Автор: Чужинова Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Проблема создания психологического климата в педагогическом коллективе
Раздел: начальное образование
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Выступление на педсовете
Учитель Чужинова В. Л.
«… Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не
соединены в коллектив и коллектив не имеет точного подхода к ребенку ,
там и не может быть никакого воспитательного процесса.»
А. С. Макаренко.
Психологический климат коллектива педагогов прежде всего проявляется в
настроении его членов и показывает их работоспособность, психическое и
физическое
самочувствие.
Социально-психологические
исследования,
посвященные
изучению
научных
коллективов,
свидетельствуют,
что
лица,
занимающие благоприятное положение, работают производительнее других,
относительно реже становятся жертвами несчастных случаев, относительно
реже болеют, совершают меньше дисциплинарных нарушений. Это в равной
степени относится и к педагогическим коллективам.
В конечном итоге настроение учителей определяется всегда особенностями
руководства
данной
школы.
Возможности
руководителей
школы
в
управлении
эмоциональной
атмосферой
учительского
коллектива
очень
велики.
Одной
из
главных
социально
–
психологических
функций
директора
является сплочение учительского коллектива.
Сплоченность коллектива способствует повышению его воспитательных
возможностей,
сокращению
текучести
кадров.
Сплоченный
коллектив
устойчивый, способный противостоять действию внешних и внутренних сил,
направленных на ослабление или разрушение связей между членами.
Психологический климат педагогического коллектива зависит от отсутствия
или наличия в нем творческой атмосферы. Творческий рост учителя может
отвечать
требованиям
сегодняшнего
дня
лишь
при
условии,
если
в
его
основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающих из
стремления
личности
к
самосовершенствованию.
Творческая
атмосфера
определяется стилем руководства. Поэтому главная функция руководителей
школы
должна
заключаться
в
создании
в
коллективе
такой
атмосферы,
которая
побуждает
каждого
работника
неустанно
повышать
свой
теоретический уровень и педагогическое мастерство.
Современные исследования показывают, что еще климат коллектива во
многом определяется взаимодействием опытных и молодых специалистов.
Одним из существенных моментов является в данном случае поддержка,
оказываемая людям молодым и способным. В коллективах, состоящих из
таких людей, стремящихся к большей самостоятельности – это освобождает
значительные ресурсы коллективной энергии и направляет их на творческие
поиски.
Формирование коллектива взрослых людей имеет свои трудности. Прежде
всего
члены
педагогического
коллектива
–
это
взрослые
люди
с
уже
сложившейся системой ценностей и норм, установок и стереотипов, оценок и
самооценок, к сожалению, не всегда адекватных их возможностям.
В детском коллективе психологический климат во многом определяется
линией
поведения
педагога,
т.
е.
того,
кто
стоит
над
коллективом.
Во
взрослом
коллективе
психологический
климат
определяют
и
линия
поведения руководства, и усилия всех членов коллектива. А все они, в том
числе и руководитель, работают внутри коллектива. Поэтому рефлексивные
качества педагогов (т. е. способность увидеть со стороны ситуацию и в ней
себя) здесь играют особо важную роль.
Наличие
эмоционального
благополучия
–
одно
из
условий
хорошего
психологического климата. Каждый человек в любом возрасте нуждается в
сочувствии,
признании,
взаимопонимании.
Все
осознают
необходимость
эмоционального благополучия для себя, но не все связывают его с общим
психологическим
климатом
всего
коллектива,
не
всегда
понимают
необходимость эмоционального благополучия для всех.
Здесь могут быть различные варианты внутренних установок:
«Хочу эмоционального благополучия, не взирая на других, любой ценой,
хотя бы и за счет других…»
В общении, как и в других сферах жизни, выделяются «потребители»,
ориентированные на себя, и «организаторы климата», ориентированные на
других,
те,
которые
являются
эмоциональным
центром,
«катализатором»
общения.
Существует
несколько
позиций
педагогов,
наиболее
встречающихся
в
жизни,
которые
мешают
установлению
здорового
психологического
климата.
1.
«Имитатор».
Такой
педагог
любое
свое
проявление
проводит
как
«явление»
сверхзанятой
личности.
Он,
как
правило,
очень
ревностно
следит за количеством одобрением в адрес других педагогов. И если его
имитация кем-то не принимается за деятельность, то пойдет на любой
конфликт.
2.
«Общественный деятель». Педагоги этого плана предпочитают занимать
различные общественные должности без учета своих возможностей. Это
отвлекает
их
от
работы
с
детьми,
но
позволяет
себя
чувствовать
«жертвой чувства долга».
3.
«Генератор
саморекламы».
Педагогов,
реализующих
эту
позицию
в
коллективе,
прежде
всего
беспокоит
собственный
престиж.
Они
афишируют
любое
дело,
в
котором
участвуют.
Такие
люди
часто
становятся центром конфликтов и даже их инициатором.
4.
«Патриарх».
Эту
позицию
часто
занимают
опытные
педагоги.
С
удовольствием стремятся поучать новичков, более молодых.
5.
«Прима».
Педагог
с
такой
позицией
обладает
реальными
данными,
благодаря которым может вызывать уважение. Однако он претендует на
то, чтобы быть единственной «звездой».
Список использованной литературы
Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики,
терапии. - СПб.: Речь, 2004. - 166с.
Амелин
В.Я.
и
др.
Психология
и
педагогика
профессиональной
деятельности: Курс лекций. -Ч.1. -М.: Изд-во МПИ ФСБ РФ, 2003. -312 с.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.:
Просвещение, 1989. - 150 c.
Бойко
В.В.,
Ковалев
А.Г.,
Панферов
В.Н.,
Социально-психологический
климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 2000. - 286 c.
Ворожейкин И. Е, Кибанов А. Я, Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник,
2007 - 240с.
Васильева Т. Н, Габдреева Г.Ш, Прохоров О.А, Психология состояний.
Хрестоматия. 2004. - 608 с.
Вичев В.В., Мораль и социальная психика. - М.: 2002. - 327 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: 2001. - 411 с.
Габдреев
Р.В.
Психологическая
концепция
управленческих
решений:
Психологический журнал. - 1999. - 25 с.
Донцов
А.И.
Психология
коллектива.
Методологические
проблемы
исследования - М.: Маркетинг, 1994. - 160c.
Десслер Г. Управление персоналом. - М.: 2003. - 108 с.
Дружинин В.Н. Психология : Учебник для гуманитарных вузов. - СПб. :
Питер, 2006. - 656с.
Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов, 2003- 336 с.
Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов : Гриф
Мин.образ.РФ. / М.И. Еникеев .-- М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2002 .-- 624 с.
Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 464 c.
Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.: 2002. - 189 с.
Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. -Н.Новгород:
ВМИ ФПС России, 2002. - 43 с.
Карпов А.В. Психология менеджмента. 2005, учебное пособие. 154 с.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб.
пособие - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 300 c.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология. - М.: 2001. - 84 с.
Крюгер Ф. Психология эмоций. - М.: 1984. - 105 с.
Куницына,
В.Н.
. Межличностное
общение:
Учебник
для
вузов.
/
В.Н.
Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша .-- СПб. : Питер, 2001 .-- 544 с. :
ил. -- (Серия "Учебник нового века") .
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1984. - 210с.
Майерс Д. Психология. - Мн.: ООО «Поппури», 2001. - 848с.
Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник / А.Г. Маклаков .-- СПб. :
Питер, 2002 .-- 592с. : ил. -- (Серия "Учебник нового века")
Машков В.Н. Психология управления - СПб., издательство Михайлова В.А.,
2000. - 300 c.
Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото .-- СПб. : прайм-
ЕВРОЗНАК, 2002 .-- 416 с. -- (Психологическая энциклопедия) .
Михайлов Ф.М. Управление персоналом: классические концепции и новые
подходы. - Казань: 2004. - 640 с.
Морозов, А.В. Деловая психология: учебник : Гриф. / А.В. Морозов .-- СПб.
: Союз, 2002 .-- 576 с.
Немов
Р.С.
Психология.
В
3-х
кн.
Кн.1.
-
М.:
ООО
«Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 2008. - 687с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив - М.: Дело, 2002. - 300
c.
Почебут
Л.Г.,
Чикер
В.А.
Организационная
социальная
психология
:
Учебное пособие. - СПб. : Изд-во «Речь», 2002.-298с.
Практикум по психологии состояний : Учебное пособие / Под ред. А.О.
Прохорова. - СПб. : Речь, 2004. - 480с.
Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний
личности. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176с.
Психические состояния. Сост. и общая редакция П.В. Куликова. - СПб.:
Питер, 2001. - 512с.