Напоминание

"Знакомство со звуками и буквами"


Автор: Моденова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Ромашка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Знакомство со звуками и буквами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Знакомство со

звуками и буквами".

Составил: учитель-логопед:

Моденова Светлана Геннадьевна

Цель занятия: познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”,

дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Задачи:

Познакомить с понятиями и показать отличие – “звук”, “буква”

Расширить словарный запас

Способствовать развитию внимания, воображения, творческих

способностей, мелкой моторики

Развивать умения говорить и слушать

Пробудить интерес к самому процессу обучения, используя игру как

основную форму

Оборудование:

Кабинет со столами, аудиомагнитофон, кассета с записью звуков природы,

доска магнитная, карандаши цветные.

Космическое приключение.

1. ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Меня зовут С.Г?

Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?

Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием

пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

2. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сегодня я хочу рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что

такое звуки речи и буквы? Какие бывают звуки и буквы?

3. ЗВУКИ.

Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому

что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.

Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.

Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков

речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас

задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда

его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка

укачивает куклу и поет ей «АААА».

4. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой

голоса – тише, громче.)

– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «А».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «А».

5. – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок –

это символ звука «А». Так мы его будем обозначать.

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ

Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной

стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О

У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их

- гласными звуками.

6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ

На обратной стороне звуки - не умели петь, жили не весело, солнышко их не

грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ,

рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного

голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же

помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы

едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.

На горячее подуй. (Щеки)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало

им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними

подружиться и стать опять счастливыми.

- Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили

звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут

опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

7. БУКВЫ

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели

показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились

буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)

6. Знакомство с буквой «А».

– Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

– Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением

буквы «А»).

– Найдите букву «А» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведите по ней

пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным,

кто мне скажет?

– Потому что звук «А» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

7. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин».

– Посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики

сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

8. Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе.

9. Напечатайте букву «А» в своих тетрадях.

Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.



В раздел образования