Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Авторы: Егорова Светлана Владимировна, Басалаева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №18 "Теремок"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание дошкольников

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда

была

актуальна

на

современном

этапе,

поскольку

рушатся

идеалы,

ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность,

вместе с тем становиться чрезвычайно сложной.

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому

взглянуть

на,

казалось

бы,

достаточно

привычные

и

вполне

понятные

значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе

ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во

взаимоотношениях

между

людьми.

Одним

из

характерных

проявлений

духовной

опустошённости

и

низкой

культуры

выступило

утрачивание

патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные

дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического

опыта своего народа.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию

патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование

культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности

ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной

адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем

мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-

психологического

воздействия

на

ребёнка,

т.к.

образы

восприятия

действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому

остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в

воспитании патриотизма.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый

садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на

протяжении

нескольких

десятилетий,

так

педагог

должен

заботиться

о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, семье,

родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него

лучшего будущего.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -

одна из задач нравственного воспитания.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения

родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому

прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к

национально-культурным традициям.

Чувство патриотизма так

многогранно

по

своему

содержанию,

что

не

может

быть

определено

несколькими

словами.

Это

и

любовь

к

родным

местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание

сохранить, приумножить богатства страны.

Цель: патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1.

Формирование

гражданственно-патриотического отношения

и

чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к

культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства

собственного

достоинства

у

ребенка

как

представителя своего народа.

3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

Для

успешного

осуществления

этих

сложных

задач

важна

личная

заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для

того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять

себе,

в

чем

состоит

своеобразие патриотизма

ребенка

-

дошкольника,

каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.

Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка,

литература,

изобразительное

искусство.

Дети

рассматривают

картины

И.

Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с

любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С.

Есенина,

музыку

П.

Чайковского,

С.

Прокофьева.

Необходимо,

чтобы

отбирались только высокохудожественные произведения.

Проведение

музыкальных

тематических

вечеров

со

слушанием

песен

революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию

у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес

к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно

знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Б ол ь ш о е

з н ач е н и е

в

у ч р е ж д е н и я х

п р и д а е т с я

г е р о и ч е с ко

- патриотическому

воспитанию

детей на

примере

подвигов

защитников

Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это

легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия

конкретными,

каким

образом

рассказать

им

о

событиях

тех

лет,

наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают

песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать

обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее

влияние

маленькому

человеку.

Напившись

из

чистого

родника,

ребенок

познал

бы

сердцем

родной

народ,

стал

бы

духовным

наследником

его

традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное

ознакомление дошкольников с

произведениями

народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость

русского

народа.

В

результате

у детей

развивается

интерес,

любовь

и

уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая

реальную

жизнь,

народная

песня

способна

оказывать

активное

организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к

природе,

окружающей

его,

к

родному

селу,

городу.

Развитие,

углубление патриотических чувств

тесно

связано

с

формированием

представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять

круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на

музыкальных

занятиях

о

Родине.

К

сожалению,

хороших

песен

для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и

современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к

самой теме, создать определенный настрой.

Важной

частью

работы

по воспитанию любви

к

Родине

является

формирование

у детей представлений

о

людях

родной

страны.

В

первую

очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину:

знаменитых

ученых,

изобретателей,

врачей,

композиторов,

писателей,

художников, путешественников. Познакомить детей с лучшими качествами

российского народа.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо

создавать

предметно

-

развивающую

среду.

Оборудовать

уголок

по

нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут

свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

Карта

мира

с

изображением

лесов,

рек,

морей,

гор

и

различных

животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в

которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны.

• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг России.

Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов.

Белый цвет – цвет мира, синий цвет - верность России, красный цвет - кровь,

пролитая за Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и

России.

• Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на

запад, другая на восток. Это обозначает что наше государство большое,

сильное. В лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке

находится портрет президента нашей страны В. Путина. Дети должны знать

нашего руководителя страны.

Альбомы «Наша

Армия

родная» -

помогают

детям

закрепить

представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной

технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать

любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину.

Немаловажным

средством патриотического

воспитания служит

непосредственная деятельность детей.

Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была

интересна и понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.

Решение

задач патриотического

воспитания во

многом

зависит

от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину,

преданы

ей,

умеют

наряду

с

критикой

замечать

и

показывать

ребенку

п р и в л е к а т е л ь н ы е

с т о р о н ы ,

м о ж н о

н а д е я т ь с я

н а

эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае

одно

неосторожное

слово

может

разрушить

многое.

Поэтому

родителям, воспитателю и

учителю

стоит

задуматься

над

собственным

чувством любви к Родине.

Литература

1.

Н. Ф. Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.

2.

А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.

3.

Е.

И.

Корнеева

«Фольклорные

праздники

и

развлечения

в

патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.

4.

Л. И. Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям

общественной

жизни

у

детей

дошкольного

возраста

на

материале

Советской Армии» Москва 1977г.

5.

Н.

В.

Алешина

«Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

и

социальной действительностью

6.

Е. К. Ривина «Государственная символика России»

7.

Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи

детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г.

8.

Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г.

9.

Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт

работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).

10.

Н.

Г.

Зеленова,

Л.Е.Осипова

«Мы

живем

в

России»

(гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.



В раздел образования