель,

постепенно обучая этому министров. Члены групп изучают свои листы, советуют друг

другу, над чем и как можно поработать, чтобы набрать большее количество баллов. Это

делает работу актива гласной, ставит детей под самоконтроль и контроль товарищей,

повышает ответственность за выполнение поручений.

Отдельно хочется сказать о роли командиров групп. Ежедневно в понедельник

группа решает, кто на этой неделе будет командиром группы. Это мнение обязательно

обосновывается членами группы. Президент и министры в любое время могут вмешаться

и настоять на смене командира, если будут веские на то причины. Такая ситуация была

лишь однажды. Президент настоял на смене двух командиров т.к. один ежедневно получал

замечания на уроках, а второй пришел без выполненного домашнего задания в течение 2

дней. Министры поддержали. Но эта ситуация заставила задуматься всех. Все поняли, что

командир группы – огромная ответственность и за себя, и за всю группу.

Очень интересно наблюдать, как проходит заполнение рейтинговых листов

командирами. Это проходит в присутствии всех членов группы. Они высказывают свое

мнение, если не согласны с мнением того, кого оценивают, рассказывают о своих

наблюдениях. Это проходит на продленке и занимает 15-20 минут. В конце дня один из

министров подсчитывает общее количество баллов каждого ученика. Данные вносятся в

рейтинговый лист группы и находятся в зоне видимости каждого (в классном уголке). По

таблице видно, что победителем дня может стать любой ученик: и успешный в учебе, и

слабый ученик, но активно проявляющий себя в школьных конкурсах, не нарушающий

дисциплину и т.д. Таким образом, создается ситуация успеха для каждого ученика.

Один раз в месяц проводятся заседания кабинета министров, где планируется

работа на ближайшее время, министерство отчитывается о своей работе, анализируются

плюсы и минусы.

Раз в четверть проводятся дни самоуправления. Дети готовятся к ним заранее:

печатается объявление, дети подбирают материал к урокам по темам, которые озвучивает

учитель. На основе этого совместно разрабатываются уроки, учитель готовит конспекты,

презентации к урокам, проводит репетции. В день самоуправления органиторскую роль

учителя осуществляет президент (ведет в столовую, отмечает отсутствующих и т.д.).

Уроки проводят президент и министры. Но учитель рядом: всегда готов помочь,

подсказать, показать, протянуть руку помощи, если необходимо. Все это, естественно,

занимает много времени, но восторг в глазах детей этого стоит. Они становятся более

ответственными, серьезными, активными.

В начальной школе самоуправление осуществляет внутреннюю функцию. Она

состоит в руководстве и управлении силами учащихся жизнью классного коллектива,

различными видами его деятельности.

С 4-5 класса самоуправление все больше начинает выполнять свою внешнюю

функцию – включение класса в общешкольную жизнь. Внешняя функция классного

самоуправления состоит в установлении связей данного коллектива с другими

первичными коллективами школы. С переходом в 5 класс, самоуправление набирает

определенную зрелость.

Считаю, что основная задача учителя при организации самоуправления в начальной

школе – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач,

учились видеть влияние отношений на результат общего дела. Опыт подсказывает, что

включение детей в коллективную творческую деятельность активизирует их, что

выражается в самостоятельности суждений, помогает глубже осознавать предъявляемые к

ним требования, развивает стремление самому объективно оценивать свои действия и

поступки, и тем самым, укреплять отношения между членами коллектива.

Для учителя самоуправление, конечно, это кропотливая сложнейшая работа т.к.

ежедневно ты учишь детей объективно оценивать себя и других, с уважением

выслушивать мнение товарищей, хоть и не всегда приятное, сочетать собственные

интересы с интересами коллектива. Деятельность ученического самоуправления – это не

только отдельные дела и мероприятия, но и психологический и моральный климат в

классе.



В раздел образования