Авторы: Егорова Светлана Владимировна, Басалаева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №18 "Теремок"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда
была
актуальна
на
современном
этапе,
поскольку
рушатся
идеалы,
ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность,
вместе с тем становиться чрезвычайно сложной.
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому
взглянуть
на,
казалось
бы,
достаточно
привычные
и
вполне
понятные
значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе
ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во
взаимоотношениях
между
людьми.
Одним
из
характерных
проявлений
духовной
опустошённости
и
низкой
культуры
выступило
утрачивание
патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные
дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического
опыта своего народа.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию
патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование
культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности
ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-
психологического
воздействия
на
ребёнка,
т.к.
образы
восприятия
действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому
остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в
воспитании патриотизма.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении
нескольких
десятилетий,
так
педагог
должен
заботиться
о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, семье,
родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него
лучшего будущего.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -
одна из задач нравственного воспитания.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения
родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому
прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к
национально-культурным традициям.
Чувство патриотизма так
многогранно
по
своему
содержанию,
что
не
может
быть
определено
несколькими
словами.
Это
и
любовь
к
родным
местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание
сохранить, приумножить богатства страны.
Цель: патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста –
привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1.
Формирование
гражданственно-патриотического отношения
и
чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к
культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства
собственного
достоинства
у
ребенка
как
представителя своего народа.
3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Для
успешного
осуществления
этих
сложных
задач
важна
личная
заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для
того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять
себе,
в
чем
состоит
своеобразие патриотизма
ребенка
-
дошкольника,
каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ.
Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка,
литература,
изобразительное
искусство.
Дети
рассматривают
картины
И.
Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с
любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С.
Есенина,
музыку
П.
Чайковского,
С.
Прокофьева.
Необходимо,
чтобы
отбирались только высокохудожественные произведения.
Проведение
музыкальных
тематических
вечеров
со
слушанием
песен
революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию
у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес
к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно
знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.
Б ол ь ш о е
з н ач е н и е
в
у ч р е ж д е н и я х
п р и д а е т с я
г е р о и ч е с ко
- патриотическому
воспитанию
детей на
примере
подвигов
защитников
Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это
легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия
конкретными,
каким
образом
рассказать
им
о
событиях
тех
лет,
наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают
песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать
обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее
влияние
маленькому
человеку.
Напившись
из
чистого
родника,
ребенок
познал
бы
сердцем
родной
народ,
стал
бы
духовным
наследником
его
традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное
ознакомление дошкольников с
произведениями
народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость
русского
народа.
В
результате
у детей
развивается
интерес,
любовь
и
уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая
реальную
жизнь,
народная
песня
способна
оказывать
активное
организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к
природе,
окружающей
его,
к
родному
селу,
городу.
Развитие,
углубление патриотических чувств
тесно
связано
с
формированием
представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять
круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на
музыкальных
занятиях
–
о
Родине.
К
сожалению,
хороших
песен
для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и
современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к
самой теме, создать определенный настрой.
Важной
частью
работы
по воспитанию любви
к
Родине
является
формирование
у детей представлений
о
людях
родной
страны.
В
первую
очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину:
знаменитых
ученых,
изобретателей,
врачей,
композиторов,
писателей,
художников, путешественников. Познакомить детей с лучшими качествами
российского народа.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо
создавать
предметно
-
развивающую
среду.
Оборудовать
уголок
по
нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут
свободно, самостоятельно рассматривать пособия:
•
Карта
мира
с
изображением
лесов,
рек,
морей,
гор
и
различных
животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в
которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны.
• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг России.
Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов.
Белый цвет – цвет мира, синий цвет - верность России, красный цвет - кровь,
пролитая за Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и
России.
• Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на
запад, другая на восток. Это обозначает что наше государство большое,
сильное. В лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке
находится портрет президента нашей страны В. Путина. Дети должны знать
нашего руководителя страны.
•
Альбомы «Наша
Армия
родная» -
помогают
детям
закрепить
представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной
технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать
любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину.
Немаловажным
средством патриотического
воспитания служит
непосредственная деятельность детей.
Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была
интересна и понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.
Решение
задач патриотического
воспитания во
многом
зависит
от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину,
преданы
ей,
умеют
наряду
с
критикой
замечать
и
показывать
ребенку
п р и в л е к а т е л ь н ы е
с т о р о н ы ,
м о ж н о
н а д е я т ь с я
н а
эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае
одно
неосторожное
слово
может
разрушить
многое.
Поэтому
родителям, воспитателю и
учителю
стоит
задуматься
над
собственным
чувством любви к Родине.
Литература
1.
Н. Ф. Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.
2.
А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
3.
Е.
И.
Корнеева
«Фольклорные
праздники
и
развлечения
в
патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
4.
Л. И. Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям
общественной
жизни
у
детей
дошкольного
возраста
на
материале
Советской Армии» Москва 1977г.
5.
Н.
В.
Алешина
«Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной действительностью
6.
Е. К. Ривина «Государственная символика России»
7.
Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи
детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г.
8.
Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г.
9.
Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт
работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).
10.
Н.
Г.
Зеленова,
Л.Е.Осипова
«Мы
живем
в
России»
(гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.