Напоминание

Проблема создания психологического климата в педагогическом коллективе


Автор: Чужинова Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Проблема создания психологического климата в педагогическом коллективе
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Выступление на педсовете

Учитель Чужинова В. Л.

«… Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не

соединены в коллектив и коллектив не имеет точного подхода к ребенку ,

там и не может быть никакого воспитательного процесса.»

А. С. Макаренко.

Психологический климат коллектива педагогов прежде всего проявляется в

настроении его членов и показывает их работоспособность, психическое и

физическое

самочувствие.

Социально-психологические

исследования,

посвященные

изучению

научных

коллективов,

свидетельствуют,

что

лица,

занимающие благоприятное положение, работают производительнее других,

относительно реже становятся жертвами несчастных случаев, относительно

реже болеют, совершают меньше дисциплинарных нарушений. Это в равной

степени относится и к педагогическим коллективам.

В конечном итоге настроение учителей определяется всегда особенностями

руководства

данной

школы.

Возможности

руководителей

школы

в

управлении

эмоциональной

атмосферой

учительского

коллектива

очень

велики.

Одной

из

главных

социально

психологических

функций

директора

является сплочение учительского коллектива.

Сплоченность коллектива способствует повышению его воспитательных

возможностей,

сокращению

текучести

кадров.

Сплоченный

коллектив

устойчивый, способный противостоять действию внешних и внутренних сил,

направленных на ослабление или разрушение связей между членами.

Психологический климат педагогического коллектива зависит от отсутствия

или наличия в нем творческой атмосферы. Творческий рост учителя может

отвечать

требованиям

сегодняшнего

дня

лишь

при

условии,

если

в

его

основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающих из

стремления

личности

к

самосовершенствованию.

Творческая

атмосфера

определяется стилем руководства. Поэтому главная функция руководителей

школы

должна

заключаться

в

создании

в

коллективе

такой

атмосферы,

которая

побуждает

каждого

работника

неустанно

повышать

свой

теоретический уровень и педагогическое мастерство.

Современные исследования показывают, что еще климат коллектива во

многом определяется взаимодействием опытных и молодых специалистов.

Одним из существенных моментов является в данном случае поддержка,

оказываемая людям молодым и способным. В коллективах, состоящих из

таких людей, стремящихся к большей самостоятельности – это освобождает

значительные ресурсы коллективной энергии и направляет их на творческие

поиски.

Формирование коллектива взрослых людей имеет свои трудности. Прежде

всего

члены

педагогического

коллектива

это

взрослые

люди

с

уже

сложившейся системой ценностей и норм, установок и стереотипов, оценок и

самооценок, к сожалению, не всегда адекватных их возможностям.

В детском коллективе психологический климат во многом определяется

линией

поведения

педагога,

т.

е.

того,

кто

стоит

над

коллективом.

Во

взрослом

коллективе

психологический

климат

определяют

и

линия

поведения руководства, и усилия всех членов коллектива. А все они, в том

числе и руководитель, работают внутри коллектива. Поэтому рефлексивные

качества педагогов (т. е. способность увидеть со стороны ситуацию и в ней

себя) здесь играют особо важную роль.

Наличие

эмоционального

благополучия

одно

из

условий

хорошего

психологического климата. Каждый человек в любом возрасте нуждается в

сочувствии,

признании,

взаимопонимании.

Все

осознают

необходимость

эмоционального благополучия для себя, но не все связывают его с общим

психологическим

климатом

всего

коллектива,

не

всегда

понимают

необходимость эмоционального благополучия для всех.

Здесь могут быть различные варианты внутренних установок:

«Хочу эмоционального благополучия, не взирая на других, любой ценой,

хотя бы и за счет других…»

В общении, как и в других сферах жизни, выделяются «потребители»,

ориентированные на себя, и «организаторы климата», ориентированные на

других,

те,

которые

являются

эмоциональным

центром,

«катализатором»

общения.

Существует

несколько

позиций

педагогов,

наиболее

встречающихся

в

жизни,

которые

мешают

установлению

здорового

психологического

климата.

1.

«Имитатор».

Такой

педагог

любое

свое

проявление

проводит

как

«явление»

сверхзанятой

личности.

Он,

как

правило,

очень

ревностно

следит за количеством одобрением в адрес других педагогов. И если его

имитация кем-то не принимается за деятельность, то пойдет на любой

конфликт.

2.

«Общественный деятель». Педагоги этого плана предпочитают занимать

различные общественные должности без учета своих возможностей. Это

отвлекает

их

от

работы

с

детьми,

но

позволяет

себя

чувствовать

«жертвой чувства долга».

3.

«Генератор

саморекламы».

Педагогов,

реализующих

эту

позицию

в

коллективе,

прежде

всего

беспокоит

собственный

престиж.

Они

афишируют

любое

дело,

в

котором

участвуют.

Такие

люди

часто

становятся центром конфликтов и даже их инициатором.

4.

«Патриарх».

Эту

позицию

часто

занимают

опытные

педагоги.

С

удовольствием стремятся поучать новичков, более молодых.

5.

«Прима».

Педагог

с

такой

позицией

обладает

реальными

данными,

благодаря которым может вызывать уважение. Однако он претендует на

то, чтобы быть единственной «звездой».

Список использованной литературы

Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики,

терапии. - СПб.: Речь, 2004. - 166с.

Амелин

В.Я.

и

др.

Психология

и

педагогика

профессиональной

деятельности: Курс лекций. -Ч.1. -М.: Изд-во МПИ ФСБ РФ, 2003. -312 с.

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.:

Просвещение, 1989. - 150 c.

Бойко

В.В.,

Ковалев

А.Г.,

Панферов

В.Н.,

Социально-психологический

климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 2000. - 286 c.

Ворожейкин И. Е, Кибанов А. Я, Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник,

2007 - 240с.

Васильева Т. Н, Габдреева Г.Ш, Прохоров О.А, Психология состояний.

Хрестоматия. 2004. - 608 с.

Вичев В.В., Мораль и социальная психика. - М.: 2002. - 327 с.

Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: 2001. - 411 с.

Габдреев

Р.В.

Психологическая

концепция

управленческих

решений:

Психологический журнал. - 1999. - 25 с.

Донцов

А.И.

Психология

коллектива.

Методологические

проблемы

исследования - М.: Маркетинг, 1994. - 160c.

Десслер Г. Управление персоналом. - М.: 2003. - 108 с.

Дружинин В.Н. Психология : Учебник для гуманитарных вузов. - СПб. :

Питер, 2006. - 656с.

Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов, 2003- 336 с.

Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов : Гриф

Мин.образ.РФ. / М.И. Еникеев .-- М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2002 .-- 624 с.

Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 464 c.

Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.: 2002. - 189 с.

Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. -Н.Новгород:

ВМИ ФПС России, 2002. - 43 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента. 2005, учебное пособие. 154 с.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб.

пособие - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 300 c.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология. - М.: 2001. - 84 с.

Крюгер Ф. Психология эмоций. - М.: 1984. - 105 с.

Куницына,

В.Н.

. Межличностное

общение:

Учебник

для

вузов.

/

В.Н.

Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша .-- СПб. : Питер, 2001 .-- 544 с. :

ил. -- (Серия "Учебник нового века") .

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1984. - 210с.

Майерс Д. Психология. - Мн.: ООО «Поппури», 2001. - 848с.

Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник / А.Г. Маклаков .-- СПб. :

Питер, 2002 .-- 592с. : ил. -- (Серия "Учебник нового века")

Машков В.Н. Психология управления - СПб., издательство Михайлова В.А.,

2000. - 300 c.

Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото .-- СПб. : прайм-

ЕВРОЗНАК, 2002 .-- 416 с. -- (Психологическая энциклопедия) .

Михайлов Ф.М. Управление персоналом: классические концепции и новые

подходы. - Казань: 2004. - 640 с.

Морозов, А.В. Деловая психология: учебник : Гриф. / А.В. Морозов .-- СПб.

: Союз, 2002 .-- 576 с.

Немов

Р.С.

Психология.

В

3-х

кн.

Кн.1.

-

М.:

ООО

«Гуманитарный

издательский центр ВЛАДОС», 2008. - 687с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив - М.: Дело, 2002. - 300

c.

Почебут

Л.Г.,

Чикер

В.А.

Организационная

социальная

психология

:

Учебное пособие. - СПб. : Изд-во «Речь», 2002.-298с.

Практикум по психологии состояний : Учебное пособие / Под ред. А.О.

Прохорова. - СПб. : Речь, 2004. - 480с.

Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний

личности. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176с.

Психические состояния. Сост. и общая редакция П.В. Куликова. - СПб.:

Питер, 2001. - 512с.



В раздел образования