Напоминание

"Улица требует к себе уважения - ДОУ зеленый свет детям"


Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Улица требует к себе уважения - ДОУ зеленый свет детям"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №54№" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников Методическая разработка "Улица требует к себе уважения -ДОУ зеленый свет детям" Автор: воспитатель Северинова Наталья Владимировна г.Новокузнецк 2015
Для того, чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. Л.Н.Толстой Как же заранее подготовить дошкольника к "взрослой жизни": научить переходить дорогу на разрешающий сигнал светофора, в том месте, где установлен соответствующий дорожный знак, правильно рассчитать расстояние до приближающегося транспортного средства, уметь видеть "ловушки" на дороге - одним словом, уметь ориентироваться в дорожной обстановке? Внимание к детям, чуткость и знание проблемных вопросов по безопасности дорожного движения позволяют педагогическим коллективам дошкольных учреждений грамотно и перспективно работать в деле воспитания юных пешеходов. Не жалея сил и времени, руководителям ДОУ проявлять повышенное внимание к актуальной проблеме травмирования детей в результате ДТП. Воспитателям детских садов разрабатывать и проводить развлекательно - познавательные мероприятия по ПДД: сказки, путешествия, логические путешествия, логические головоломки по ПДД, соревнования, выпускные экзамены, главным действующим лицом в которых дорога и грамотное поведение на ней участников дорожного движения. Конкурсы рисунков и викторины, игровые занятия, проектные работы и методические пособия педагогов, а так же встречи сотрудников ГИБДД с родителями дошколят, что позволяет в дальнейшем стабилизировать обстановку с детским дорожно-транспортным травматизмом. От того, какими участниками дорожного движения мы воспитаем нашу ребятню, зависит насколько звонко будет звучать детский смех. Активно присоединять к мероприятиям и родителей дошколят, они выпиливают, вырезают, клеят, лепят дорожную атрибутику: макеты района, автомобилей и автозаправочных станций, светофоры и дорожные знаки, рисуют агитационные плакаты. Такое совместное творчество родителей ,
педагогов и детей очень важны, так как многие родители не задумываются над проблемой детской безопасности на дороге. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями получают травмы разной степени тяжести. Дошкольное учреждение детей является основным звеном системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. На сегодняшний день низкая эффективность обучения дорожной безопасности во многом обусловлена отсутствием педагогически совершенных учебно-методических пособий для дошкольных учреждений. Используемая в этих целях литература не всегда соответствует современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса и рассчитана на стандартный подход к детям любого возраста, без учета уровня их психического и физического развития. ПДД регламентирует единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как "модель" взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников
абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала. Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Организационно-методические рекомендации для реализации программы
Правила поведения и различные запреты непосредственно связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Только поэтому они и существуют, иначе возникает необходимость в их пересмотре или уточнении. Человек, вне зависимости от возраста, будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл. Очевидно, что самым неэффективным способом объяснения этого смысла являются долгие наставления и нравоучения (часто они имеют обратный эффект). Что же делать, если дети постоянно нарушают определенные правила? Попробуйте сами себе дать ответ на следующие вопросы:  Может быть вы действовали только путем прямого запрета и дети не поняли значения данного правила?  Может быть, у них не было достаточно времени, чтобы его усвоить?  Достаточно ли вы стимулировали выполнение правила, поощряли его соблюдение?  Последовательно ли ваше собственное поведение и всегда ли вы сами придерживаетесь правил?  Не слишком ли много правили запретов, которым должны следовать дети? Регулирование поведения детей путем прямых запретов со стороны взрослых должно быть минимальным:
Избыточность запретов наносит ущерб, так как при ослаблении внимания и контроля со стороны взрослых дети могут "пойти в разнос", а так же некоторые из запретов неизбежно будут нарушаться. А это может привести к травмам, несчастным случаям. Эффективен способ показа или рассказа детям последствий неправильного поведения в дорожной среде. Очень важно так же пользоваться каждой возможностью, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение тех или иных правил. Способы регулирования поведения детей в дорожно-транспортной среде с целью обеспечения их безопасности, так же как и формы поддержки и поощрения, зависит от возраста ребенка, а так же от конкретных условий: местоположения (город, сельская местность), месторасположения детского сада, участка, где гуляют дети, отдаленность жилья детей от детского сада. Поэтому каждый педагогический коллектив планирует программу обучения детей Правилам поведения в дорожно-транспортной среде, адаптируя ее к своим условиям.
Психофизиологические особенности поведения ребенка на дороге
Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Во многих ДТП - он основной виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП, - 15-17% - дети дошкольного возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего дошкольного возраста. Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психологического развития. Это связано с их высшей нервной деятельностью: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над торможением. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, возможностях транспортных средств.  Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких предметов на дальние и
наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.  Небольшой рост ребенка не позволяют ему получить полный обзор дорожного движения. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего дошкольного возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу. Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за различных препятствий (транспортные средства, взрослые пешеходы, сугробы) он не виден водителю, который находится на дороге. Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые подходят к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части. Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. Эмоции (радость, удивление, интерес к чему-либо) заставляют их забыть об опасности. Потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям. Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров- легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с большой скоростью, Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о

том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям

дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход

при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорт-это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть не может. Для того, чтобы действовать сообразно целям, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям ребенка в данное время поддаваться обучению. При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями и другими свойствами личности. В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении знаний, он постоянно стремиться что-то сделать сам и многие предметы делает своими руками. каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям надо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности своего ребенка.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Месяц Тематика мероприятия Задачи Сентябрь ОДД "Знаки в жизни человека" Закрепить знания детей с понятием "знак" и их разновидностями. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память речь, воображение. Продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь.
Беседа "Правила поведения пешеходов" Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность. Наблюдение "Участники дорожного движения" Предложить детям рассказать о действиях пешеходов, водителей; продолжать знакомить с правилами дорожного движения; формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. Активизировать в речи и уточнить названия частей улицы. Дидактическая игра "Раздели на группы" по теме "Транспорт" Упражнять детей в группировке транспортных средств по заданному признаку; учить различать легковой, пассажирский, грузовой транспорт, автомобили специального назначения. Формировать умение выделять признак, по которому сгруппированы предметы. Аппликация "Такой разный транспорт" Закрепление знаний детей о классификации транспорта. Чтение книги А.Иванова "Как разлучные друзья дорогу переходили" На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. Практическая работа "Мы идем через дорогу" Закрепить у детей знания правил дорожного движения. Октябрь ОДД "Для чего нужны дорожные знаки" Познакомить детей с предупреждающими , указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения. Беседа "Правила для пешеходов" Продолжать знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Дидактическая игра "Назови правильно" по теме Актуализировать и дополнить представления детей о дорожных
"Дорожные знаки" знаках, учить применять их в игре. Учить правильно произносить новые слова, использовать их в различных речевых конструкциях. Наблюдение "Работа светофора" Предложить детям по результатам наблюдения рассказать о светофоре (внешний вид, назначение), ответить на вопросы воспитателя о работе светофора. Актуализировать знания о правилах перехода улицы. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение составлять краткие рассказы о наблюдаемых событиях, учить эмоционально передавать свои впечатления. Рисование "Дорожный знак" Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении. Анализ проблемных ситуаций "На дороге" Формировать у детей представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Учить устанавливать причинно- следственные связи между собственной безопасностью и знанием и соблюдением ПДД. КВН "Твой приятель светофор" Закреплять у детей знания ПДД, воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Пение песни "Дорожный знак" (муз. Е.Зарицкой, сл. И.Шевчука). Обогащать знания детей о дорожном движении и дорожных знаках, опыт познания в образной, чувственной форме.
Ноябрь ОДД "Здравствуй улица" Знакомить детей с понятием "перекресток", "площадь". Продолжать знакомить с Правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности. Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД Уточнять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, объяснить значение его жестов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение реагировать на сигналы регулировщика. Беседа "Дорожные нарушения" Закрепить правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. Конструирование "Улица на которой я живу " Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала. Компьютерная презентация "Улицы нашего города" Систематизировать и дополнить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице, о светофоре. Учить выявлять источник опасности, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Разгадывание загадок о транспортных средствах (С.Волкова "Про правила дорожного движения). Учить детей выделять признаки объекта в описании, сравнивать их с изображением транспортных средств. Дидактическая игра "Автошкола" Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о
Декабрь ОДД "Виды транспорта" Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами. Беседа "Труд водителя" Расширять у детей знания о труде водителя и причинах дорожно-транспортных происшествий. Воспитывать уважение к труду взрослых. Чтение М.Дружинина "Служебные машины" Обучать понимать содержание прочитанного. Закреплять знание машин специального назначения. Аппликация "Такой разный транспорт" Закрепление знаний детей о классификации транспорта. Дидактическая игра "Расскажи об этом транспорте" Закрепление знаний детей о классификации транспорта, его назначении в жизни человека. Закрепление умения детей составлять описательные рассказы о транспорте. Игровое упражнение "Разминка для пешехода" Способствовать освоению детьми комплекса действий, необходимых при переходе дороги, формировать
компоненты физической готовности к преодолению опасных ситуаций.
Февраль ОДД "Правила для пешеходов и пассажиров" Продолжать знакомить детей с правилами для пешеходов и пассажиров. Закрепить с детьми понятия "водитель" и "пешеход". Беседа "Правила пешехода" Продолжать знакомить детей с пешеходным светофором. Январь ОДД "О чем разговаривает улица" Уточнять представления детей о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Углублять знания детей о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса. Викторина "Пешеход на улице" Закрепить знание детей о правилах дорожного движения. Дидактическая игра "К какой группе знаков относится этот знак" Закрепление знаний детей о классификации дорожных знаков. Сюжетно-ролевая игра "Шоферы": сюжет "Водители и пешеходы" Систематизировать и дополнить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице, о светофоре. Учить выявлять источник опасности, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Чтение фрагмента сказки С.Волкова "Про правила дорожного движения. Формировать у детей систему знаний об источниках опасности, систематизировать представления об элементарных городских улицах. Рисование ""Улицы города" Формировать у детей систему знаний об источниках опасности, систематизировать представления об элементах городских улиц.
Развивать внимание. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Изготовление книжки- малышки "Дорожные знаки" Закрепить знания детей о дорожных знаках. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Подвижно-дидактическая игра "Регулировщик" Учить детей выполнять игровые действия в роли пешехода и регулировщика. Учить применять на практике полученные знания, подчиняться правилам, формировать компетенции безопасного поведения. Развлечение "Азбука пешехода" Закрепить знание детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения. Компьютерная презентация: работа инспектора ДПС Расширять знания детей о работе инспектора дорожного движения, учить называть атрибуты и детали формы, рассказать об их назначении. Март ОДД "Транспорт" Закрепить знание детей о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, Водный, воздушный); повторить правила дорожного движения и значение сигналов светофора; углублять знания о правилах пользования общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом. Беседа "Виды транспорта" Закреплять знания детей о видах транспорта. Наблюдение "Остановка общественного транспорта" Обратить внимание детей на знаки, обозначающие остановку транспорта, знакомить с
моделями правильного поведения на остановке. Помочь детям сформулировать правила безопасного для себя и окружающих людей поведения вблизи проезжей части. Дидактическая игра "Узнай знак" Закреплять знания детей о дорожных знаках. Чтение В.Семерин "Запрещается-разрешается" Продолжать формировать знания детей об источниках опасности и правилах дорожного движения. Беседа "Азбука- пешехода" Продолжать расширять знания детей о правилах поведения на улице, закреплять знания детей правила дорожного движения. Апрель ОДД "Наземный транспорт" Обогащать представление о видах транспорта; закреплять знания о видах городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, метро); повторить правила поведения в транспорте; учить безопасному поведению на улицах и дорогах; познакомить со значением транспорта в жизни человека. Беседа "Готовы ли мы стать пассажирами" Продолжать знакомить детей с основами правилами поведения в общественном транспорте; изучить обязанности пассажиров в транспорте. Дидактическая игра "Узнай знак" Закрепить знания детей о дорожных знаках. Рисование "Моя улица на которой я живу" Закреплять представления детей об улице, умение отображать увиденное во время прогулок передавать свои впечатления. Чтение М. Дружинина "Моя улица" Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимательность.
Игровое упражнение "Разминка для пешехода" Способствовать освоению детьми комплекса действий, необходимых при переходе дороги, формировать компоненты физической готовности к преодолению опасных ситуаций. Май ОДД "Правила и безопасность дорожного движения" Продолжать учить детей правилам дорожного движения; закреплять знания о работе светофора; расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. Беседа "Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать" Закрепить правила поведения детей на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении, продолжать воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте. Конструирование "Городской транспорт" Продолжать учить детей строить грузовой и пассажирский транспорт. Закреплять с детьми в ходе занятия знания правил дорожного движения. Дидактическая игра "Узнай по описанию" Активизировать представления детей о внешнем виде и назначении дорожных знаков, активизировать в речи их названия. Викторина "Что? Где? Когда?" Закрепить у детей знание правил дорожного движения и умения соблюдать их в жизни. Сюжетно-ролевая игра "Поездка по городу" Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, умение "читать" простейшую
графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направления их движения в прстранстве. Июнь Компьютерная презентация "Улицы города" Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на улице, о светофоре. Продолжать учить детей выявлять источник опасности, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Подвижная игра "Перекресток" Продолжать знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке. Воспитывать ответственность. внимательность. Дидактическая игра "Объясни" Развивать у детей мышление, знания ПДД. Игра-соревнование "Перейди дорогу правильно" Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя.
Июль Чтение С.Волкова "Правила дорожного движения. Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос из текста. Закреплять знания ПДД. Сюжетно-ролевая игра "Правила дорожного движения". Продолжать ориентироваться детей ориентироваться по дорожным знакам; соблюдать правила дорожного движения; воспитывать быть вежливыми, внимательными друг к другу, ориентировать в дорожной ситуации. Развлечение " Светофор". Обогащать знания детей о светофоре, дорожных знаках, работе инспектора ДПС. Дидактическая игра "Транспорт" Упражнять детей в группировке транспортных средств по заданному признаку. Август Беседа "По дороге в детский сад" Продолжать формировать у детей представления о безопасном маршруте движения от дома в детский сад. Развивать наблюдательность, внимание. Чтение А.Северного "Самокат" Уточнить знания детей о специальных местах предназначающихся для катания на самокате, велосипеде; объяснить что кататься можно только в присутствии взрослых. Пение песни "Детский сад идет" (муз. И.Шахова, сл. А Карасева). Углублять знания детей о безопасном движении группами по тротуару, о правилах перехода проезжей части улицы. КВН "Правила дорожного движения" Закрепление знаний детьми правил дорожного движения.
Список литературы:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ«Сфера», 2010. Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Данилова Т.И Программа "Светофор" Обучение детей дошкольного возраста ПДД.


В раздел образования