Автор: Шадрина Елена Юрьевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "СОМК" Фармацевтический филиал
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Профессионализм педагога в отношении студентов к здоровью и физической культуре
Раздел: среднее профессиональное
Профессионализм педагога в отношении студентов к здоровью
и физической культуре
Шадрина Е.Ю.
преподаватель физической культуры
Фармацевтического филиала
ГБПОУ «СОМК»
Формирование культуры здорового образа жизни возможно только при
условии приоритета ценностного отношения студента к здоровью. Выбор
пути ведения здорового образа жизни предполагает активное и сознательное
изменение себя и объективных условий жизни так, чтобы здоровый стиль
жизни становился жизненно необходимым, привычным, естественным, не
требующим постоянных внутренних усилий и напряжения.
Социально-демографический фактор раскрывает влияние возраста, пола,
семьи,
национально-культурных
традиций
на
формирование
ценностного
отношения студентов к здоровью и физической культуре.
Динамика
и
специфика
развития
физической
культуры
личности
зависит от возраста. В студенческие годы представления о здоровье связаны
с
социальной
успешностью,
коммуникабельностью,
возможностью
самореализации. Это и период активного развития
личностных качеств
(волевых, толерантности, целеустремленности, настойчивости, трудолюбия,
ответственности).
Разнообразие видов физкультурно-спортивной деятельности, которые
во
многом
зависят
от
материальных
возможностей
Фармацевтического
колледжа (мы арендуем спортивный зал, плавательный бассейн, у нас есть
кабинет физической культуры, в котором хранится лыжный инвентарь, есть
теннисный стол и эллиптический тренажер, есть тир для занятий пулевой
стрельбой) играет существенную роль в формировании интересов студентов.
Если направленность занятий отвечает интересам и способностям студента,
то они приносят успех, удовлетворение, если нет - возникают проблемы и
нежелание заниматься.
Организация
физкультурно-спортивной
деятельности
может
быть
эффективной, если обеспечиваются:
-направленность учебного процесса и внеаудиторной деятельности на
формирование ценностного отношения студентов к здоровью;
-содержание
занятий,
соответствующее
требованию
учебной
программы;
- помощь студенту в осознании чувств удовлетворения от ее процесса и
результата
(физической
активности,
успехов
в
росте
физических
возможностей, ощущения здоровья и красоты тела, умений управлять своим
физическим и эмоциональным состоянием, повышения жизненного тонуса,
работоспособности, авторитета и уважения со стороны сверстников).
Разнообразное, динамичное, эмоциональное содержание занятий ведет
к
переживанию
студентом
положительных
эмоций,
укрепляет
веру
в
возможности своего физического совершенствования. Владение педагогом
методикой преподавания дисциплины «физическая культура», эффективными
образовательными
и
оздоровительными
технологиями,
двигательными
умениями и навыками – необходимые факторы превращения педагогических
целей и задач в личностно значимые для студента.
Успешность воспитания ценностного отношения студентов к здоровью
и физической культуре во многом определяет педагог, для которого ценность
здоровья
первостепенна,
и
он
является
активным
соавтором
содержания
теории,
методики
и
практики
ведения
здорового
образа
жизни,
создавая
атмосферу, в которой студент «проживает» учебный процесс, а не «отбывает»
его.
Исходным
моментом
в
учебном
процессе
выступает
отношение
студента к педагогу. Если студент осознает, что преподаватель помнит и
интересуется
им,
старается
помочь,
это
помогает
ему
обрести
чувство
собственной
значимости.
Он
оказывается
в
атмосфере
искренности,
сочувствия
и
одобрения,
что
способствует
принятию
ценностей,
предлагаемых
преподавателем.
Педагогу
необходимо
быть
добрым
и
сочувственным, обладать достаточной уверенностью в себе, уметь хвалить и
поощрять
студентов,
относиться
с
уважением
к
их
индивидуальности
и
особенностям. При хороших межличностных отношениях образовательная
функция становится более плодотворной.
Педагог должен быть для студентов консультантом, вдохновителем,
создателем
благоприятных
условий
на
занятиях
и
только
потом
информатором. Суть формирования ценностного отношения к здоровью- в
приобщении воспитуемых к ценностям воспитателя, а не в информировании
о
них,
их
изучении
и
навязывании.
Роль
личности
преподавателя
очень
важна. Отношение студентов к педагогу определяет их отношение к занятиям
по физической культуре. Педагогу необходимо осознавать, как его убеждения,
поведение,
индивидуальные
особенности
(личные
ценности,
интересы,
знания, умения) отражаются на результатах деятельности и эффективно их
использовать.
Студенты
воспринимают
(скорее
чувством,
чем
умом)
отношение
преподавателя
к
ценностям
здоровья
и
физической
культуры.
Если
преподаватель курит или имеет сам лишний вес, то о какой пропаганде ЗОЖ
может идти речь…
Способность,
желание,
умение
педагога
понять
позицию
каждого
студента, сохраняя при этом свою, состоят в том, чтобы найти с ними «общий
язык». Заинтересованность педагога в общении со студентами, их ответный
отклик,
выражающийся
в
эмоциональных
реакциях,
высказываниях,
действиях, позволяет убеждать, внушать, склонять на свою сторону.
Большую
роль
играют
понимание
педагогом
смысла
собственной
профессиональной
деятельности,
его
личностное
отношение
к
преподаваемому
предмету,
самому
себе
и
другим,
смещение
акцента
с
предмета
на
человека,
с
монолога,
на
диалог,
проявление
способности
слушать и слышать, установка на понимание, восприятие и принятие позиции
других.
Конечно,
качественные
изменения
в
отношении
к
здоровью
и
физической
культуре
могут
быть
заметны
далеко
не
сразу,
но
результат
обязательно будет, если лекция, практическое, учебно-тренировочное занятие
учитывают точки зрения всех его участников.