Автор: Чужинова Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№52 г. Липецка
Д О К Л А Д
Проблема адаптации первоклассников в школе
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимгазия №1»г. Липецка
Чужинова В. Л.
2019г.
Актуальность задачи адаптации
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь
ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает
чрезвычайные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным
стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все
дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или
удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывает тревогу,
растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми,
крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках,
даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие
очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к
ним обращаются с вопросом, при малейшей неудачи, замечании плачут.
У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам,
играм, книгам для очень маленьких детей.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается
сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться
температура, обостряться хронические заболевания.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными
отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.
Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация
может проходит по-разному.
Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение двух-трех
месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени
для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого
полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу
соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со
сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются,
плачут). У этих детей могут быть трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным
трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и
длительной (до одного года) адаптации. Они отличаются негативными
формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием
учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе
изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в
дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным
последствиям для них, вплоть до невозможности получить полноценное
образование и найти свое место в жизни.
Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к
ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у
одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих
растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от
индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него
предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе
1. Неготовность ребенка к обучению.
Доказано, что у детей не готовых к систематическому обучению, труднее и
длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у таких
детей проявляются различные трудности обучения; среди них больше
неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них
в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.
2. Нарушения в состоянии здоровья.
Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические
заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются
одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной
работоспособности.
3. Характер семейного воспитания.
Если в семье родителей отделяет стена отвержения, безразличия, это не
способствует успешной адаптации к школе, а создает определенные
трудности.
4. Раннее начало систематического обучения.
5. Жесткость требований педагогов и родителей.
6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.
7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.
8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.
Большинство детей ежедневно недосыпают 1-1,5 часа, многие недостаточно
гуляют (1-1,5 часа, вместо трех), по 2-3 часа, а то и более проводят у
телевизора.
Условия успешности адаптации первоклассника
1. Одним из главных условий успешности адаптации – это создание
положительного микроклимата. «Дети – активные существа… А если это так,
то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит
пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая
организовывает и направляет их деятельность» (Ш. А. Амонашвили).
Задача учителя – поддерживать дружбу у ребят по интересам, формировать
эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это
доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших
товарищей.
Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди
одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому
ребенку очень хочется завоевать авторитет и доверие товарищей.
Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со
сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают его
адаптацию к школе. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к
нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок
страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к
нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок
поведения ученика и его школьных успехов.
2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка.
Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к
неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной
нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению
работоспособности, резко выраженной утомляемости.
3. Дифференцированное обучение.
Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и
образовании – это организация учебной деятельности школьников, при
которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов
образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым
ребенком».
4. Создание условий для полноценного отдыха.
К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в
разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха
и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители
и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и
эмоциональную нагрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс
адаптации.
5. Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе.
Определение степени его готовности.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к
школе:
1) общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта);
2) воспитание умения произвольно управлять собой (делать не только то,
что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется);
3) формирование мотивов, побуждающих к учению.
Все эти линии одинаково важны, и не одну из них нельзя упускать из виду.
6. Установление тесной связи учителя с родителями ученика. Учитель
должен:
- согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его
поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой –
непосильных для него повышенных требований;
- организовать встречи родителей со школьным психологом для
индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения
проблем воспитания.
- организовать встречи родителей со школьным врачом.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не
неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-
настоящему.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе,
несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно
работать над повышением роли учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось
идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель
должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во
внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние
дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут
вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции.
Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока
школа не станет привычным местом для учебы и общения.
Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить
отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности
ребят. Для этого учитель предлагает ребятам различные игры, где участвуют
все ученики, а в учебной деятельности – работу в группах.
Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить
процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести
диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести
профилактическую внеклассную работу по определению дезадаптации у
ребят в школе и вовлечению их в коллектив.
Таким образом, мы видим, что на успешную адаптацию ребенка к школе
влияют несколько факторов: индивидуальные особенности ребенка, начало
систематического обучения и требования педагога, а также характер
семейного воспитания. Учитывая все эти особенности, классный
руководитель совместно с родителями должен выработать правильную
тактику в обучении и воспитании ребенка. Только совместная деятельность
учителей и родителей приводит к успеху при решении данной проблемы.
Список литературы
1. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к
обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. -
157 с.
2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова,
Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. -
358 с.
3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /
Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 132 с.
4. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.:
Академический проект, 2005. - 142 с.
5. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М.,
1995. - 204 с.
6. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк -
М.: Академия, 2008. - 232 с.
7. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников:
подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.
8. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде /
Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
9. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет /
Ю.А. Соколова - М.: Эксмо, 2006. - 47 с.
10. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и
профилактика
проблем
обучения
в
начальной
школе:
Методическое
руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.