Автор: Коршакова Елена Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО г.Омска "ДДТ ОАО"
Населённый пункт: г. Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно-творческое развитие учащихся в разноуровневых группах изостудии "Новые имена" БОУ ДО г.Омска "ДДТ ОАО"
Раздел: дополнительное образование
Х
УДОЖЕСТВЕННО
-
ТВОРЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
УЧАЩИХСЯ
В
РАЗНОУРОВНЕВЫХ
ГРУППАХ
ИЗОСТУДИИ
"Н
ОВЫЕ
ИМЕНА
"
БОУ ДО
Г
.О
МСКА
"ДДТ ОАО "
И
З
ОПЫТА
РАБОТЫ
ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
К
ОРШАКОВОЙ
Е
ЛЕНЫ
Л
ЕОНИДОВНЫ
.
Г
Г
. ОМСК-2020
. ОМСК-2020
Ещё недавно в художественные школы города
принимали детей с 12 лет и по результатам вступительных
экзаменов.
Подготовительные
классы
для
младших
по
возрасту
учащихся
появились
позже.
Дети
самого
рисующего возраста оставались без внимания
педагогов-
художников.
В нашей изостудии "Новые имена" БОУДО г.Омска
"ДДТ ОАО" может заниматься любой желающий ребёнок.
Кого-то
приводят
родители
или
приходят
дети
сами
(«Люблю
рисовать»,
«Учительница
похвалила
рисунок
и
рассказала про изостудию в Доме Творчества»). Приходят
старшие школьники и осознанно – нужно поступать в ВУЗ
или
не
хватает
определённых
знаний
и
умений
для
осуществления какой-либо деятельности. Другие мотивы…
Отсюда - разный возраст учеников изостудии. А разный
возраст - разный жизненный и социальный опыт, разный
уровень
образования,
различные
мотивации,
и
как
следствие,
в
группах
подвижный
состав
и
количество
учащихся,
смешанный
контингент.
Приходят
дети
и
художественно
одарённые
и
обычные,
с
ещё
не
с
нераскрытыми
способностями,
а
также,
нуждающиеся
в
психологической коррекции. В некоторых группах есть и
взрослые студийцы – родители наших учеников.
В начале учебного года формируются группы, где
ученики разного возраста, разного уровня образования и
социального
опыта,
разные
по
содержанию
и х
потребностно-мотивационной
сферы,
по
половым
особенностям
познавательных
процессов,
по
типам
мышления, по темпераменту и т.д. но приходят они в нашу
изостудию
одинаково
художественно
безграмотными,
одинаково не умеют держать в руках карандаш, правильно
сидеть или стоять за мольбертом. Форма работы в студии:
сочетание
группового
и
индивидуального
подхода
к
каждому
обучающемуся.
Основные
принципы
-
свобода
выбора
-
непременное
условие
всякого
творчества,
спонт анно е
с амовыражение
в
и з о б р а з и т е л ь н о й
деятельности
учащегося,
искусстве
педагога
ведения
диалога, когда никто не становится учеником другого, но
вырабатывается
собственная
позиция
и
учащийся
сам
становится
инициатором
своего
образовательного
маршрута. Если инициатива его действия происходит от
него, – то учащийся и автор и субъект этого действия. Он
осуществляет свою деятельность и он ответственен за неё.
И
в
процессе
общения
с
учащимися,
когда
учитель
выступает
не
только
как
носитель
«правильного»
объективного
знания,
а
и
живого
практического,
когда
учитель перестаёт быть главным источником информации
для ученика – субъектность может родиться. От педагога
зависит, сможет ли студиец занять позицию субъектности в
образовательном пространстве. С этого момента и начнётся
образование ученика.
Начало учебного года. Тема занятия «Многообразие
цвета
в
природе».
Раздел
«Цветоведение».
Возраст
учащихся в группе от 6 лет до 18 лет. Все идем в наш парк.
Рассказываю, показываю, обращаю внимание всей группы
на детали, нюансы… Сравниваем, рассматриваем, общаемся
на
языке,
понятном
всем.
Удивляются
и
радуются
открытиям. Младшие легко принимают новое. Это возраст
открытий! Но старшеклассники делают ещё одно грустное
открытие: «Почему я раньше смотрел и не видел всего
этого?» И в первый же день нашего общения я говорю: «Вы
– счастливые люди! Вы научитесь видеть и замечать то, что
невидимо для обычных людей. И эта «замечательность»
останется с вами на всю жизнь».
Начинаются занятия в изостудии с живописи.
Посредством цвета быстрее снимаются барьеры общения,
страхи
(«не
получится,
не
умею»).
Важно,
чтобы
установилась
связь
между
миром
цвета
и
миром
собственных
чувств.
Открывается
цветовИдение.
Язык
цвета не однозначен для разных людей. Многое зависит от
индивидуальности человека и его возраста. И в работах
студийцев
на
одном
и
том
же
занятии
можно
увидеть
различные
изображения
пространства
(в
зависимости
от
возраста
автора):
от
плоского
двухмерного,
послойного
(когда предметы загораживают друг друга), трёхмерного (с
одной, двумя и более точек смотрения). Поэтому педагогу
необходимы знания о возрастных закономерностях детского
р и с у н к а ,
и х
с в я з ь
с
п с и х и ч е с к и м
р а з в и т и е м
(интеллектуальным, эмоциональным, личностным), связь с
различными видами деятельности (познанием, общением,
игрой), знание эстетической проблемы детского рисунка и
искусства в целом.
Творческая работа является универсальным языком, на
котором происходит с одной стороны «презентация скрытых
неосознаваемых психических процессов», с другой стороны
он
даёт
информация
педагогу,
как
посреднику
в
восполнении зазора между «Я хочу выразить» и «Я могу
нарисовать это!» Уже никто не оспаривает существования
биологической
уникальности
человека,
на
которую
накладывается уникальность проживания человеком своей
жизни,
и
по
рисункам
мы
видим,
что
у
каждого
из
учащихся, как у каждого человека, есть и своё восприятие
мира, своё отношение к нему.
И вот тогда возникает вопрос: откуда
в первых
рисунках
студийцев
любого
возраста
прослеживаются
одинаково сть
изображения,
стандартный
н а б о р
тематических предпочтений? Может это результат нашего
традиционного образования, когда уже в детском саду и в
начальной школе навязываются стереотипы «правильного»
рисования по образцу, изготовленному педагогом, которого,
в свою очередь самого учили рисовать по тем же самым
образцам
и
«методически
правильно»
наблюдать
мир
в о к р у г ?
Д а ж е
н ы н е
к о м м е р ч е с к и
м о д н о е ,
«правополушарное рисование» демонстрирует уникальный
результат - все работы учеников одинаковые и по цвету и по
композиции - это результат обучения по шаблону, когда и
правое
полушарие
мозга,
известное
как
отвечающее
за
творческие
процессы,
становится
неспособным
к
творчеству вообще!
Как же, обучая, сохранить самобытность и уникальность
детского
творчества,
заложенного
природой
в
каждом
человеке?
«Ребёнку,
не
ведающему
норм
и
правил
искусства,
присущи
в
рисунке
непосредственность
и
искренность
(….)
Эти
черты,
как
залог
творческого
развития
личности, необходимо
бережно
охранять,
поощрять отход от шаблонов, развивать…» – писал Л.С.
Выготский. Но если младший школьник обращается в своих
переживаниях к рисованию, как живой и наглядной форме
выражения
впечатлений,
то
у
большинства
учащихся
среднего и старшего школьного возраста эта естественная
тяга
к
рисованию
утрачивается.
Наступает
«кризис»
в
рисовании
детей
11-12
лет,
знаменующий
конец
яркого
непосредственного
упоительного
рисования.
Задача
педагога
–
помочь
учащемуся
перейти
на
качественно
новую ступень творческого развития. Многолетняя практика
и
опыт
педагогов
нашей
студии,
подтверждают,
что
разноуровневые
и
разновозрастные
группы
изостудии
создают
именно
то
образовательное
пространство,
ту
удивительную атмосферу, где содержание занятий отвечает
каждому возрастному этапу становления личности, а уже
индивидуальные
задания
модифицируются
с
учётом
особенностей мыслительных процессов обучающихся.
Приоритет творческих занятий - непременное условие
проявления
и
развития
художественной
одарённости
учащихся. Пробуждению личностной заинтересованности в
искусстве
способствуют
также
задания,
требующие
адекватного выражения собственного чувства, настроения,
замысла
студийца.
Ведь
творчество
ребёнка
несёт
совершенно другое содержание, чем творчество взрослого
человека.
Ребёнку
«совершенно
не
знакомо
важнейшее
понимание того, что сама линия одним свойством своего
по строения
может
сделаться
н е п о с р ед с т ве н н ы м
выражением
настроения
и
волнения
души»-
это
высказывание
Л.
С.
Выготского
справедливо
для
изобразительной деятельности и дошкольника, и младшего
школьника, и для всех начинающих художников. Отрадно
наблюдать, как, взрослея от занятия к занятию, учащиеся
уже сами любуются красотой и выразительностью линии,
оставленной
особым нажимом кисти или карандаша и
начинают в природных явлениях замечать нерукотворную
красоту, которую так хочется изобразить.
Задачи «на выразительность» всё более усложняются в
течение
всего
срока
обучения.
Решая
такие
задачи,
учащийся, на доступном ему уровне, делает то же, что и
профессиональный художник. Но для решения творческой
задачи ему понадобятся (самому учащемуся понадобятся!)
те или иные ЗУНы, которых ему не достаёт. Здесь и нужна
помощь педагога, который оснащает ученика приёмами и
способами
достижения
поставленной
цели.
Например,
задание «Несуществующее животное». (Оно может звучать,
например: «Обитатель неизвестной планеты» А потом и
название планете можно придумать. Или «Фантастическое
животное», другие варианты). Прежде, чем начать рисовать,
мы вспоминаем известных нам животных, анализируем по
их
внешним
признакам,
в
какой
среде
комфортнее
проживать обладателям этих специфических особенностей.
Учащиеся сами в процессе разговора делают выводы о том,
как
целесообразно
сотворила
природа
обитателей
нашей
планеты.
В
разговор
включаются
все.
Стимуляция
исследовательской
активности
-
от
игры
в
вопросы
до
дискуссий
и
проблемных
диалогов
Разный
возраст
студийцев лишь усиливает азартность обсуждения темы.
На занятиях в разновозрастных группах всегда
наблюдается
особая
атмосфера,
связанная
с
равенством
прав
и
ответственности
за
свою
деятельность
каждого
участника образовательного процесса. А также происходит
взаимообогащение
и
взаимообучение
учащихся,
что
способствует
развитию
продуктивного
дивергентного
мышления у студийцев, личностного видения.
Придумывая «Свою планету», а значит и среду, в
которую
поселит
своё
животное,
учащиеся
очень
скоро
погружаются
в
индивидуальную
работу,
получая
личное
пространство, необходимое для исследования задуманной
темы и общения с педагогом.
Художественное развитие ребёнка и взрослого студийца
протекает
в
норме,
когда
он
осваивает
«технологию
искусства» не в качестве самоцели, а в связи с решением
конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый
навык становится гибким инструментом в руках, средством
воплощения
замысла:
«Я
могу
нарисовать
то,
что
хочу
выразить!»
Студийная работа предполагает обратную связь –
главным образом, через экспозицию работ в конце каждого
занятия, их краткого обсуждения группой. Каждый может
выступить и в роли автора, и в роли зрителя, и в роли
искусствоведа. Происходит оценка не только итога работы,
но и усилий ученика в процессе деятельности. Общение
происходит
на
профессиональном
понятийном
языке
художников.
Если
маленькие
художники
пока
только
любуются законченностью своего произведения, то старшие
студийцы уже критически воспринимают свою работу и
видят
«ошибки»,
интересуются
работами
коллег,
задумываются
над
будущей
композицией.
А
родители
учащихся, может быть только у нас, иногда занимаясь на
равных
со
своими
детьми
в
нашей
студии,
начинают
понимать творчество и уважать труд своих детей.
Литература:
1. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону;
«
Феникс
»
, 1998 г.
2.
Красило
А.И.Психология
обучения
художественному
творчеству.
М.;
Институт практической психологии, 1998г.
3. Инновационная педагогика искусства. М.;
«
ЭВРИКА
»
, 2003- (Библиотека
культурно-образовательных инициатив)