Напоминание

Проблема адаптации первоклассников в школе


Автор: Чужинова Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№52 г. Липецка

Д О К Л А Д

Проблема адаптации первоклассников в школе

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимгазия №1»г. Липецка

Чужинова В. Л.

2019г.

Актуальность задачи адаптации

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь

ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает

чрезвычайные шаги в своем развитии.

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным

стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все

дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или

удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывает тревогу,

растерянность, напряжение.

Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми,

крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках,

даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие

очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к

ним обращаются с вопросом, при малейшей неудачи, замечании плачут.

У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам,

играм, книгам для очень маленьких детей.

У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается

сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться

температура, обостряться хронические заболевания.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными

отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается.

Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация

может проходит по-разному.

Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение двух-трех

месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени

для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого

полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу

соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со

сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются,

плачут). У этих детей могут быть трудности в усвоении учебных программ.

В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным

трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и

длительной (до одного года) адаптации. Они отличаются негативными

формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием

учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе

изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в

дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным

последствиям для них, вплоть до невозможности получить полноценное

образование и найти свое место в жизни.

Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к

ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у

одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих

растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от

индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него

предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе

1. Неготовность ребенка к обучению.

Доказано, что у детей не готовых к систематическому обучению, труднее и

длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у таких

детей проявляются различные трудности обучения; среди них больше

неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них

в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

2. Нарушения в состоянии здоровья.

Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические

заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются

одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной

работоспособности.

3. Характер семейного воспитания.

Если в семье родителей отделяет стена отвержения, безразличия, это не

способствует успешной адаптации к школе, а создает определенные

трудности.

4. Раннее начало систематического обучения.

5. Жесткость требований педагогов и родителей.

6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.

7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.

8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.

Большинство детей ежедневно недосыпают 1-1,5 часа, многие недостаточно

гуляют (1-1,5 часа, вместо трех), по 2-3 часа, а то и более проводят у

телевизора.

Условия успешности адаптации первоклассника

1. Одним из главных условий успешности адаптации – это создание

положительного микроклимата. «Дети – активные существа… А если это так,

то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит

пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая

организовывает и направляет их деятельность» (Ш. А. Амонашвили).

Задача учителя – поддерживать дружбу у ребят по интересам, формировать

эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это

доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших

товарищей.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди

одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому

ребенку очень хочется завоевать авторитет и доверие товарищей.

Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со

сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают его

адаптацию к школе. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к

нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок

страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к

нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок

поведения ученика и его школьных успехов.

2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка.

Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к

неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной

нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению

работоспособности, резко выраженной утомляемости.

3. Дифференцированное обучение.

Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и

образовании – это организация учебной деятельности школьников, при

которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов

образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым

ребенком».

4. Создание условий для полноценного отдыха.

К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в

разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха

и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители

и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и

эмоциональную нагрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс

адаптации.

5. Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе.

Определение степени его готовности.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к

школе:

1) общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта);

2) воспитание умения произвольно управлять собой (делать не только то,

что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется);

3) формирование мотивов, побуждающих к учению.

Все эти линии одинаково важны, и не одну из них нельзя упускать из виду.

6. Установление тесной связи учителя с родителями ученика. Учитель

должен:

- согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его

поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой –

непосильных для него повышенных требований;

- организовать встречи родителей со школьным психологом для

индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения

проблем воспитания.

- организовать встречи родителей со школьным врачом.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не

неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-

настоящему.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе,

несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно

работать над повышением роли учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось

идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель

должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во

внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние

дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут

вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции.

Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока

школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить

отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности

ребят. Для этого учитель предлагает ребятам различные игры, где участвуют

все ученики, а в учебной деятельности – работу в группах.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить

процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести

диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести

профилактическую внеклассную работу по определению дезадаптации у

ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

Таким образом, мы видим, что на успешную адаптацию ребенка к школе

влияют несколько факторов: индивидуальные особенности ребенка, начало

систематического обучения и требования педагога, а также характер

семейного воспитания. Учитывая все эти особенности, классный

руководитель совместно с родителями должен выработать правильную

тактику в обучении и воспитании ребенка. Только совместная деятельность

учителей и родителей приводит к успеху при решении данной проблемы.

Список литературы

1. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к

обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. -

157 с.

2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова,

Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. -

358 с.

3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /

Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 132 с.

4. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.:

Академический проект, 2005. - 142 с.

5. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М.,

1995. - 204 с.

6. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк -

М.: Академия, 2008. - 232 с.

7. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников:

подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.

8. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде /

Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.

9. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет /

Ю.А. Соколова - М.: Эксмо, 2006. - 47 с.

10. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и

профилактика

проблем

обучения

в

начальной

школе:

Методическое

руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.



В раздел образования